Какой ислам нужен Тюркам?

ЗА ПОСЛЕДНИЕ ГОДЫ ВЕРУЮЩАЯ МОЛОДЕЖЬ КАЗАХСТАНА ВСЕ ЧАЩЕ СТРЕМИТСЯ ПОЛУЧИТЬ РЕЛИГИОЗНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ВЕДУЩИХ ВУЗАХ АРАБСКИХ СТРАН. НАСКОЛЬКО ЭТО БЕЗОПАСНО ДЛЯ НАШЕГО ГОСУДАРСТВА, ПРИНИМАЯ ВО ВНИМАНИЕ ОПАСНОЕ РАСПРОСТРАНЕНИЕ ЭКСТРЕМИСТСКИХ РЕЛИГИОЗНЫХ ТЕЧЕНИЙ В ЭТИХ ГОСУДАРСТВАХ? И ЕСЛИ СОБСТВЕННО НЕОБХОДИМОСТЬ В ПОЛУЧЕНИИ ДУХОВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НАШИМИ СООТЕЧЕСТВЕННИКАМИ ЗА ГРАНИЦЕЙ, ЕСЛИ ЗА ПОСЛЕДНИЕ ГОДЫ В КАЗАХСТАНЕ УСПЕШНО ФУНКЦИОНИРУЕТ ИСЛАМСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ «НУР-МУБАРАК» И ДЕЙСТВУЕТ НЕСКОЛЬКО ДЕСЯТКОВ МЕДРЕСЕ?
Этими вопросами озабочено недавно созданное Агентство Республики Казахстан по делам религий. И именно этой теме был посвящен «круглый стол», на который представители департамента по делам религий по Атырауской области пригласили наиб имама областной мечети «Имангали» Еркебулана Каракулова, заместителя начальника управления внутренней политики Оразбека Касымова и родителей молодых людей, чьи дети уже отучились или находятся в арабских странах.
На встрече организаторы «круглого стола» высказали главное свое опасение: они считают, что молодежь, получающая религиозное образование в арабских странах, «заражается» опасными идеями организаций экстремистского толка. По их словам, ни для кого не секрет, что за последние годы определенные силы нетрадиционных религиозных течений все чаще привлекают большое количество казахстанской молодежи в зарубежные религиозные школы и медресе, взгляды и учение которых противоречат устоям и традициям ислама, в результате чего возникают проблемы для стабильности и безопасности в нашей стране.
Между тем, по данным и.о. директора департамента по делам религии Мухтара Изгалиева, на сегодняшний день в ведущих религиозных вузах арабских стран получают образование 11 атыраусцев. Из них 6 студентов находятся в Саудовской Аравии, в Йемене — трое, в Иордании и Египте по одному. В то же время, из-за участившихся столкновений на религиозной почве в столице Египта, в этом году на Родину удалось вернуться десятерым ребятам из Атырауской области, правда, вскоре, один из них продлил визу и вернулся обратно в Египет. На сегодня точно неизвестны истинные мотивы и цели возвращения молодого человека. Было ли это приглашением представителей экстремистских движений или он решил вопреки собственной безопасности все-таки продолжить получать религиозное образование.
Участники «круглого стола» сошлись во мнении, что запрет на отправление молодых людей за границу должен быть принят на официальном уровне. Они полагают, что необходимо внести поправку в закон «О свободе вероисповедания», согласно которой молодые люди, желающие получить религиозное образование за рубежом, должны согласовывать свои действия как с ДУМК, так и с органами образования.
— Сейчас на самом деле отпала необходимость в получении хорошего религиозного образования за границей. У нас в стране созданы все условия: в Алматы уже который год действует религиозный университет «Нур-Мубарак», работают медресе в Алматы, Астане, Шымкенте, Павлодаре и Актобе. Уровень знаний выпускников «Нур-Мубарака» ни в чем не уступает уровню ведущих религиозных вузов арабских стран, – считает наиб имам Еркебулан Каракулов.
