Поехали: цены ГСМ на старте
В Казахстане будут повышены цены на ГСМ. «Это вынужденное решение», — заявил новый-старый Премьер-министр РК Алихан Смаилов, говоря о повышении цен на бензин и дизтопливо. Почему и зачем ГСМ дадут расти? Разберем ситуацию в нашем небольшом обзоре по материалам республиканских изданий.
«Поехали!» – фраза, которую произнёс первый космонавт Земли Юрий Гагарин во время старта первого пилотируемого космического корабля «Восток» 12 апреля 1961 года. И примерно эту фразу можно будет произнести в Казахстане 12 апреля 2023 года, когда цены на ГСМ поползут вверх. Что ж, символично, и добавить нечего. Значит, ожидаем и «космического» роста цен на все остальное. Одной из причин предстоящего роста цен называется то, что относительно дешевые казахстанские ГСМ «уплывают за бугор» и что якобы для выравнивания цен с соседями им дадут медленно расти вверх, к примеру, до уровня российских или кыргызских цена на бензин и дизтопливо. Давайте попытаемся понять, как низкие цены на ГСМ способствуют перепродаже казахстанского топлива за границу? Или как Казахстан «кормит» экономики других стран дешевым топливом?
Как передает интернет-портал lsm.kz, Премьер-министр Алихан Смаилов заявил, что у Казахстана нет иного пути, кроме повышения цен на ГСМ. С 12 апреля в стране планируют поднять цены на АИ-92 и АИ-93 на 11%, до 205 тенге за литр, а на дизтопливо – на 20%, до 295 тенге за литр. «Это непростое решение, но вынужденное. Если сейчас этого не сделать, то уже в ближайшее время мы столкнемся с нехваткой топлива», – пояснил он. И отметил, что в стране самый высокий уровень потребления дизельного топлива на душу населения – 370 литров в год, в России – 225 литров, Кыргызстане – 98 литров, Узбекистане – 44 литра. При этом спрос увеличивается возрастающими темпами.
– Это связано с ростом объемов вывоза ГСМ в соседние страны транзитным транспортом и в виде «серого» экспорта. Притом что реальное потребление в основных отраслях экономики республики практически не изменилось, – заявил Премьер-министр, отметив, что государство принимает все меры для увеличения производства ГСМ. В прошлом году был произведен рекордный объем дизельного топлива – 5,2 млн тонн. В целом за последние пять лет производство бензина выросло на 70%, дизтоплива – на 33%.
– Наши НПЗ работают на пределе своих мощностей. Однако мы постоянно сталкиваемся с рисками нехватки ГСМ. Основным фактором вывоза и дефицита являются низкие цены на ГСМ в Казахстане. К примеру, в России дизель стоит дороже на 45%, в Кыргызстане – на 64%, в Узбекистане – в два раза. В итоге дешевое топливо различными путями перетекает в соседние страны, – отметил Смаилов и сообщил, что в марте потребление ГСМ выросло на 15% по сравнению с аналогичным месяцем прошлого года. Поэтому, если не сократить диспаритет цен, страна может столкнуться с нехваткой в объеме до 850 тыс. тонн. «Получается, что наше дешевое топливо работает на экономики соседних стран в ущерб собственным национальным интересам. Поэтому для стабилизации ситуации на рынке ГСМ необходимо снизить ценовую разницу. Это позволит уменьшить отток нефтепродуктов из страны и обеспечить потребности рынка. Иного пути у нас нет», – уточнил Премьер-министр. Он добавил, что сельхозтоваропроизводители полностью обеспечены удешевленным дизтопливом по 204 тенге за литр, для них цена не изменится. По его словам, правительство будет принимать и другие меры для поддержания внутреннего рынка топлива и пресечения любых возможностей нелегального вывоза.
Ранее и.о. министра энергетики Болат Акчулаков сообщил, что на сером экспорте дизтоплива маржа доходит до $140 млн в год.
