О МЕЧЕТЯХ БЕКЕТАТА
Начать разговор на эту тему мы решили с научных исследований, как зарубежных, так и республиканских ученых.
Ученый-исследователь Э. Эверсман в своей работе «Первые русские научные исследования Устюрта» (Москва, 1963 г., 145 стр.), опираясь на документы из путешествий по Устюрту в 1821 году, пишет:
«Стены скальных мечетей Устюрта украшены надписями на арабском, персидском, татарском языках. Подобные мечети Бекет-Ата построил в четырех местах. Одна из них недалеко от Мангистау в Огланды. Вторая — в Бейнеу, третья — в Акмечети, четвертая — в Баялы на берегу Арала. В одной из них он зимовал, вторую посещал летом. Третью — осенью». Этой же точки зрения придерживается местный ученый-исследователь Малбагар Мендыкулов, ученые Г. Айдарулы, К. Сыдиыкулы. К сожалению, надо отметить, что многочисленные исследователи почувствовали особую ауру при посещении только трех мечетей. Это — Акмечеть, мечеть в старом Бейнеу и в Огланды. Как только заходит разговор о четвертой мечети, построенной Бекет-Ата, выясняется, что сведений о ней почти нет. Как было сказано выше, по письменным источникам, один утверждает, что четвертая мечеть была построена в Баялы на берегу Арала, второй подчеркивает, что на Устюрте, ближе к Аралу. Что за местность Баялы, каково ее географическое месторасположение? Неужели за все это время ни один человек там не побывал? Возможно, и была такая местность, но со временем ее затопило или она была заболочена и стала непригодной для житья, вследствие чего ее покинули люди. Этот вопрос остается открытым и по сей день, вызывая большие сомнения.
По словам старейшин, казахи, располагавшиеся на территории современных Атырау и Мангистау, откочевывали на местности, близкорасположенные к Каспию, на западе — Саркамыс, Старый Каратон, Аккудык, Старый Бейнеу, а на востоке — Желтау, пески Сам, Шантулей, Каратулей, Акшолак, Текебай Кара, Байшагар. Но к Аральскому морю не подходили. Доказательством того является факт, что в местностях рядом с Аралом нет старинных захоронений. Тем не менее, в работах М. Мендыкулулы подтверждается версия, выдвинутая Э. Эверсманом, что четвертая мечеть построена Ата в Баялы, по направлению к Аралу, на плоскости Устюрта. Только в последние годы находит подтверждение версия, что четвертая мечеть Ата располагалась в местности Карабауыр, недалеко от Акшукыра и Байшагара, на восточном Устюрте ближе к Аралу. Возможно, ученые прежних лет, пользовавшиеся услугами переводчиков, при подготовке воспоминаний указали местность Байшагар, по ошибке назвав ее Баялы (Байулы). Возможно, при изучении данных материалов, насчитывающих двухвековую историю и изрядно пожелтевших, была допущена ошибка. Поэтому отныне в истории необходимо писать не Баялы, а Байшагар (или Карабауыр). Это, во-первых. Во-вторых, и в печати, и в преданиях подчеркивается, что Ата построил четыре мечети. В многочисленных поездках, встречах с аксакалами-бекетологами, выясняется, что их количество составляет 5 или даже 7. Где же располагается пятая мечеть, в какой местности? «Мы слышали, что в Тобыкты, местности Бузачи, на побережье Каспия было много поселений казахов. Перед отъездом в Мекку Бекет-Ата останавливался именно в этой мечети, чтобы собраться в дорогу, прочитать молитвы, совершить намаз, одним словом, набраться сил перед дальней дорогой».
Этого мнения придерживается мангистауский энциклопедист Таскара Каратайулы, который даже решил оказать содействие в их поисках. О пяти мечетях Бекет-Ата мы расскажем далее более подробно, а пока поговорим о шестой и седьмой мечетях. По словам кария-аксакалов, траектория при кочевке рода адай была следующей: объезжая Сауран, останавливались у подножия гор Мугалжар, где берет начало река Жем, относящаяся нынче к территории Актюбинской области. Разнотравье, чистый горный воздух были особо благоприятными как для людей, так и для скота. До возвращения в Мангистау прошло не менее десятка лет (потомков адайцев, оставшихся здесь на постоянное местожительство, можно встретить и сегодня). Доказательством этого факта являются песни, жырау акынов. К примеру, ода «Атамекен» Кашагана Куржиманулы. По их словам, Бекет-Ата построил мечети у подножия Мугалжарских гор в Тигене, в Мангистау. Базарбайулы Агайдар, имам мечети в Огланды в 1990-х годах, также придерживался этой позиции. Приведу еще факты.
Как-то пришлось мне встретиться с Тергеу Айдархановым, бывшим секретарем Мангистауского областного маслихата, который рассказал следующую историю. Лет 25 назад, точнее в 1974 году, народный писатель, известный акын Абу Сарсенбаев прибыл с супругой в Мангистау и гостил у него в Актау. Цель приезда — поклонение духу Ата в мечети Огланды. Конечно, эта просьба гостя была выполнена. Поездка удалась, так что и по приезде в Актау разговоры о чудодейственных силах Ата были продолжены, зашла речь и о других мечетях Ата. В это время гость Абу Сарсенбаев рассказал следующее, что взволновало хозяев:
«Раньше, когда я еще был молодой, в одну из поездок в Актюбинскую область я специально направился в сторону Мугалжарских гор. Так как слышал, что там тоже есть подземная мечеть, построенная Ата. Мы нашли ее, точнее, то, что от нее осталось. Ведь прошли не только годы, но и века, так что и природа, и Советы сделали свое черное дело — мечеть была полуразрушена. Мы вошли в нее, в ней оказались чудом сохранившиеся книги, но мое внимание привлек листок бумаги, сложенный вдвое. Когда я раскрыл его, то увидел рукописный текст Бекет-Ата, внизу которого была проставлена его печать. Мы прочитали соответствующую молитву, привели в порядок книги. А тот бесценный листок, который держал в руках сам Ата, как память о посещении мечети в Мугалжарах, я забрал с собой, храню в нагрудном кармане, могу его вам показать, — и протянул пожелтевший листок».
Позже гости уехали к себе домой, разговор на этом был закончен. Замечу, что это были времена, когда разговоры о религии, Всевышнем в обществе не приветствовались. Позже умерла супруга писателя. Потом и он сам ушел в иной мир. Но сегодня тема этой беседы как никогда актуальна. Необходимо получить разрешение у родственников писателя на поиск этого листка бумаги в личном архиве и совершить поездку в Мугалжары. А после поехать в Тиген, провести исследовательские работы и разыскать местонахождение мечети Ата. Недаром говорят, что если ветер не подует, трава не шелохнется. Верю, что и седьмую мечеть мы со временем обнаружим.
Таким образом, иншалла, нам удалось установить точное количество построенных Бекет-Ата мечетей. Перед нами стоит не менее ответственная работа по восстановлению мечетей, их реставрации и передаче последующим потомкам, как центров духовного воспитания казахской нации. Это общая для всех нас живущих сегодня цель.
Ислам кажи Мырзабекулы,
ширакши в Акмечети
Перевод Гульжан ЕЛЕШЕВОЙ