«БЕЗ БОРЬБЫ БАЙГИ НЕ БЕРИ»

«Без борьбы байги не бери» 2 копия Общество

Особое место в богатой культуре казахского народа занимают спортивные игры. Без них не обходился ни один Наурыз.

В современном Казахстане национальные спортивные игры с каждым годом набирают популярность. Была создана Национальная федерация республики по спортивным национальным играм, председателем атырауского филиала которой является Унербек ЖАНБАЛА. Сегодня он расскажет нам о наиболее распространенных играх, проводимых в нашей области.

По его словам, казахские национальные игры имели огромное значение в жизни казахского народа. Они поднимали настроение, развивали выдержку, ловкость, силу.

— В национальных играх заложена своеобразная философия кочевников, они тесно связаны с культурой народа. Именно здесь были замечены и выделены много способных и талантливых людей, — считает Унербек Жанбала. — Многие праздники и торжества у казахов сопровождаются играми и конными соревнованиями. Одним из наиболее популярных, безусловно, можно считать байгу (байге). Существуют различные виды байги, в зависимости от протяженности скачек.

Наездник, управляя конем и регулируя темпы его скорости на всей дистанции, должен привести его первым к финишу. Аламан байга — скачка на длинные и сверхдлинные дистанции (25, 50,100 км) — является одним из древних видов состязаний. Аламан байга непременно входила в программы крупных народных празднеств и особенно годовых поминок. Обычно скачки проводились в степи, изобилующей естественными преградами, без ограничения количества лошадей, а также их пород.

Традиционно костюмом наездника была рубаха белого цвета и повязанный на голову красный платок. В качестве призов, как правило, преподносились различные дорогие материалы, юрты, скот или денежные суммы. Аламан байга является одним из наиболее тяжелых и изнурительных видов скачек. Вместе с тем, скачки на меньшие дистанции, в которых может участвовать любой желающий, проводятся практически на каждом празднике.

Скачки подразделяются в зависимости от возраста скакунов: кунан байга (для трехлеток) — на расстояние от 1,5 до2 км, ленен байга (для четырехлеток) — от 2,5 до5 кми ат байга (для взрослых коней) — от 5 до 8 и более км.

Также одна из самых популярных казахских национальных игр — это кокпар.

В этой игре участвуют две команды джигитов на лошадях. Один из зрителей бросает тушу козла (кокпар) в 1,5 версты от участников. После этого вступают игроки — с каждой команды по два человека. Они устремляются к туше, первый, кто поднимает тушу с земли, должен зажать ее под коленом и пытаться не отдать соперникам, которые постараются отобрать. Тот, кто все-таки вырвет тушу, бросается в сторону своей команды. Соперники пускаются в погоню. Если достигают, опять начинается схватка. Так участники баталий постепенно приближаются к зрителям. Собравшиеся на состязании старцы, дети любуются ловкостью и силой джигитов, быстротой лошадей. Когда шкура козла начинает рваться, в схватку вступают все участники состязания. И здесь на глаза попадаются ловкие джигиты с быстрыми скакунами, которые вырывают из толпы кокпар и бросают его во двор дома уважаемой семьи. По традиции этот дом дает новый кокпар.

Не менее распространенным видом спорта у казахов является охота с беркутом. Из поколения в поколение потомственные беркутчи передают по наследству секреты своего мастерства, вековые традиции ухода и обучения этого степного охотника. Эта величественная и грозная птица способна одолеть в жестоком поединке даже лисицу и волка. Как отметил Унербек Жанбала, в 2007 и 2008 годах атырауский беркут становился лучшим в Казахстане на разных соревнованиях.

Кульминационный миг нападения беркута на добычу, ожесточенная борьба крылатого хищника и его жертвы способна вызвать у охотника неподдельное волнение и истинную гордость.

— У казахского народа есть очень много различных национальных игр, носящих чаще всего состязательный характер, — говорит наш собеседник. — Испытания и на силу, и на выносливость, и на смекалку, и на умение держаться в седле, и на меткость, и на быстроту реакции. Вот некоторые из них.