Как оказалось, с 2000 года Духовное управление мусульман Казахстана перестало направлять казахстанцев, желающих получить религиозное образование, за границу. Но, несмотря на этот запрет, многие молодые верующие люди до сих пор уезжают, самостоятельно поступают сначала на подготовительные курсы, а потом и в само религиозное заведение. С другой стороны, если посмотреть на эту ситуацию, ничего в этом предосудительного нет. Но вопрос заключается в другом: ислам какого толка эти ребята исповедают и будут ли востребованы их учения по приезде в Казахстан в духовных учреждениях страны? Именно этим вопросом обеспокоено большинство родителей, чьи дети вернулись из арабских стран, или до сих пор находятся там. Они сетуют на то, что их дети, получившие религиозное образование за границей без согласия ДУМК, по возвращении на Родину чаще всего сталкиваются с проблемой трудоустройства. Обеспокоена этой проблемой и Роза Хасанова, чей сын Даниал по первому образованию юрист, 2,5 года учился арабскому языку в медресе Шымкента, затем пять лет познавал теологию в ведущем университете Египта «Аль-Азхар». После возвращения в Атырау парень так и не смог получить работу ни в одном религиозном учреждении области, хотя до Египта он работал какое-то время в департаменте юстиции. Его мать полагает, что одна из причин безработицы в том, что ее сына ошибочно принимают за представителя нетрадиционного течения, а все из-за того, что он отпустил бороду. Сейчас тридцатилетний Даниал женат, у него трое детей, и он планирует заняться частным предпринимательством. Другой атыраучанин Саят Текеев проучился в «Аль-Азхаре» всего год. Несмотря на то, что образование там бесплатное, ему пришлось вернуться на Родину, потому что родители не смогли оплачивать его проживание в Каире.
За «круглым столом» говорилось и о том, что у сегодняшней казахстанской молодежи, к сожалению, сложилось ошибочное мнение, как будто у нас в стране, по сравнению с вузами арабских государств, проповедуется неполноценный ислам. По словам и.о. директора департамента по делам религий Мухтара Изгалиева, это абсолютно неправильное мнение и нужно принять все усилия для того, чтобы развеять подобные настроения. Религиозное образование арабских стран имеет свои минусы и не всегда отражает устои и традиции ислама, исповедуемого в Казахстане. С другой стороны, некоторые выпускники, отучившиеся в арабских вузах, порой начинают проповедовать менталитет, культуру и традиции арабских стран, что недопустимо для нашего светского государства.
Сейчас в Казахстане идет широкое обсуждение, какое течение ислама больше всего подходит нашему государству. Эта тема стала ключевой на недавней встрече, прошедшей в Алматы. Мероприятие «Актуальные вопросы по усилению пропаганды традиционного Ислама в Казахстане» собрало многих представителей общественности Казахстана. Один из его участников, руководитель Центра анализа, прогноза, социальных инициатив партии «Нур Отан», кандидат философских наук Казбек Казкенов привел слова одного из мулл, который сказал о том, что они спросят совета у священнослужителей из Саудовской Аравии, Сирии и других стран. Сам кандидат философских наук категорически против такой постановки вопроса: «Мы тюрки. Наша цивилизация выше арабской культуры и религии. И это не я сказал, а Магжан Жумабаев! Вот его слова: «Вам, арабам, далеко…» Почему мы должны слушать их?» По мнению Казбека Казкенова, необходимо разработать собственную казахстанскую идею, он уверен что: «Необходимо изменить сознание, инверсию, мышление и с молоком матери формировать казахстанскую идею и модель».
Поделиться своими мыслями по этим актуальным вопросам «Прикаспийская коммуна» попросила доктора философских наук Алтая Тайжанова и теолога Еркебулана Каракулова.
