Общество

Первый, экспериментальный

В Атырауском высшем колледже имени С. Мукашева открылась экспериментальная группа для студентов с особыми образовательными потребностями. Корреспонденты «ПК» посетили данное учебное заведение и узнали, как реализуется основное право человека на образование в жизни.

Политехнический высший колледж в этом учебном году принял девять молодых людей (пятерых юношей и четырёх девушек), имеющих группу инвалидности. Студенты экспериментальной группы обучаются по специальности «разработчик программного обеспечения» и через год и 10 месяцев получат диплом специалиста. Заместитель директора по научно-методической работе Жаннат Кереева подробно рассказала нам о программе обучения и познакомила с преподавателями, которые работают с этими студентами.

Своими глазами

Утро понедельника. Занятия в колледже начинаются, как и везде, в 8.30, но уже к 8 часам утра студенты экспериментальной группы в сборе. Им не терпится начать обучение. Куратор Гульбану Кусаинова каждое утро встречает своих особенных студентов у входа, помогает им добраться до кабинета. Из девяти ребят, имеющих проблемы с опорно-двигательным аппаратом, только Айзада передвигается на коляске. Кстати, входная группа и двери, как и положено, доступны для колясочников.

whatsapp image 2024 11 04 at 11.38.27

Правда, учебный кабинет временно находится на втором этаже, но так как юноши передвигаются самостоятельно, учителя помогают подняться только Айзаде. Класс, где сейчас занимаются ребята, оборудован всем необходимым: стоят столы, стулья, есть интерактивная доска.  

– Мы скоро спустим кабинет на первый этаж, заказали мебель, специальный диван, кресла, – уточняет Жаннат Кереева.

Так как ребята обучаются на специалистов программного обеспечения, базовым предметом у них является информатика, и его ведет куратор. Гульбану Кусаинова уточнила, что сейчас изучают общеобразовательную программу за 10-11 классы.

– Мы обучаем особенных студентов по облегченной программе, к каждому подходим индивидуально. Например, у Айзады проблемы с рукой и речью, поэтому ей нужно немного больше времени на выполнение задания. Еще у одного студента, кроме ДЦП, есть сопутствующий диагноз – легкая задержка психического развития (ЗПР). Все эти моменты мы учитываем, – рассказывает педагог. Также, по словам Гульбану Маликовной, ребятам трудно долго сидеть на занятиях, они устают, так как есть пары по 90 минут. 

– В течение урока мы делаем перерывы. Кто-то просит немного походить по классу, кто-то хочет полежать, так как возникают боли в спине. Мы стараемся через каждые 20 минут делать легкие упражнения или немного отвлекаться. Самое главное – им нужно уделять больше внимания и чаще хвалить. А так ребята очень послушные, исполнительные, жадные к знаниям, – говорит преподаватель о своих подопечных.

Познакомились мы и с учителем физической культуры Гульбаршын Набиевой, которая встретила студентов экспериментальной группы объятиями. Для них она разработала специальную облегченную программу: упражнения для рук, ног, которые можно делать сидя, игры, с помощью которых развивается мелкая моторика, мозговая деятельность.

– Самое главное – проявлять к ним любовь. В последнее время я стала проводить свои занятия совместно с другими студентами. И вы знаете, все ребята приняли их хорошо, помогают им делать упражнения, и я вижу, что студенты из других групп стали их ждать. А недавно мы провели спортивное мероприятие в честь 97-летия С. Мукашева, где приняли участие и учащиеся с особыми потребностями. Они активно играли в тоғызкумалак, настольный теннис, шашки и вообще влились в общественную жизнь колледжа, – говорит учитель физкультуры.

А еще Гульбаршын нам рассказала, что однажды ей позвонил папа Айзады и с радостью сообщил, что дочь стала дома мыть полы! Говорит: «Маған апа айты».

whatsapp image 2024 11 04 at 11.38.29

– Я просто порекомендовала ей больше двигаться, делать упражнения, заниматься домашними делами, чтобы развивать мышцы, кисти и пальцы рук.

Заместитель директора Жаннат Кереева в беседе с нами сообщила, что в колледже также работают два психолога, социальный сотрудник.

Прежде чем открыть…

…экспериментальную группу, преподаватели колледжа и заместитель директора прошли специальные курсы.

– Летом мы посетили республиканские семинары в Кокшетау, Уральске, где прошли стажировку. Побывали на занятиях, ознакомились с нормативами и программами инклюзивного образования. Также до 1 сентября нам нужно было заняться отбором абитуриентов. В методическом центре при облуо открылся отдел по инклюзивному образованию, где мы и взяли список выпускников девятых классов. Я сама лично обзванивала родителей и получала информацию о состоянии ребенка, его диагнозе, спрашивала, желают ли они, чтобы их дети учились в нашем колледже. Мы проделали кропотливую работу, потому что из всех абитуриентов нужно было принять выпускников с сохранным интеллектом, также оговаривались детали: кто будет их приводить и уводить с занятий, – комментирует Жаннат Кереева.

