К особенным детям – особенный подход

screenshot 5 2 Общество

На базе Атырауской национальной гимназии для одаренных детей прошла областная конференция «Развитие образовательного процесса для детей с особыми образовательными потребностями, современные методы реабилитации». Модератором регионального мероприятия выступила руководитель областного управления образования Гульнара Садуахасова. Мероприятие было приурочено к Году ребенка и Дню Республики Казахстан.

Особенность данного мероприятия состояла в том, что в одном зале собрались педагоги со всего региона, представители детских реабилитацинных центров, неправительственных организаций, сотрудники городских и районных педагого-психологических кабинетов, учителя инклюзивных классов и медицинских учреждений. Главной целью региональной конференции стало развитие системы специального образования, обмен опытом, пути сотрудничества госучреждений и неправительственного сектора.

Надо отметить, что работа конференции была разделена на два основных блока, которые включали в себя практические занятия, мастер-классы специалистов реабилитационных центров, НПО, занимающихся обучением и развитием детей с особыми потребностями. Так, руководители малокомплектного центра социальной поддержки «Жан Еркемай – Атырау» Алия Кубаева, реабилитационного центра ОФ «БолашакК», врач-реабилитолог, педиатр Жибек Бисенова, центра развития «Зейін Атырау» Арайлым Нугманова поделились своим опытом и рассказали о работе своих организаций, которые ориентированы на детей с ДЦП, задержкой речи, психического развития и другими заболеваниями. Путем комплексного развития детей с особыми потребностями они создают такие условия, при которых их воспитанники могли бы получать образование наравне со своими сверстниками и социализироваться в обществе. Кроме того, в целях предоставления информации о различных медицинских услугах, оказываемых особенным детям, перед конференцией в фойе Национальной гимназии были проведены презентации лечебных методик, проводимых для детей с задержкой в развитии. Например, микрополяризация – лечебный метод, основанный на стимуляции клеток мозга при низком постоянном токе, или транскраниальная магнитная стимуляция мозга.

«Боковой вход в профессию»

Работа второго блока прошла в формате пленарного заседания.

Директор областной психолого-медико-педагогической консультации при областном управлении образования Алмагуль Каирлиева в своем выступлении озвучила статистику по особенным детям, новости и проблемы в сфере воспитания и образования в этом аспекте.

По словам А. Каирлиевой, на данный момент в Атырауской области количество детей с особыми образовательными потребностями составляет 7 023 ребенка: из них 5 121 – школьного возраста и  1 902 – дошкольного. По решению совета врачебной комиссии 539 детей-инвалидов обучаются на дому.

– Также в области в трех специальных школах-интернатах обучаются 325 детей. В общеобразовательных организациях 626 школьников с особыми потребностями обучаются по адаптированной программе, 94 – по индивидуальной программе, а 103 получают знания в специальных классах.

Сегодня в нашем регионе в 157 школах 1 067 детей учатся в классах инклюзивного образования, – озвучила цифры представитель облуо.

Что касается детей дошкольного возраста, то для малышей работает один специальный детский сад «Золотая рыбка», который посещают 96 детей, также в 38 детских садах открыты специальные группы для 177 особенных деток, а в 22 мини-центрах в классах предшкольной подготовки получают инклюзивное образование 29 ребятишек.

Вместе с тем главной проблемой области является нехватка кадров.

– У нас есть хорошая новость – утвержден проект строительства специального коррекционно-реабилитационного комплекса для детей с особыми образовательными потребностями, ввод которого планируется в эксплуатацию уже через три года, в 2025 году. Но вопрос в том, кто будет там работать? – выражает обеспокоенность госслужащая.

– Сейчас регион нуждается в 24 специалистах для школ и детских садов. По этой причине мы не можем открыть в Атырау больше кабинетов психолого-педагогической коррекции, а потребность высока. По области всего семь кабинетов, в которых услуги коррекционной работы получают более 2 000 детей, – продолжает озвучивать проблемы А. Каирлиева. Также она сообщила, что согласно нормативу, в организации образования при количестве 12 детей особой категории в штате в обязательном порядке должен быть один специалист, занимающийся такими детьми. Несмотря на то, что данный вопрос решается через грант акима области, к сожалению, желающих молодых людей получить особенную специальность очень мало. В целях решения проблемы дефицита педагогических кадров Министерством была рассмотрена программа «Боковой вход в профессию педагога», то есть специалисты других сфер могут пройти курсы переподготовки и обрести вторую профессию.

– Регион должен работать над привлечением педкадров из других областей и желающих работать с особыми детьми, – резюмировала директор психолого-медико-педагогической консультации области.

Залог успеха – непрерывная реабилитация

О путях решения по улучшению реабилитационной службы в регионе говорила и заведующая реабилитационным центром «Камкорлык» при Атырауской областной детской больнице Гульнар Мирамова.

Данный центр рассчитан на 50 коек, из них 25 – круглосуточные и 25 – дневные. На данный момент он оказывает услуги  3 138 детям от одного года до 18 лет.

– В прошлом году «Камкорлык» обслужил 778 детей с врожденными патологиями: пороками центральной нервной системы, послеоперативным лечением, нейрохирургическим, кардиологического профиля. Наибольшее количество детей – с диагнозом ДЦП, травматологического характера после ДТП, ортопедическими заболеваниями, и лидирующее место занимают дети с задержкой речевого развития, – сообщает медик.

И главный вопрос, которым нужно заняться сегодня, – это непрерывная реабилитация. По мнению Г. Мирамовой, реабилитационные кабинеты и отделения должны быть открыты и в районах, и в городе. А не только в Атырауской детской областной больнице и родильном доме.

– Реабилитация особенных детей должна начинаться как можно раньше и быть непрерывной, только тогда можно добиться хороших результатов. В связи с этим мы хотим предложить открытие центра раннего вмешательства. Чем раньше начнется реабилитация, тем лучше будет прогноз для наших детей. К сожалению, на сегодняшний день между педагогами, медиками социльных ведомств, специалистами психолого-педагогических кабинетов, учителями инклюзивных классов нет преемственности. Мы должны контактировать между собой, – сказала спикер.

Также большая проблема в регионе – отсутствие центров для детей с аутизмом.

Им некуда пойти. Этот вопрос тоже нужно решать на уровне местных исполнительных органов. 

И в конце своего выступления она выразила надежду, что данная конференция дает присутсвующим возможность прийти к единому мнению.

  В свою очередь руководитель областного управления образования Гульнара Садуахасова, подводя итоги работы конференции, сказала, что особенность данного собрания – заключение соглашения с неправительственным сектором, частными организациями, лечебными учреждениями, которые занимаются развитием и реабилитацией детей с особыми потребностями. – На этой площадке в первой половине дня методисты, логопеды, психологи и специалисты ППК продемонстрировали новые современные методики и техничес­кие средства, применяемые в обу­чении особенных детей. И в дальнейшем мы намерены продолжить начатую работу на уровне республики, – подвела итоги руководитель облуо.

Также было упомянуто, что в помощь специалистам в социальной сети Facebook ПМПК открыта страница «Атырау ОПМПК», где публикуются информационные материалы и новости. Кроме того, в свет вышло методическое пособие «Методы и приемы коррекции свистящих звуков, нарушений в их произношении» атырауского логопеда Саягуль Куанышкалиевой, опыт которой сегодня распространяется по республике.

Материал можно использовать на всех коррекционных занятиях.

Анжелика КИМ

Поделиться с друзьями

Администратор сайта

Оцените автора
( Пока оценок нет )
Прикаспийская коммуна