Как нефть стала кровью войны
В День нефтяников хотелось бы немного окунуться в историю. Большой вклад в Победу, 76-ую годовщину которой мы отметили в этом году, внесли наши нефтяники. Без преувеличения можно сказать, что эта война не могла быть выиграна без победы на «нефтяном поле».
Великая Отечественная стала противоборством индустриального времени, когда боевые возможности армии тесно и неразлучно были связаны с потенциалом конструкторской мысли, промышленных технологий, массового производства техники и ее обеспечения горючим.
По архивным данным, в 1938 году добыча нефти в Германии составляла мизерный объем – всего 550 тысяч тонн, что не покрывало даже десяти процентов внутренних потребностей и составляло всего лишь 0,2 процента мирового показателя. А без этого сырья, как известно, экономику ни одного государства поднять невозможно, страна навсегда останется зависимой. Мишенью немецкого диктатора для добычи сырья стал Советский Союз, в то время вторая в мире и первая на евразийском континенте нефтяная держава — добыча нефти в СССР по итогам 1940 года составила 31,1 млн тонн. Однако именно из-за нефти немцы проиграли войну.
«Современная война будет войной техники на земле, в воздухе, на воде и под водой, — отмечали тогда европейские газеты. — В этих условиях победит тот, у кого будет больше масла для машин. Это будет война моторов, немыслимых без нефти, бензина, масел. Нефть — это хлеб механизированных армий». Топливно-энергетический комплекс сыграл одну из решающих ролей в развитии военной промышленности в те 1941-1945 годы.
Накануне Второй мировой войны облик вооруженных сил определяли танки, авиация, флот, которые не могли работать без нефти. Советская армия, да и тыл, требовали громадных энергетических ресурсов. А вот мощностей катастрофически не хватало. Краснодарские промыслы были оккупированы немцами уже примерно через год после нападения. Грозненское производство разгромлено. Нефтяники Баку работали в условиях прифронтовой зоны. В итоге одним из важнейших стратегических объектов стал Саратовский нефтеперерабатывающий завод. Именно сюда шла эмбинская нефть, которая осваивалась к тому времени более сорока лет.
Без нефти немыслимо было бы противостоять технически оснащенной фашистской армии, поэтому с самого начала войны шла ожесточенная борьба: не подпустить врага ни к одной скважине, в то же время обеспечить топливом технику армии. Вся промышленность страны была перестроена на военный лад, и нефтяная отрасль играла в ней решающую роль.
В многочисленных мемуарах участников войны от рядовго до маршала подробно рассказывается о танковых прорывах, морских сражениях, налетах авиации, героических подвигах на фронтах. Однако здесь в большинстве случаев нельзя найти даже упоминания о том, что без топлива экипажи танков, самолетов и кораблей не могли бы выполнить возложенные на них боевые задачи.
Между тем в начале войны бойцам нередко приходилось на руках таскать ящики с патронами и снарядами на передовую за много километров из-за отсутствия топлива в баках машин. Естественно, что в таких ситуациях резко возрастали людские потери.
Поэтому неудивительно, что нефть называют (до сих пор!) кровью войны в прямом и переносном смысле. Нефтяной фактор во многом оказал существенное влияние на характер и ход Второй мировой войны в целом. Между тем накануне войны, а именно в 1938-1941 годах в промышленность Урало-Эмбы было направлено в два раза больше капиталовложений, чем во второй пятилетке. Это было очень удачным стратегическим решением и во многом предопределило судьбу и роль самой Эмбы. К тому времени нефтяная отрасль была национализирована. На месте ликвидированных отечественных иностранных товариществ, которые развернули свою деятельность с самого начала ХХ века, как только на месторождении Карашугнул забил первый фонтан нефти, в 1922 году был открыт трест «Эмбанефть», где сосредоточились эксплуатационное и поисковое бурение. А в довоенные годы на Западном Казахстане, в основном в Эмбинском районе, работало до 53 геолого-разведочных и до 60 геолого-физических партий. А значит обустраивались промыслы, расширялись дизельные электростанции, строились линии электропередач. Было закончено строительство крупнейшего водопровода, что позволило решить одну из острейших проблем региона.
В самом начале сороковых годов прошлого века большое внимание уделялось развертыванию буровых работ на Эмбе. По сравнению с дореволюционным периодом их объём за годы довоенных пятилеток возрос в 14 раз. Не останавливаясь на достигнутом, эмбинские нефтяники намечали новые рубежи. К концу третьей пятилетки, а именно к исходу 1942-го года намечалось довести добычу нефти до 3,65 млн тонн в год.
Именно в те предвоенные годы на месторождениях было внедрено рационализаторское предложение по усиленному отбору жидкости, принесшее огромный эффект. Перевод только четырех горизонтов восточного участка промысла Байчунас на усиленный отбор жидкости за несколько месяцев 1941 года дал 51 340 тонн нефти. С 1941 года на нефтепромысле Байчунас стал внедряться в производство метод эксплуатации двух и более горизонтов. Большой эффект дала воплощенная идея совместной разработки нескольких горизонтов, извлечение нефти из заброшенных горизонтов путем тартания — был такой способ извлечения из скважины жидкости или смеси со шламом при помощи цилиндра определенного диаметра.
Также эмбинцы первыми в стране стали внедрять вторичный метод эксплуатации месторождений. Под большим давлением в пласт нагнетаются газ, воздух или вода для поднятия внутрипластового давления с целью увеличения притока нефти к устью скважины. В практику также вошел метод бескондукторного бурения, то есть автоматизированный, сберегающий много материалов и цемента.
