Новости

Чтобы не «промазать», или Работа над точностью

Наконецто я попала в святая святых стрелковой подготовки и практической стрельбы в специально оборудованное место, где проходят тренировки, на которых учат стрелять из пистолета, гладкоствольного ружья и нарезного карабина. Посторонним вход на объект запрещен, но для корреспондента «ПК» сделали исключение. Мне не только разрешили присутствовать на занятиях, но даже пострелять из пистолета и винтовки с оптическим прицелом. Какойникакой опыт у меня уже имеется, при учениях территориальной обороны военнослужащие научили обращаться со снайперской винтовкой и автоматом Калашникова. Каких мне удалось достичь результатов на этот раз? А кто ходит учиться практической стрельбе? Узнаем и расскажем

img 20240729 wa0031

По вполне понятным причинам наблюдать за ходом огневой подготовки посторонним людям категорически запрещено. Мне же представился шанс увидеть, как учат обращаться с оружием и метко стрелять атыраусцев, которые не имеют отношения к работе в силовых ведомствах, но участвуют в чемпионатах Казахстана по практической стрельбе. Благодаря поддержке и содействию Атырауского областного филиала спортивного общества «Динамо» занятия для таких людей – представителей гражданских профессий – ведут инструкторы общественного объединения «Федерация практической стрельбы Атырауской области», созданного в 2016 году. Свидетельство об аккредитации спортивной федерации было подтверждено управлением физической культуры и спорта и подписано акимом области. В числе инструкторов – офицер запаса КНБ, который стал основателем федерации, Александр Кириллов. Он помогает по мере необходимости управлению спецподготовки департамента полиции при проведении огневой подготовки. Кроме того, является инструктором по безопасному обращению с огнестрельным оружием АОФ ОО ФСО «Динамо».

Оружие для спортивной стрельбы было предоставлено «Динамо» в целях популяризации стрелковых видов спорта.

Как становятся спортсменами-стрелками

Когда в выходной день я пришла на «стрелялки», заканчивался процесс влажной уборки помещения. Этим занималась красивая, с русой косой и спортивного телосложения молодая женщина. Оказалось, сама руководитель региональной федерации практической стрельбы Ольга Дорош. В разговоре выяснилось, что  Ольга приехала в Атырау в 2006 году из Северо-Казахстанской области, так и осталась. Первая ее профессия – журналистика, окончила Кокшетауский государственный университет имени Ш. Уалиханова, а по второму высшему образованию – специалист по проектированию и эксплуатации нефтехранилищ, нефтесооружений на суше и на море. Сейчас работает главным инженером проектов в АО «НИПИ «Каспиймунайгаз». Казалось бы, какое тут место занятиям с оружием? А это одно из ее хобби. Ольга Олеговна, рассказывая о том, как она пришла к стрельбе, ни на минуту не прерывалась от подготовки помещения тира к занятиям. Здесь уже ждали атыраусцы из числа гражданских людей, регулярно посещающих занятия, среди них был новичок, который готовился к пробному занятию.

– Руководство практической стрельбой, можно сказать, было предначертано самой судьбой. У меня по мужской линии в семье все были связаны с той или иной военной профессией, – поделилась руководитель федерации. – Дядя служил на подводной лодке. Некоторые родственники работали в органах внутренних дел, мама тоже там трудилась, правда, бухгалтером. Один дедушка – бывший летчик-испытатель, потом стал преподавателем Киевского авиационного института. Второй дедушка тоже был летчиком-испытателем, был приближен к крупным фигурам того времени, знаком с Юрием Гагариным, Валентиной Терешковой, у нас даже есть их совместные фотографии. Я росла в такой среде, в детстве вместе с мамой на работу ходила, дяденьки-милиционеры там меня баловали конфетами и приглядывали за мной. Но, честно сказать, более углубленно стрельбой я начала заниматься уже в Атырау, наверное, после пандемии, – продолжает Ольга Олеговна. – До этого я увлекалась стрельбой из пневматического оружия, но совсем мало. А уже серьезно IPSC, то есть стрелковым спортом, занялась позже. Сама дисциплина называется IPSC (международная конфедерация практической стрельбы).