По словам замдиректора, во время отбора выяснилось, что многие дети с инвалидностью не посещают школу, или в аттестате о 9-летнем образовании отсутствуют оценки.

– С таким документом ребенок не сможет поступить ни в одно учебное заведение, а значит и получить специальность, – говорит представитель колледжа. (Кстати, эта проблема была озвучена и во время недавней встречи родителей особенных детей с депутатом Н. Даралиевым).

Кроме того, педагогический коллектив должен был еще и определить, какие преподаватели будут работать в экспериментальной группе.

Надо готовиться

Идея открыть группу для студентов с особыми образовательными потребностями принадлежит руководителю колледжа Багит Шеркешбаевой. Надо отметить, что пока это единственное учебное заведение в нашем регионе, которое обучает ребят с инвалидностью техническим специальностям.

– Опыт, который мы сегодня внедряем в нашем учебном заведении, переняли у коллег из Кокшетау. Сегодня в НАО «Талап» внештатные тренеры ТИПО включили в обучение основы работы с особенными детьми. Таких студентов в нашей стране, к сожалению, становится больше, и проблема есть.

По статистическим данным областных психолого-медико-педагогических консультаций о детях по видам нарушений, предоставленным Национальным научно-практическим центром развития специального и инклюзивного образования по регионам, в 2022 году было зарегистрировано 175 082 ребят до 18 лет с инвалидностью, а в 2023 году их уже стало 188 144, что на 13 062 ребенка больше. В Атырауской области сейчас более 5 620 детей. Они растут, оканчивают девять классов, и большинство из них не могут продолжить обучение в 10-11 классах. Куда им идти? Где им получить специальное образование?

– К сожалению, сегодня средние специальные учебные заведения в нашей стране тоже не готовы принимать таких детей. Поэтому перед нами ставится задача – включать в программу инклюзивное образование в колледжах, открывать школы-колледжи для детей с инвалидностью, – комментирует Б. Шеркешбаева.

Кстати, согласно статистике, в Казахстане 630 тысяч человек с ограниченными возможностями, 80 процентов из которых трудоспособны. А из них трудоустроено всего 20 процентов.

Преподаватели местного ссуза уверены: получив специальность, молодые люди с инвалидностью могут работать. Просто учебным заведениям необходимо сделать классификацию, по каким специальностям можно обучать студентов с особыми потребностями с дальнейшим трудоустройством.

– Например, в ЦОНе работает сотрудник на коляске, который недавно помог мне сделать ключ-эцп, – рассказывает Жаннат Кереева. По ее словам, во время республиканской стажировки в Уральске тренеры говорили о том, что кроме программистов, поваров можно обучать на барменов, бариста или сотрудников, которые готовят только коктейли. Также на рынке труда есть потребность в садоводах, ландшафтных дизайнерах, пчеловодах.

– Просто для них необходимо создать безопасную трудовую зону, тогда и с прохождением практики не будет проблем, – прокомментировали преподаватели колледжа.

По словам Багит Шеркешбаевой, это только их первый опыт, возможно в дальнейшем они откроют еще одну группу для студентов, имеющих инвалидность. 

По следам напечатанного

Руководитель общественного фонда «Ерекше ана – ерекшем 16+», советник акима Атырауской области по вопросам детей с инвалидностью, мама особенного ребенка Гульжан Хусаинова ранее поднимала проблему обучения детей после 9-го класса.

– В нашем регионе для таких детей нет выбора. Думаю, такие отделения должны быть во всех колледжах, где дети, имеющие инвалидность, могли бы выбрать себе специализацию, – озвучивала она на встрече с депутатом областного маслихата Н. Даралиевым (см. «Есть ли будущее» в «ПК» от 24.10.2024 г.).

Также она говорила о том, что такие студенты не смогут пройти практику на производстве: брать ответственность за них никто не хочет.

Кроме того, ни областное управление образования, ни психолого-медико-педагогическая комиссия не предупреждают родителей, что дети после 9-летнего образования получат аттестат без оценок, и продолжить обучение в 10-11 классах они не смогут. Тогда по результатам встречи с депутатом одной родительнице, воспитывающей дочь с диагнозом ДЦП и легкой ЗПР, дали возможность, чтобы девочка после 9-го класса перешла в 10-й.

– ПМПК, сделав анализ, сняла с девочки сопутствующий диагноз ЗПР, – прокомментировала советник акима.

Статьи по теме

Back to top button