Очарование и разочарование ж/д поездок

ocharovanie i razocharovanie zhd poezdok Общество

А пока информация к размышлению. Казахстанцы пока еще вынуждены мучиться в устаревших советских вагонах некоторое время. Это одна из основных проблем АО «Пассажирские перевозки». Это, безусловно, позор для страны, экспортирующей на мировой рынок до 80 млн тонн черного золота.

В одном из июльских номеров (№57 от 21.07.2023 г.) наша коллега Алма Турганова подготовила материал о продаже билетов на железной дороге в летний период под названием «Билеты ищите в онлайн». И вот в редакционную почту пришло письмо от нашей читательницы, которое мы подготовили как ответ на публикацию, давайте почитаем.

А пишет нам Ольга Юрьевна Борисова. «Дорогая редакция! Прочитав в вашей газете статью «Билеты ищите в онлайн», решила рассказать о своем путешествии в г. Шымкент поездом №29 сообщением «Атырау — Алматы». Билеты до Шымкента мы купили за 45 суток до отъезда, причем нас было шесть человек: трое взрослых и трое детей. А покупали билеты туда и обратно в кассе ж/д вокзала (некоммерческой). В один из дней в 9 ч. утра возле кассы никого не было, и мы спокойно купили шесть билетов в купейный вагон №7 с выездом в Шымкент 30 июня. И вот наступил день отъезда. У самого этого вагона №7 нас встретила проводница Гуцева Ирина Ивановна. Она сразу же обратила на себя внимание добрым и внимательным отношением к нам, пассажирам. Познакомившись с ней поближе, узнали, что наш вагон новый, ему всего два года, и что Ирина Ивановна больше 40 лет работает проводницей, любит свою работу. Это было видно по всему. И как она три раза в день (после каждого приема пищи) пылесосила в купе и коридоре, и как содержала биотуалеты в идеальном состоянии, и как на станциях, где поезд стоял в ожидании, объявляла название станции. И говорила, что можно выйти и проветриться. Словом, путешествие было приятным во всех отношениях.

А вот обратно из того же Шымкента возвращались 14 июля уже поездом №30 «Алматы — Атырау», и билеты также были в 7-ой купейный вагон, но только в другом составе. На этот раз это была полная противоположность тому седьмому вагону с проводницей И.И. Гуцевой. Прямо у выхода проводник сразу же сообщил пассажирам, что кондиционер не работает. А жара стояла невыносимая. Сам вагон старый, 1982 г. выпуска, а новый вагон, говорили, сломался, и его отправили на ремонт в Алматы, где он стоит уже месяц. Так как вагон российский, и детали к нему должны быть привезены оттуда, но кто-то с кем-то не может договориться и приступить к ремонту. Возмущению пассажиров не было предела. Мы потребовали встречи с начальником поезда. Но что он мог сделать? Прямо из вагона кто-то из пассажиров связался с депутатом. Но и он в данной ситуации не смог ничем помочь. Представьте себе, всю дорогу в вагоне царила духота и жара. На каждой станции выходили из вагона просушить одеж­ду, которая была мокрой от жары и пота. Нас спасло только то, что по мере приближения к Атырау погода резко изменилась, и стало прохладнее. Возмущает тот факт, что в кассах продавали билеты, в которых были указаны кондиционер и биотуалет, это отражается на цене билета. И наверняка в кассах ж/д вокзала знали, что в данном составе колесит старый вагон. Об этом нас оповестили пассажиры, которые садились по пути следования и приобретали билеты не за 45 суток, как мы, а перед приходом поезда. Возникает вопрос: «Когда КТЖ будеть по-настоящему заботиться о пассажирах? Кстати, в данном составе не было вагонов №№1, 2, 3, 4 и счет вагонам начинался почему-то с 5-го вагона».

 Ну как подытожить это письмо? Скажем, что во время недавнего визита министра индустрии и инфраструктурного развития РК Марата Карабаева в Атыраускую область журналистами был поднят острый вопрос с нехваткой пассажирских вагонов в казахстанских поездах. В частности, стоял вопрос о скором обновлении пассажирских вагонов сообщением «Атырау — Мангистау». На что Марат Карабаев ответил, что в текущем году вагоны в поезде сообщением «Атырау — Мангистау» не будут обновлены.

И в целом данный вопрос актуален, и общая проблема связана с изношенностью пассажирских вагонов. В 2023 г. для КТЖ будет закуплено 57 вагонов, их производит отечественый казахстанский завод ЗИКСТО в г. Петропавловске, а в 2024 г. в плане закупок стоит приобретение еще 100 вагонов. Правда, министр обнадежил на словах, что если решится вопрос с финансированием закупок пассажирских вагонов, то, кроме вышеуказанных 100 вагонов, будет докуплено еще 157 вагонов. Таким образом, судя по озвученной министром индустрии и инфраструктурного развития информации и по самым оптимистичным прогнозам, за два года — 2023-2024 гг. — для КТЖ закупят порядка свыше 300 вагонов. Конечно, замена пассажирских вагонов будет производиться поэтапно, указал глава МИИР. Но пока точно неизвестно, на каких именно направлениях.

Наши коллеги из интернет-портала Baigenews.kz решили выяснить, когда же, наконец, спишут старые вагоны, обратившись с запросом в АО «Национальная компания «Қазақстан темір жолы». Так, по данным компании, на II квартал 2023 г. количество вагонов со сроком эксплуатации свыше 30 лет составляет 578 пассажирских вагонов, это почти треть от общего количества (2120 единиц). Выбытие основного объёма советских пассажирских вагонов планируется к 2030 году (97%), а оставшееся количество вагонов уйдет с железных дорог страны в 2035 году (3%). При этом для списания вагонов финансирование не требуется.

Кроме того, национальным перевозчиком ежегодно проводятся работы по обновлению парка пассажирских вагонов. «С 2010 по 2022 годы приобретено свыше 1224 вагонов, в том числе свыше 676 вагонов «Тальго». Несмотря на принимаемые меры, устаревший парк пассажирских вагонов остаётся одной из основных проблем АО «Пассажирские перевозки». У национального перевозчика свыше 2000 вагонов, из них 700 — старого типа, их возраст — от 28 до 44 лет. По истечении срока службы все эти вагоны исключаются из инвентарного парка.

Срок службы вагонов — 28 лет, но при его продлении пассажирские вагоны могут служить до 44 лет», — сообщили в нацкомпании. Кроме того, сообщили, что за период с 2021 по 2022 гг. компания приобрела 149 вагонов (в 2021 г. — 82 единицы, в 2022 г. — 67 единиц). Приобретенные вагоны курсируют по маршрутам «Алматы — Мангистау», «Алматы — Оскемен», «Кызылорда — Семей», «Атырау — Алматы», «Астана — Семей», «Павлодар — Алматы».

Тимур КАЗИЕВ

Поделиться с друзьями
Оцените автора
( Пока оценок нет )
Прикаспийская коммуна