Общество

К особенным детям – особенный подход

На базе Атырауской национальной гимназии для одаренных детей прошла областная конференция «Развитие образовательного процесса для детей с особыми образовательными потребностями, современные методы реабилитации». Модератором регионального мероприятия выступила руководитель областного управления образования Гульнара Садуахасова. Мероприятие было приурочено к Году ребенка и Дню Республики Казахстан.

Особенность данного мероприятия состояла в том, что в одном зале собрались педагоги со всего региона, представители детских реабилитацинных центров, неправительственных организаций, сотрудники городских и районных педагого-психологических кабинетов, учителя инклюзивных классов и медицинских учреждений. Главной целью региональной конференции стало развитие системы специального образования, обмен опытом, пути сотрудничества госучреждений и неправительственного сектора.

Надо отметить, что работа конференции была разделена на два основных блока, которые включали в себя практические занятия, мастер-классы специалистов реабилитационных центров, НПО, занимающихся обучением и развитием детей с особыми потребностями. Так, руководители малокомплектного центра социальной поддержки «Жан Еркемай – Атырау» Алия Кубаева, реабилитационного центра ОФ «БолашакК», врач-реабилитолог, педиатр Жибек Бисенова, центра развития «Зейін Атырау» Арайлым Нугманова поделились своим опытом и рассказали о работе своих организаций, которые ориентированы на детей с ДЦП, задержкой речи, психического развития и другими заболеваниями. Путем комплексного развития детей с особыми потребностями они создают такие условия, при которых их воспитанники могли бы получать образование наравне со своими сверстниками и социализироваться в обществе. Кроме того, в целях предоставления информации о различных медицинских услугах, оказываемых особенным детям, перед конференцией в фойе Национальной гимназии были проведены презентации лечебных методик, проводимых для детей с задержкой в развитии. Например, микрополяризация – лечебный метод, основанный на стимуляции клеток мозга при низком постоянном токе, или транскраниальная магнитная стимуляция мозга.

«Боковой вход в профессию»

Работа второго блока прошла в формате пленарного заседания.

Директор областной психолого-медико-педагогической консультации при областном управлении образования Алмагуль Каирлиева в своем выступлении озвучила статистику по особенным детям, новости и проблемы в сфере воспитания и образования в этом аспекте.

По словам А. Каирлиевой, на данный момент в Атырауской области количество детей с особыми образовательными потребностями составляет 7 023 ребенка: из них 5 121 – школьного возраста и  1 902 – дошкольного. По решению совета врачебной комиссии 539 детей-инвалидов обучаются на дому.

– Также в области в трех специальных школах-интернатах обучаются 325 детей. В общеобразовательных организациях 626 школьников с особыми потребностями обучаются по адаптированной программе, 94 – по индивидуальной программе, а 103 получают знания в специальных классах.

Сегодня в нашем регионе в 157 школах 1 067 детей учатся в классах инклюзивного образования, – озвучила цифры представитель облуо.

Что касается детей дошкольного возраста, то для малышей работает один специальный детский сад «Золотая рыбка», который посещают 96 детей, также в 38 детских садах открыты специальные группы для 177 особенных деток, а в 22 мини-центрах в классах предшкольной подготовки получают инклюзивное образование 29 ребятишек.

Вместе с тем главной проблемой области является нехватка кадров.

– У нас есть хорошая новость – утвержден проект строительства специального коррекционно-реабилитационного комплекса для детей с особыми образовательными потребностями, ввод которого планируется в эксплуатацию уже через три года, в 2025 году. Но вопрос в том, кто будет там работать? – выражает обеспокоенность госслужащая.

– Сейчас регион нуждается в 24 специалистах для школ и детских садов. По этой причине мы не можем открыть в Атырау больше кабинетов психолого-педагогической коррекции, а потребность высока. По области всего семь кабинетов, в которых услуги коррекционной работы получают более 2 000 детей, – продолжает озвучивать проблемы А. Каирлиева. Также она сообщила, что согласно нормативу, в организации образования при количестве 12 детей особой категории в штате в обязательном порядке должен быть один специалист, занимающийся такими детьми. Несмотря на то, что данный вопрос решается через грант акима области, к сожалению, желающих молодых людей получить особенную специальность очень мало. В целях решения проблемы дефицита педагогических кадров Министерством была рассмотрена программа «Боковой вход в профессию педагога», то есть специалисты других сфер могут пройти курсы переподготовки и обрести вторую профессию.

– Регион должен работать над привлечением педкадров из других областей и желающих работать с особыми детьми, – резюмировала директор психолого-медико-педагогической консультации области.

Залог успеха – непрерывная реабилитация

О путях решения по улучшению реабилитационной службы в регионе говорила и заведующая реабилитационным центром «Камкорлык» при Атырауской областной детской больнице Гульнар Мирамова.

Данный центр рассчитан на 50 коек, из них 25 – круглосуточные и 25 – дневные. На данный момент он оказывает услуги  3 138 детям от одного года до 18 лет.

– В прошлом году «Камкорлык» обслужил 778 детей с врожденными патологиями: пороками центральной нервной системы, послеоперативным лечением, нейрохирургическим, кардиологического профиля. Наибольшее количество детей – с диагнозом ДЦП, травматологического характера после ДТП, ортопедическими заболеваниями, и лидирующее место занимают дети с задержкой речевого развития, – сообщает медик.

И главный вопрос, которым нужно заняться сегодня, – это непрерывная реабилитация. По мнению Г. Мирамовой, реабилитационные кабинеты и отделения должны быть открыты и в районах, и в городе. А не только в Атырауской детской областной больнице и родильном доме.

– Реабилитация особенных детей должна начинаться как можно раньше и быть непрерывной, только тогда можно добиться хороших результатов. В связи с этим мы хотим предложить открытие центра раннего вмешательства. Чем раньше начнется реабилитация, тем лучше будет прогноз для наших детей. К сожалению, на сегодняшний день между педагогами, медиками социльных ведомств, специалистами психолого-педагогических кабинетов, учителями инклюзивных классов нет преемственности. Мы должны контактировать между собой, – сказала спикер.

Также большая проблема в регионе – отсутствие центров для детей с аутизмом.

Им некуда пойти. Этот вопрос тоже нужно решать на уровне местных исполнительных органов. 

И в конце своего выступления она выразила надежду, что данная конференция дает присутсвующим возможность прийти к единому мнению.

  В свою очередь руководитель областного управления образования Гульнара Садуахасова, подводя итоги работы конференции, сказала, что особенность данного собрания – заключение соглашения с неправительственным сектором, частными организациями, лечебными учреждениями, которые занимаются развитием и реабилитацией детей с особыми потребностями. – На этой площадке в первой половине дня методисты, логопеды, психологи и специалисты ППК продемонстрировали новые современные методики и техничес­кие средства, применяемые в обу­чении особенных детей. И в дальнейшем мы намерены продолжить начатую работу на уровне республики, – подвела итоги руководитель облуо.

Также было упомянуто, что в помощь специалистам в социальной сети Facebook ПМПК открыта страница «Атырау ОПМПК», где публикуются информационные материалы и новости. Кроме того, в свет вышло методическое пособие «Методы и приемы коррекции свистящих звуков, нарушений в их произношении» атырауского логопеда Саягуль Куанышкалиевой, опыт которой сегодня распространяется по республике.

Материал можно использовать на всех коррекционных занятиях.

Анжелика КИМ

Administrator

Администратор сайта

Статьи по теме

Проверьте также
Close
Back to top button