К ЧЕМУ МОГУТ ПРИВЕСТИ ИГРЫ С РЕЛИГИЕЙ

Одной из стран, где манипуляции религиозными чувствами населения и придание этому процессу политического окраса привели к разрушительным последствиям, является российский Дагестан. Некоторые особо «горячие» атырауские жители из числа поддавшихся радикальным настроениям приводят в пример эту страну, как образец для подражания и комфортное место для переезда. При этом они не говорят о том, какое горе и лишения испытывают жители этой республики.

 

Основной проблемой социально-экономического развития республики Дагестан являются высокий уровень безработицы и бедности населения (52,7% живут на доходы ниже прожиточного минимума). Также в числе основных социальных проблем эксперты отмечают коррупцию, бандитизм и экстремизм. Данные проблемы губительно влияют на общественно-политическую обстановку в регионе.

Одной из самых актуальных проблем Дагестана остается конфликт между боевиками и сотрудниками правоохранительных органов, который продолжается уже 15 лет. За это время конфликт унес жизнь тысяч дагестанцев, включая силовиков, боевиков и мирных жителей. В список убитых также входят 16 журналистов и 33 известных религиозных деятеля, которые активно проповедовали традиционный ислам.

Спецификой религиозной ситуации в Дагестане является резкий рост политизации ислама, использование его авторитета и моральной силы в политических целях. Еще в 1914 году известный академик В.В. Бартольд подчеркивал, что религиозные лозунги используются большей частью только как средство для достижения вполне определенных политических целей.

Как результат политизации ислама можно назвать тот факт, что представители религиозно-политического экстремизма выдвинули претензии к верховной власти в рамках борьбы за установление шариатской формы правления и негласно объявили в Республике Дагестан «джихад».

Сегодня во всемирной паутине размещено множество «проповедей» религиозных радикалов, которые призывают на «священную войну» и заявляют, что в Дагестане ущемляются права мусульман. Умело используя интернет, они вербуют в свои ряды все больше людей. Попадают под это пагубное влияние, к сожалению, и наши соотечественники.

В поисках путей выхода из сложившейся ситуации 17 ноября 2012 года в городе Махачкале состоялась Всероссийская богословская конференция на тему: «Дагестан — территория мира» с участием представителей Всемирного союза мусульманских ученых во главе с генеральным секретарем союза шейхом Али Мухаммиддином аль-Карадаги. На этой конференции были обсуждены вопросы по определению территорий мира на «дар аль-ислам» («территория ислама») и «дар аль-харб» («территория войны»). Главным итогом конференции стало принятие богословского заключения, фетвы о применимости к Дагестану термина «дар ас-сильм валь-ислам» («территория мира и ислама»).

В фетве говорится о том, что в Дагестане нет оснований для джихада, убийств мусульман и немусульман: «Республика Дагестан, в которой мусульманское большинство живет в условиях безопасности, пользуется религиозной свободой и совершает обряды ислама, не является территорией войны, а по шариату является территорией мира и ислама. Поэтому на ней недопустимо объявлять военные действия против мусульман и муахидов (т. е. заключивших с мусульманами договор о мире), так как для этого не имеется шариатских оснований».

Далее в фетве подробно разъясняется: «Термины «дар аль-ислам» (территория ислама), «дар аль-харб» (территория войны) и «дар аль-ахд» (территория договора) принадлежат к числу терминов фикха: они не упоминаются в Писании и в достоверной Сунне. В книге «Разъяснение людям», изданной Аль-Азхаром, говорится: «Деление стран на территорию неверия и территорию ислама есть результат иджтихада, отражавшего обстановку эпохи имамов-муджтахидов. В текстах Корана и Сунны об этом ничего не сказано». Это говорит о том, что между самими факихами не существовало единого мнения насчет упомянутых терминов. Большинство из них довольствовались терминами «территория войны» и «территория мира». Некоторые добавляли к ним термин «территория договора», имея в виду область, которая заключила договор с мусульманами или с частью из них, согласно сказанному Пророком Мухаммедом: «Их стремление защитить близких их». Соответственно, все страны, в которых имеются посольства или с которыми поддерживаются дипломатические отношения, входят в территорию договора».

Фетва написана и подтверждена шейхом Али Мухи ад-Дин аль-Карадаги, который является генеральным секретарем Всемирного союза мусульманских ученых. С ней согласились все улемы, проповедники и имамы, присутствовавшие на Дагестанской конференции 17 ноября2012 г., а также присутствовавшие на конференции члены делегации ВСМУ.

«Мы надеемся, что исламская молодежь примет его (документ), серьезно и эффективно отнесется к нему, ибо он представляет собой истинное практическое воплощение идей умеренности и серединности — «аль-васатыйя», — говорится в дагестанском акте.

В заключение, следует подчеркнуть, что вышеназванная фетва является ярким примером того, что ислам — миролюбивая религия. В исламе не приветствуются любые проявления крайности и тем более строго запрещено кровопролитие. Поэтому стремление некоторых «проповедников» привести творящееся в этой стране братоубийство в качестве примера для подражания, является не более чем подтасовкой фактов. Таким образом, надеемся, что жители нашей страны, особенно представители ее молодого поколения, проявят благоразумие и не совершат опасного шага.

 

Нурали КАЙРАНБАЕВ,

главный специалист департамента по делам религий Атырауской области

 

Поделиться с друзьями

Администратор сайта

Оцените автора
( Пока оценок нет )
Прикаспийская коммуна

Комментарии закрыты.

  1. асан

    наконец-то додумались, и в казахстане надо принять такое решение чтобы религиозные фанатики не творили что хотят

  2. сулейман

    Альхамдулиллях что наша страна является территорией саляма, поэтому не нада никаких решении, а насчет религиозных фанатиков брат не все такие иншааллах,

  3. сулейман

    Согыс минеки. 20 жыл болды созылып жатканына кайдагы тыныштык, оданда оздеринен бастап жонделиндер мусульман бауырларым.