ОЮЛ «Казахстанская ассоциация практической стрельбы» является официальным представителем международной конфедерации практической стрельбы (IPSC) в нашей стране. IPSC – это один из видов стрелкового спорта, который зародился в Калифорнии. Сегодня он популярен во многих странах. Деятельность международной конфедерации практической стрельбы заключается в организации и проведении соревнований, где создается имитация условий реального использования огнестрельного оружия (охота, боевая защита границ, выполнение служебного долга). В задачи входит популяризация, поддержка, совершенствование и прогресс практической стрельбы для обеспечения безопасности и профессионального использования реального оружия.

– Для того, чтобы стать стрелком, надо обязательно пройти обучение и сдать экзамены. Учим по нескольким направлениям – стрельбе из пистолета, карабина, дробовика, – поясняет Ольга Дорош. – Мой инструктор – Рустам Куспаев, также член нашей федерации, подготовил меня и еще одного стрелка – Николая Хегая. Два года назад мы впервые представили Атыраускую область на чемпионате РК по стрельбе из пистолета, проходившем на полигоне Айтей в Алматы.

Среди женщин по Казахстану Ольга Дорош стала четвертой, до третьего места не хватило всего двух баллов, а Николай занял третье место.

– Участие в данном чемпионате помогло нам обратить внимание на развитие стрелкового спорта в регионе, – поясняет руководитель федерации. – Мы вернулись, продолжили заниматься, постепенно к нам стали подтягиваться ребята.

Военный инструктор Александр Кириллов – человек с большим опытом, офицер запаса органов КНБ, а начинал службу в 2000 году в подразделении специального назначения, потом была оперативная работа. В настоящее время он трудится комендантом в региональном департаменте полиции. Помимо гражданских людей, обучает военнослужащих, сотрудников различных структур, в том числе полицейских. И это важно. Служба в полиции – достаточно опасна, и стражи правопорядка всегда готовы столкнуться с любой, самой экстремальной ситуацией. Чтобы быть всегда начеку, требуется отличная физичес­кая подготовка и умение обращаться с огнестрельным оружием. Конечно же, никто не требует от полицейского быть «ворошиловским стрелком», но знать азы владения огнестрельным оружием – крайне важно. Чтобы сотрудники полиции имели отличные навыки стрельбы, с ними регулярно проводятся занятия.

Без проверки никак нельзя

Сейчас в федерации четыре инструктора, кроме названного уже Александра, здесь также очень опытный Рустам Куспаев, а еще Ольга Дорош и Николай Хегай. В общем, люди серьезные, ответственные. Они проводят аккредитацию местных ребят, когда им нужно получить «зеленую карту» стрелка IPSC, это, как правило, сотрудники полиции, из подразделений «Беркут» и «Арлан». Чтобы получить такой документ, нужно либо пройти обучение, либо, если человек имеет опыт, подтвердить умение, то есть сдать экзамен. Пока глобально людей на обучение не набирают, учат тех, кто уже более-менее знаком с оружием, а еще периодически тут проводят воскресные занятия, можно прийти попробовать пострелять. В большинстве своем после таких стрельб ребята хотят заниматься дальше. Однако просто так сюда нельзя попасть. Есть определенные требования, одно из которых – отсутствие постановки на различных учетах, в психонаркодиспансерах, а также об отсутствии судимости. Люди, которые намерены заниматься спортивной стрельбой, должны быть готовы к проверке со стороны соответствующих структур. Кстати, ФПС вправе отказать желающим тренироваться даже без объяснения причины.

На данный момент в федерации проходят обучение 14 человек. Они либо будут получать зеленую карту стрелка, либо ее уже имеют и периодически участвуют в соревнованиях. Кстати, у членов федерации в выборе оружия свои предпочтения: Ольга Дорош, к примеру, ориентирована на работу с пистолетом. Пистолет «Макарова», разумеется, классика, но Ольге Олеговне нравится работать с более продвинутыми моделями оружия – Глок, Чизет, они точные, надежные, удобные. Тренируют с помощью пистолета марки «Байкал» – гражданского аналога «Макарова». Николай Хегай освоил карабин и участвует в соревнованиях по практической стрельбе из такого оружия.