Казакша курес — национальная казахская борьба. Так же, как и скачки на лошадях, казакша курес является древнейшим национальным состязанием. Ни один праздник, начиная с кочевых времен, не обходился без состязания борцов. От каждого рода выставлялся сильнейший. Борцы надевают специальные куртки-чапаны с матерчатым поясом. Разрешаются любые захваты за пояс и выше. Цель схватки — бросить противника на спину. Отличительной чертой казакша курес является отсутствие борьбы в партере. Джигиты борются только на поясах и стоя.

Одним из любимых развлечений казахских детей остается традиционная игра в асыки (альчики). Асык — это кость из коленного сустава барана, которую, как правило, раскрашивают в различные цвета. В зависимости от своего размера асык имеет разную цену. Кроме того, каждый участник игры должен иметь свой собственный биток (сака).

Цель игры состоит в том, чтобы, бросая свой биток, выбить альчики играющих, расставленные в кругу. Тот, кому удается это сделать, забирает себе выбитый асык. Игра продолжается до тех пор, пока на кону остаются асыки. Самая увлекательная игра детства.

Тенге илу. В этой игре участвуют молодые джигиты на лошадях, показывающие прочность сидения в седле, владение своим телом, ловкость и сноровку. Девушка связывает в платок свое украшение и кладет узелок в небольшое углубление в земле высотой 15-20 смтак, чтобы узелок можно было зацепить пальцами руки. Джигиты на лошадях с расстояния 100-150 метровпо очереди разгоняют лошадь и на всем скаку, приблизившись к узелку в яме, должны поднять его, не останавливая и не сбавляя скорость лошади. Кто справится — узелок с украшением приз за победу. Джигит не оставляет себе приз, а дарит понравившейся девушке. Часто, не сумев поднять узелок с земли, джигиты опрокидывались с лошади.

Кыз куу (Догони девушку). Согласно древнему обычаю, бытовавшему еще в сакских племенах, прежде чем юноша женится на девушке, он должен был доказать свое мастерство наездника, умение держаться в седле. Обычай требовал, чтобы юноша, претендующий на руку и сердце девушки, догнал свою невесту на резвом скакуне. Для этого на народных собраниях или на праздниках затевалась игра кыз куу. Для этого девушка и юноша верхом на лошадях выходили на поле. По сигналу хозяина торжества девушка, стегнув коня, вырывалась вперед, а парень верхом на своем скакуне пытался догнать ее и поцеловать. Если ему это не удавалось, то уже ему приходилось быстрее скакать от девушки, так как в таком случае красавица, догнав его, начинала что есть силы стегать камчой. Все это превращалось в веселое и увлекательное зрелище для всех собравшихся.

Аударыспак — это одна из самых зрелищных, интересных и захватывающих игр, считает Унербек Жанбала.

Аударыспак — это борьба на лошадях, в которой принимают участие самые лучшие наездники, ведь она требует исключительной выносливости, силы, ловкости и отличного умения держаться в седле. Суть игры заключается в том, что двое всадников верхом на лошади соревнуются в том, кто из них сможет стащить противника со скакуна. Тот, кому это удается, и считается победителем.

Одной из древнейших казахских национальных игр является игра Тогыз кумалак. Это — настольная игра, призванная развивать логическое математическое мышление и выдержку.

Тогыз кумалак могла продолжаться по 4-5 часов. Эта игра была популярна в древности, когда игроки, даже не имея игровой доски, могли просто вырыть лунки для игры в земле. Популярна тогыз кумалак и в наше время, постепенно количество ее почитателей растет с каждым годом. Эта игра покоряет даже Европу.

Роза АЛЬДЕШОВА,

фото из архива «ПК»

Поделиться с друзьями

Администратор сайта

Оцените автора
( Пока оценок нет )
Прикаспийская коммуна