Вопрос с вывозом из страны нефтепродуктов правительство ранее хотело решить введением лимитирования отпуска отдельно гражданам страны и отдельно иностранным гражданам. Но, по всей видимости, этот механизм то ли недоработан, то ли не дает ожидаемого эффекта. Как известно, с 10 января 2023 года министр энергетики Республики Казахстан подписал приказ о внесении изменения в действующий приказ «Об утверждении перечня нефтепродуктов, на которые устанавливается государственное регулирование цен», и где определен перечень нефтепродуктов, на которые устанавливается государственное регулирование цен. Это: 1) бензин марки АИ-80, розничная реализация; 2) бензин марки АИ-92, розничная реализация; 3) бензин марки Аи-93, розничная реализация; 4) дизельное топливо (летнее, межсезонное), розничная реализация. В этом приказе предельные цены на бензин следующих марок оставили на прежнем уровне: АИ-80 — 89 тенге за литр, в Костанайской и Северо-Казахстанской областях цены на бензин марки АИ-92 и АИ-93 составляют 187 тенге за литр, в других областях Казахстана — 182 тенге за литр. На дизельное топливо: при предъявлении водительского удостоверения, выданного в Республике Казахстан, — в объеме 100 литров в день по цене 230-260 тенге за литр, в зависимости от региона, а для грузовых, специальных, специализированных автомобилей и автобусов при предъявлении свидетельства о регистрации транспортного средства в Республике Казахстан утвержденный лимит в сутки составляет 300 литров по цене 230-260 тенге за литр, в зависимости от региона. Остальной категории лиц, а также сверх указанных лимитов дизельное топливо отпускается по 450 тенге за литр.
В свою очередь эксперт Олжас Байдильдинов отметил, что эпоха дешевых энергоносителей для Казахстана закончилась. По его расчетам, безубыточная стоимость АИ-92 в Казахстане превышает 250 тенге за литр, прокомментировал он интернет-ресурсу lsm.kz.Также говоряо решении Минэнерго РК поднять предельные цены на ГСМ, Байдильдинов пояснил, что это шаг к выравниванию до безубыточного уровня.
– Для АИ-92 в текущих условиях и при текущем обменном курсе точка без убытка составляет свыше 250 тенге. Летнее дизтопливо – свыше 350 тенге, – пояснил эксперт. В то же время добавил, что текущий приказ Минэнерго еще не устранит дефицит, не приведет к выравниванию цен с соседними государствами. Мера является промежуточным решением. В связи с этим казахстанцы должны ожидать дальнейшего роста цен на ГСМ.
– У добычи нефти, переработки, транспортировки во многом долларовая себестоимость. Соответственно, при снижении курса тенге экономика внутренних цен вновь ухудшится, – спрогнозировал Байдильдинов.
По его мнению, сегодня государственные органы не понимают реального уровня потребления нефтепродуктов в стране. Это будет возможно при устранении ценового дисбаланса (цены по периметру выше на 100-120 тенге и больше). В то же время эксперт отметил, что крупные НПЗ работают на пределе мощности. При этом потребление ежегодно растет (в прошлом году было продано свыше 120 тыс. новых авто + «серый» импорт). «Расширение Шымкентского НПЗ завершится примерно в 2029-2030 годы. До этого времени дефицит на внутреннем рынке будет усиливаться», – заверил эксперт. Он отметил, что новые нефтеперерабатывающие заводы не появляются из-за того, что цены убыточны и не выгодны потенциальному инвестору. И что «КазМунайГаз» тоже не бездонная бочка. Тем более компания вышла на IPO.
Что касается потребителей, по словам Байдильдинова, среднее авто на семью с расходом 10 л на 100 км и пробеге 1 тыс. км в месяц потребляет 100 л бензина. Повышение на 20 тенге означает дополнительные расходы в размере 2 тыс. тенге, по его подсчетам. Доля транспортных расходов по дизелю в перевозке фруктов и овощей, по словам Байдильдинова, из Алматы в Астану также невелика: не более 10 тенге за 1 кг. При этом экономист напомнил, что цены на топливо не менялись последние годы, тогда как фрукты и овощи подорожали примерно в два раза.
«Всех, кто твердил, что «ситуация на топливном рынке связана с двумя известными в Казахстане фамилиями» и «когда государство вернет контроль над отраслью, цены снизятся», попрошу признать свою ошибку: сегодня 80% оптового рынка нефтепродуктов контролирует «КазМунайГаз» (PETROSUN была передана КМГ), НПЗ также в собственности КМГ, государство контролирует и опт, и розницу. Снижения цен нет. Эпоха дешевых энергоносителей в Казахстане закончилась. Это нужно объявить официально», – заключил Байдильдинов.
Что касается местного рынка потребления ГСМ, поставок нефтепродуктов в Атыраускую область и их динамики, объемов дизтоплива и бензина, выделенных крестьянским хозяйствам для проведения весенне-полевых работ в Атырауской области, то редакция «ПК» отправила запрос в адрес руководства областного управления энергетики и ЖКХ. И, надеемся, в ближайшее время получить ответы на наши вопросы и опубликовать их.
Подготовил Тимур КАЗИЕВ