На момент моего нахождения в месте, где учат стрелять, один житель Атырау готовился сдать экзамен на получение «зеленой карты», молодой человек хочет заняться снайпингом – одной из современных стрелковых спортивных дисциплин. Он резко складывал руки, как будто держал пистолет на выстрел. Руки должны уметь запоминать, когда инструктор дает команду, чтобы человек, не глядя, мог достать пистолет с кобуры и произвести хороший выстрел. В настоящее время снайпинг является развивающимся видом спорта. В отличие от других высокоточных дисциплин, в которых стрельба ведется с подготовленного места, там допускаются упражнения, в которых приходится перемещаться с одной позиции на другую, менять стойки, стрелять из неудобных положений, на сложном рельефе и при сложных стрелковых условиях, когда ветер, пыль, солнце в глаза. В целом, соревнования проводятся по каждому виду оружия в Казахстане и за его пределами.

На данный момент федерация практической стрельбы Атырауской области осуществляет свою деятельность на базе Атырауского областного филиала спортивного общества «Динамо», благодаря чему у спортсменов-стрелков имеется возможность тренироваться каждое воскресенье.

– «Динамо» заинтересовано в развитии всех видов спорта, в том числе стрелкового. Совместно готовим спортсменов на республиканские турниры, а победители будут участвовать в таких соревнованиях уже на международном уровне. Присваиваются также разряды, вплоть до мастера спорта. Все на официальном уровне, – поясняет инструктор Александр Кириллов. – Казахстанская практическая стрельба развита по всей республике, есть филиалы, которые готовят непосредственно спортсменов. Изначально количество людей у нас может превышать определенный минимум, но со временем остаются те, кто действительно заинтересован. Потому что практическая стрельба – это дорогой вид спорта, и не каждый может себе его позволить. Цена одного боеприпаса – от 500 до 700 тенге, в зависимости от типа оружия. Чтобы отстрелять десять патронов – 5 000-7 000 тенге. Экипировка – форма, пояса, «магазины», средства индивидуальной защиты – наушники, специальные очки. В общем, как в любом виде спорта, требуются немалые финансовые вложения.

Пристально рассматриваю стены. Поймав мой взгляд, мне поясняют, что помещение оборудовано всем необходимым. Тут предусмотрели пневматические панели, защитные щиты и мишени, обеспечены максимальная шумовая изоляция, освещение, имеется антирикошетное покрытие потолка, пулеулавливатели.

Когда скорость враг точности

Молодой человек продолжает делать резкие движения, будто выхватывает пистолет из кобуры. Но в руках у него пока ничего нет, он намерен сдать экзамен для получения «зеленой карты» спорт­смена-стрелка.

– Выполняется одно из тренировочных упражнений, называемое «холощением», перед непосредственно боевой стрельбой в месте тренировки, чтобы на огневом рубеже все движения отрабатывались автоматически, по мышечной памяти. Это как пианист проигрывает определенные гаммы, ноты, то же самое и стрелок, как бы проигрывает. Он адаптирует мышцы, зрение. Проверяет свои навыки, умения, возможности, так как здесь многое зависит от времени – выхват оружия из кобуры, сам выстрел. Смысл заключается в том, чтобы найти баланс между скоростью и точностью. Стрелки давно уже заметили, что скорость – это враг точности, а баланс находится между ними, – поясняет инструктор IPSC Рустам Куспаев.

Перед каждым занятием проводится инструктаж по технике безопасности. Все участники воскресного обучения после его прослушивания должны будут поставить свои подписи в соответствующем журнале.

– Внимание всем стрелкам, – призвал инструктор Александр Валерьевич. – Прошу внимательно послушать обязательный кодекс стрелка. Первое – я всегда буду обращаться с оружием как с заряженным. Второе – я никогда не нажму на спусковой крючок, пока не буду уверен, что перед мишенью и за ней нет никаких помех – люди, животные, материальные ценности, которым я могу причинить ущерб, осуществляя стрельбу. Третье – я никогда не поставлю свой палец на спусковой крючок, пока мое оружие не будет направлено в сторону мишени. Ребята, оружие слишком высоко вверх не поднимаем, вниз не опускаем, держим параллельно пола – соблюдаем угол безопасности. Четвертое – я никогда не буду убирать свое оружие, пока не убедился, что оно разряжено, то есть до команды инструктора, который скажет: «Осмотрено? Оружие в кобуру!» Без этого никакие манипуляции с оружием не делаем до окончания стрельбы. Я всегда буду четко выполнять команды инструктора без каких-либо возражений. Понимаю всю важность и ответственность при выполнении упражнений с огнестрельным оружием, поэтому буду неукоснительно соблюдать все вышеперечисленные требования по технике безопасности при обращении с огнестрельным оружием. Прошу всех расписаться в журнале.

