Первый, экспериментальный
В Атырауском высшем колледже имени С. Мукашева открылась экспериментальная группа для студентов с особыми образовательными потребностями. Корреспонденты «ПК» посетили данное учебное заведение и узнали, как реализуется основное право человека на образование в жизни.
Политехнический высший колледж в этом учебном году принял девять молодых людей (пятерых юношей и четырёх девушек), имеющих группу инвалидности. Студенты экспериментальной группы обучаются по специальности «разработчик программного обеспечения» и через год и 10 месяцев получат диплом специалиста. Заместитель директора по научно-методической работе Жаннат Кереева подробно рассказала нам о программе обучения и познакомила с преподавателями, которые работают с этими студентами.
Своими глазами
Утро понедельника. Занятия в колледже начинаются, как и везде, в 8.30, но уже к 8 часам утра студенты экспериментальной группы в сборе. Им не терпится начать обучение. Куратор Гульбану Кусаинова каждое утро встречает своих особенных студентов у входа, помогает им добраться до кабинета. Из девяти ребят, имеющих проблемы с опорно-двигательным аппаратом, только Айзада передвигается на коляске. Кстати, входная группа и двери, как и положено, доступны для колясочников.
Правда, учебный кабинет временно находится на втором этаже, но так как юноши передвигаются самостоятельно, учителя помогают подняться только Айзаде. Класс, где сейчас занимаются ребята, оборудован всем необходимым: стоят столы, стулья, есть интерактивная доска.
– Мы скоро спустим кабинет на первый этаж, заказали мебель, специальный диван, кресла, – уточняет Жаннат Кереева.
Так как ребята обучаются на специалистов программного обеспечения, базовым предметом у них является информатика, и его ведет куратор. Гульбану Кусаинова уточнила, что сейчас изучают общеобразовательную программу за 10-11 классы.
– Мы обучаем особенных студентов по облегченной программе, к каждому подходим индивидуально. Например, у Айзады проблемы с рукой и речью, поэтому ей нужно немного больше времени на выполнение задания. Еще у одного студента, кроме ДЦП, есть сопутствующий диагноз – легкая задержка психического развития (ЗПР). Все эти моменты мы учитываем, – рассказывает педагог. Также, по словам Гульбану Маликовной, ребятам трудно долго сидеть на занятиях, они устают, так как есть пары по 90 минут.
– В течение урока мы делаем перерывы. Кто-то просит немного походить по классу, кто-то хочет полежать, так как возникают боли в спине. Мы стараемся через каждые 20 минут делать легкие упражнения или немного отвлекаться. Самое главное – им нужно уделять больше внимания и чаще хвалить. А так ребята очень послушные, исполнительные, жадные к знаниям, – говорит преподаватель о своих подопечных.
Познакомились мы и с учителем физической культуры Гульбаршын Набиевой, которая встретила студентов экспериментальной группы объятиями. Для них она разработала специальную облегченную программу: упражнения для рук, ног, которые можно делать сидя, игры, с помощью которых развивается мелкая моторика, мозговая деятельность.
– Самое главное – проявлять к ним любовь. В последнее время я стала проводить свои занятия совместно с другими студентами. И вы знаете, все ребята приняли их хорошо, помогают им делать упражнения, и я вижу, что студенты из других групп стали их ждать. А недавно мы провели спортивное мероприятие в честь 97-летия С. Мукашева, где приняли участие и учащиеся с особыми потребностями. Они активно играли в тоғызкумалак, настольный теннис, шашки и вообще влились в общественную жизнь колледжа, – говорит учитель физкультуры.
А еще Гульбаршын нам рассказала, что однажды ей позвонил папа Айзады и с радостью сообщил, что дочь стала дома мыть полы! Говорит: «Маған апа айты».
– Я просто порекомендовала ей больше двигаться, делать упражнения, заниматься домашними делами, чтобы развивать мышцы, кисти и пальцы рук.
Заместитель директора Жаннат Кереева в беседе с нами сообщила, что в колледже также работают два психолога, социальный сотрудник.
Прежде чем открыть…
…экспериментальную группу, преподаватели колледжа и заместитель директора прошли специальные курсы.
– Летом мы посетили республиканские семинары в Кокшетау, Уральске, где прошли стажировку. Побывали на занятиях, ознакомились с нормативами и программами инклюзивного образования. Также до 1 сентября нам нужно было заняться отбором абитуриентов. В методическом центре при облуо открылся отдел по инклюзивному образованию, где мы и взяли список выпускников девятых классов. Я сама лично обзванивала родителей и получала информацию о состоянии ребенка, его диагнозе, спрашивала, желают ли они, чтобы их дети учились в нашем колледже. Мы проделали кропотливую работу, потому что из всех абитуриентов нужно было принять выпускников с сохранным интеллектом, также оговаривались детали: кто будет их приводить и уводить с занятий, – комментирует Жаннат Кереева.