Алтай Тайжанов, доктор философских наук, академик академии социальных наук Республики Казахстан, заведующий кафедрой социально-политических дисциплин Западно-Казахстанского государственного медицинского университета имени М.Оспанова:
— Идеологические аспекты нашего государства в прошлом диктовали нам идеологию демократии. Но не стоит путать демократию с вседозволенностью. Казахстан уже который год проводит съезды лидеров мировых религий, у нас не так давно состоялся исламский экономический форум. Это все свидетельствует о том, что Казахстан сделал позитивный шаг в укреплении многоконфессионального мира. В Казахстане религию возможно отделить от государства, но ее не нельзя отделить от народа. Религия – это большая вера. В советские времена многим из нас внушалась идеология атеизма, многие стали атеистами. Но прежде чем становиться атеистами, многие из них не обратили должного внимания на понимание самого понятия «атеизм». Рано или поздно, если у нас не будет общей идеологии относительно религиозного вопроса, то у нас может возникнуть борьба между верующими и националистами.
Что касается ситуации с казахстанской молодежью, которая уезжает за духовным образованием за границу, я могу лишь сказать, что в глобализированном мире мы не можем ни на юридическом основании, ни морально запретить нашим соотечественникам получить религиозное образование в вузах арабских стран. Надо лишь подумать над тем, как организовать идеологически-воспитательную работу с ними после их возвращения. В Конституции, провозглашающей казахский язык государственным языком, в обязательном порядке нужно добавить «религия – ислам, главенствующая религия в Казахстане.
Еркебулан Каракулов, теолог, наиб имам областной мечети «Имангали»:
— Ни для кого не секрет, что сейчас существует много способов попасть в арабские страны – один из них открыть туристическую визу, и после зачисления на подготовительные религиозные курсы продлевать ее. В старейшем университете Египта «Аль-Азхар» образование можно получить бесплатно, в Кувейте, скорее всего, оно платное, как обстоит дело с оплатой в Йемене мне неизвестно. Как правило, у мусульман из Казахстана, прибывающих учиться в этот университет, должно быть на руках разрешение от Духовного управления мусульман Казахстана. С 2000 года была приостановлена отправка молодых людей из Казахстана в Египт в интересах нашей страны, и прежде всего, в интересах нашей религиозной грамотности. Последний поток выпускников, насколько мне известно, прибыл из этой страны в 1999 году, среди них был и я. После этого все студенты, получившие образование в арабских странах, едут туда уже самостоятельно, можно даже сказать, нелегально, поскольку их после возвращения очень тяжело принять на работу в религиозные учреждения. Одним словом, едут туда наши ребята уже неофициально.
По большому счету, мы не против получения образования в известных и зарекомендовавших себя вузах, но так, к сожалению, на деле получается, что по приезде многие из них уклоняются от традиционного течения ислама, переходя на баррикаду запрещенных религиозных элементов. И мы вовсе не утверждаем, что подобному их учат в религиозных университетах. Духовное управление мусульман Казахстана с удовольствием пригласило бы на работу ребят, получивших образование в ведущих университетах мира, но нужно до конца разобраться, окончил ли на самом деле студент, к примеру, университет «Аль-Азхар», обучался ли он там фундаментальному исламу. Всем нам известно, что «Аль-Азхар» — это один из старейших в мире университетов, также является наиболее престижной мусульманской духовной академией-университетом, расположен в Каире. С другой стороны, образование системы в «Аль-Азхаре» построено так, что окончить его на самом деле очень сложно, на получение образования уходит много времени. Казахстанцев на учебу в университет, как правило, не принимают, так как у нас отсутствуют государственные религиозные заведения среднего звена. Они ведь прежде чем принять на учебу сопоставляют уровень образования. Ведь, как известно, в аттестатах о среднем образовании у нас нет ни одного религиозного предмета. В результате, наши молодые люди зачисляются на подготовительные курсы, затем учатся некоторое время в медресе, которое у них считается средним учебным заведением, и только после успешной сдачи конкурса поступают в университет. В реалии так получается, студенты, обучающиеся на подготовительных курсах при университете «Аль-Азхар», смело заявляют, что они являются студентами этого университета, хотя на самом деле это далеко не так.

Айнур АБДЕШОВА