На мушке

После прохождения инструктажа, росписи в журнале, что я тоже сделала, получила шанс взять в руки винтовку с оптическим прицелом, МР-161 калибром 22 LR, в простонародье его называют «мелкашка». Попаду ли в мишень? Оружие не было таким, скажем, весомым. Есть с чем сравнивать – со снайперским, которое опробовала в ходе учений территориальной обороны в прошлом году, после этого у меня немного болело плечо. Тем не менее, почему-то появилось волнение, вдруг не попаду в цель. Целилась долго, и из двух попыток одна оказалась удачной. Теперь пистолет «Байкал». Мне дали наушники, чтобы звуки выстрелов не давили на уши, для защиты глаз – очки. Инструктор пояснил, как надо держать оружие.

– Для прицеливания задержать дыхание на выдохе, зажмурить левый глаз, а правым смотреть через прорезь на мушку так, чтобы она пришлась посередине прорези, а вершина ее наравне с верхними краями, в таком положении подвести пистолет под точку прицеливания и одновременно начать нажим на хвост спускового крючка, – сказал инструктор.

Сначала был пробный выстрел, без патрона, а во второй раз – уже боевой. Но «Байкал» мне не поддался, промазала, никак не могла точно навести мушку, не получалось держать пистолет мертвой хваткой. Все-таки оружие снайпера мне «ближе». Хотя, как отметили инструкторы, устойчивый навык стрельбы вырабатывается лишь после, внимание, 10 тысяч повторений! Эх, ну и наивная я, размечталась попасть в цель с первого раза.

Снять стресс и получить адреналин

Затем стали стрелять сами члены федерации.

– Внимание, стрельбище под огнем, – слышится голос инструктора.

И стали раздаваться громкие хлопки.

Потом я поинтересовалась у ребят, с какой целью они посещают огневые занятия, получают навыки стрельбы, если не являются кадровыми сотрудниками соответствующих органов.

– Знаете, хорошо стресс снимает. Я сам работаю продавцом-консультантом в оружейном магазине, и достаточно долго, поэтому почему бы и нет. У нас, в Атырау, две такие торговые точки, – поделился стрелок Николай.

– А я работаю на стройке. Хочу научиться стрелять со всех видов оружия, это моё хобби. Что при этом испытываю? Адреналин, – высказался еще один ученик.

Небезынтересно узнать, меняются ли в мире подходы к огневой подготовке? И услышала такое пояснение.

– Еще во времена Великой Отечественной войны решили, что курс стрельб, утвержденный министерством обороны СССР, в то время наркомат, необходимо менять. Ведь раньше был принят определенный курс стрельб для определенного вида оружия, и он подразумевал статичное положение, с четко выраженной дистанцией. В бою такого нет, там все время надо двигаться, перемещаться. В 50-х годах и возник IPSC. В Канаде собрались ветераны, которые прошли Вторую мировую войну. Джеф Купер, который создал и систематизировал все правила IPSC, фактически «выстрелил»: по некоторым упражнениям стрелять надо как хочешь, и мишени могут располагаться с любой дистанции. То есть  ближние и дальние – это твои проблемы, главное – за короткое время их пройти. Потом курс начали пересматривать, но в целях безопасности многое оставили. После того, как прошел ряд горячих конфликтов в разных государствах, погибло много людей, во всем мире стали менять всю систему обучения стрельбе, особенно в армии и полиции. Что-то оставили от старого, что-то добавили. В Казахстане тоже поменяли курс стрельб для спецподразделений. Не будет же нападающий стоять и ждать, когда в него выстрелят, поэтому учат стрелять по двигающейся мишени.

– IPSC во всем мире входит в систему подготовки стрелков, а отдельно как спорт – это то, чем мы занимаемся, но смысл один и тот же – скорость, точность и мощность, – пояснил один из инструкторов. Уходила я с занятий, пропитавшись запахом пороха. И подумала: пусть оружие всегда используется только в учебных целях.

Статьи по теме

Back to top button