По словам замдиректора, во время отбора выяснилось, что многие дети с инвалидностью не посещают школу, или в аттестате о 9-летнем образовании отсутствуют оценки.
– С таким документом ребенок не сможет поступить ни в одно учебное заведение, а значит и получить специальность, – говорит представитель колледжа. (Кстати, эта проблема была озвучена и во время недавней встречи родителей особенных детей с депутатом Н. Даралиевым).
Кроме того, педагогический коллектив должен был еще и определить, какие преподаватели будут работать в экспериментальной группе.
Надо готовиться
Идея открыть группу для студентов с особыми образовательными потребностями принадлежит руководителю колледжа Багит Шеркешбаевой. Надо отметить, что пока это единственное учебное заведение в нашем регионе, которое обучает ребят с инвалидностью техническим специальностям.
– Опыт, который мы сегодня внедряем в нашем учебном заведении, переняли у коллег из Кокшетау. Сегодня в НАО «Талап» внештатные тренеры ТИПО включили в обучение основы работы с особенными детьми. Таких студентов в нашей стране, к сожалению, становится больше, и проблема есть.
По статистическим данным областных психолого-медико-педагогических консультаций о детях по видам нарушений, предоставленным Национальным научно-практическим центром развития специального и инклюзивного образования по регионам, в 2022 году было зарегистрировано 175 082 ребят до 18 лет с инвалидностью, а в 2023 году их уже стало 188 144, что на 13 062 ребенка больше. В Атырауской области сейчас более 5 620 детей. Они растут, оканчивают девять классов, и большинство из них не могут продолжить обучение в 10-11 классах. Куда им идти? Где им получить специальное образование?
– К сожалению, сегодня средние специальные учебные заведения в нашей стране тоже не готовы принимать таких детей. Поэтому перед нами ставится задача – включать в программу инклюзивное образование в колледжах, открывать школы-колледжи для детей с инвалидностью, – комментирует Б. Шеркешбаева.
Кстати, согласно статистике, в Казахстане 630 тысяч человек с ограниченными возможностями, 80 процентов из которых трудоспособны. А из них трудоустроено всего 20 процентов.
Преподаватели местного ссуза уверены: получив специальность, молодые люди с инвалидностью могут работать. Просто учебным заведениям необходимо сделать классификацию, по каким специальностям можно обучать студентов с особыми потребностями с дальнейшим трудоустройством.
– Например, в ЦОНе работает сотрудник на коляске, который недавно помог мне сделать ключ-эцп, – рассказывает Жаннат Кереева. По ее словам, во время республиканской стажировки в Уральске тренеры говорили о том, что кроме программистов, поваров можно обучать на барменов, бариста или сотрудников, которые готовят только коктейли. Также на рынке труда есть потребность в садоводах, ландшафтных дизайнерах, пчеловодах.
– Просто для них необходимо создать безопасную трудовую зону, тогда и с прохождением практики не будет проблем, – прокомментировали преподаватели колледжа.
По словам Багит Шеркешбаевой, это только их первый опыт, возможно в дальнейшем они откроют еще одну группу для студентов, имеющих инвалидность.
По следам напечатанного
Руководитель общественного фонда «Ерекше ана – ерекшем 16+», советник акима Атырауской области по вопросам детей с инвалидностью, мама особенного ребенка Гульжан Хусаинова ранее поднимала проблему обучения детей после 9-го класса.
– В нашем регионе для таких детей нет выбора. Думаю, такие отделения должны быть во всех колледжах, где дети, имеющие инвалидность, могли бы выбрать себе специализацию, – озвучивала она на встрече с депутатом областного маслихата Н. Даралиевым (см. «Есть ли будущее» в «ПК» от 24.10.2024 г.).
Также она говорила о том, что такие студенты не смогут пройти практику на производстве: брать ответственность за них никто не хочет.
Кроме того, ни областное управление образования, ни психолого-медико-педагогическая комиссия не предупреждают родителей, что дети после 9-летнего образования получат аттестат без оценок, и продолжить обучение в 10-11 классах они не смогут. Тогда по результатам встречи с депутатом одной родительнице, воспитывающей дочь с диагнозом ДЦП и легкой ЗПР, дали возможность, чтобы девочка после 9-го класса перешла в 10-й.
– ПМПК, сделав анализ, сняла с девочки сопутствующий диагноз ЗПР, – прокомментировала советник акима.