В первый военный год советские нефтяники приложили огромные усилия по наращиванию объемов нефтедобычи. В целом в 1941 году по стране было добыто 33 млн. тонн нефти, что превысило уровень последнего довоенного года.Разведчики открыли на Эмбе новые месторождения нефти, которые были успешно внедрены в промышленную разработку и уже в период войны дали тысячи тонн высококачественной нефти. Это Сагиз, Жаксымбай, Комсомольское, Кошкар, Тентексор. Были сданы в эксплуатацию Мунайлы, Бекбике и Каратон. Начал осваиваться турбинный способ бурения. Но все эти новшества не могли быть без титанического человеческого, а порой даже и нечеловеческого труда. Советские нефтяники, в том числе эмбинские, работали под лозунгом «Каждая тонна нефти – это наш залп по Гитлеру!». Люди работали сутками, недосыпая, получая скудный продовольственный паек. Ушедших на фронт мужчин замещали их жены. Женщины не боялись никакой работы, трудились даже в бурении. У кого не было достаточных физических сил, шли в бригады по добыче нефти, на тракторные базы, нефтеперекачивающие станции.
Нефтяники Эмбы в годы войны работали в напряженном режиме по 12-13 часов в сутки без выходных. Проводив мужей на фронт (к примеру, в Гурьевской области было призвано 42,5 тыс. человек — каждый шестой житель), женщины занимали их места на промыслах. Уже к концу 1941 года различные профессии на месторождениях освоило 2,3 тыс. женщин.
На всех нефтепромыслах были организованы фронтовые бригады. В этот период применялись такие прогрессивные методы, как форсированный отбор жидкости, дополнительный прострел дыр, торпедирование малодебитных горизонтов, совместная эксплуатация нескольких горизонтов, внедрение вторичных методов эксплуатации и многое другое.На предприятиях отрасли широко распространилось патриотическое движение «двухсотников» — рабочих, за смену выполнявших не менее 200 процентов нормы. Многие нефтяники, мужчины призывного возраста, были призваны в действующую армию. И тогда на нефтяных промыслах и нефтеперерабатывающих заводах их заменили старики, женщины и подростки. Все они работали с полной отдачей сил под лозунгом «Все для фронта, все для победы!».
Выстояв в самые отчаянные первые месяцы и преодолев критические 1942 и 1943 годы, советские нефтяники сумели стабилизировать производство и переломить отрицательную тенденцию падения. Незначителен по цифрам, но примечателен сам факт: уже в 1944 году добыча нефти выросла на 300 тыс. тонн и составила 18,3 млн тонн. В 1945 году рост составил почти 1,1 млн тонн – 19,4 млн тонн по итогам года. Именно тогда, в годы войны, появился легендарный плакат «Беречь каждую каплю нефти».
Важно отметить, что эмбинские нефтяники приняли активное участие в сборе средств для армии, в частности для строительства танковой колонны «Трудящиеся Гурьева». К концу 1942 года было собрано более 413 тыс. рублей.
Во второй половине 1942 года на эмбинских промыслах был отмечен значительный рост добычи нефти. Более того, промысел Кульсары в том же году занял второе место во Всесоюзном социалистическом соревновании.
12 апреля 1942 года Государственный комитет обороны принял решение о строительстве нефтепровода, который соединил бы остров Большой Пешной с магистральным трубопроводом Гурьев – Орск. Одновременно было принято решение о создании Гурьевского морского нефтяного порта.
Кстати, в годы войны германским командованием неоднократно планировались и осуществлялись выброски диверсионных групп для разрушения нефтепровода Орск – Кандагач – Гурьев. Однако все эти вылазки провалились: диверсанты были очень быстро выловлены чекистами при активном участии местных жителей.
Транзит нефтяных грузов проходил главным образом через Гурьев (морским путем), Актюбинск, Уральск и Кызылорду. Кроме того, были построены магистральные нефтепроводы Комсомольск – Макат и Кошкар – Сагиз. На промысле Камысколь близ Кульсары построили паротурбинную электростанцию. В июле 1942 года всего за 15 дней протянули железнодорожную ветку от станции Гурьев до нефтебазы. Только в ноябре 1942 года через Гурьев по железной дороге было отправлено около 5 тыс. тонн нефти, а по нефтепроводу Гурьев – Орск — 32,8 тыс. тонн (всего же за годы войны по нефтепроводу перекачали более 3 млн тонн). Для перевозки нефти была также построена железная дорога Кандагач – Гурьев длиной 517 километров.
В 1941–1945 годах в Казахстане было пробурено свыше 430 скважин. Были открыты перспективные месторождения Каратон и Мунайлы.Между тем на том конце фронта, а именно у противников ситуация развивалась с прямой противоположностью. Запасы горючих у немцев быстро расходовались, и вооружённые силы гитлеровской Германии в 1935—1945 годах очень пострадали от недостатка топлива. Именно этот факт по имению историков стал решающим во второй мировой войне. Дивизии бронетехники продвигались с трудом. В декабре 1944 года министр вооружений и военного производства Германии Альберт Шпеер заявил, что нехватка горючего приняла катастрофические масштабы. Когда в середине декабря 1944 года началась отчаянная немецкая Арденнская операция, запасов горючего для такого большого наступления не хватало. Немцы рассчитывали захватить нефтяные запасы союзников, но не сумели этого сделать. Многим бронетанковым подразделениям не хватало горючего. В феврале и марте 1945 года на плацдарм под Барановым на Висле немцы стянули 1200 танков, чтобы помешать продвижению советских войск, однако немецкие танки не смогли сдвинуться с места из-за нехватки горючего, и Красная армия без труда их уничтожила. Война была в буквальном смысле проиграна потому, что вермахту не хватило топлива для продвижения моторизированных подразделений.
Марина КУАНЫШЕВА
(материал подготовлен по данным Атырауского областного историко-краевдеческого музея)