НовостиОбщество

Истоки национальной демократии

Наиболее значимым событием наступившего года является столетие партии «Алаш». Движение «Алаш» — одна из самых ярких и волнующих страниц истории Республики Казахстан. Это были серьезные политические и организационные шаги к построениюсовременного национального демократического государства. А его создатели — немногочисленная казахская интеллигенция начала XX века, работавшая в сфере народного образования и медицины, литературы и социально-правовой сферы — навсегда вошли в историю нашего независимого государства. Их имена знают все, кто называет Казахстан своей Родиной. Это Алихан Букейханов, Ахмет Байтурсынов, Мухамеджан Тынышпаев, Миржакып Дулатов и многие другие их единомышленники, которые были расстреляны в самом расцвете жизни и творческих сил.

Этой дате наша газета посвящает цикл материалов о движении партии «Алаш». Сегодня мы расскажем вам о первых предпосылках движения, чтобы пояснить, что этому предшествовало.

Первые шаги к независимости

Начало ХХ века было для всего казахского народа, общества в целом периодом различных столкновений и борьбы политического и гражданского характера.

Известно, что в это время стало возможным формирование политического, социально-экономического, общественного мировоззрения, пробуждение политического сознания. Это начало пути в новую эру. В этот важный период, несомненно, одной из движущих сил была пресса. Таковой она будет всегда.

В начале ХХ века в казахской степи спрос на средства массовой информации стал возрастать. Будущие общественные деятели казахского народа во время своего обучения в Петербурге, Москве, Уфе, Казани, Оренбурге, Омске, Саратове и других городах жили с газетой в руках, читая глубокие статьи, которые публиковались в местных газетах. У себя на малой родине они пропагандировали содержание этих статей. Это тоже сыграло определенную роль в возрастании интереса народа к науке и образованию.

В 1870-1882-х годах в центре Туркестанского генерал-губернаторства в Ташкенте стала выпускаться газета «Түркістан уалаятының газеті» (на узбекском и казахском языках), в 1888-1902 годах в центре Степного генерал-губернаторства Омске, как приложение к газете «Ақмола облысының ведомосі», начала издаваться газета «Дала уалаятының газеті».

Начавшиеся выпускаться с 1888 года газеты «Дала уалаяты», «Қазақ» (Оренбург, 1913 г.), «Серке» (1907 г.), «Қазақстан» (1911 г., Орда, Орал), «Сарыарқа» (1917 г., Семей), «Үш жүз» (1917 г., Кызылжар), «Ұран» (1917 г., Астрахан) и журналы «Айқап» (1911 г.), «Абай» стали важными страницами в истории народа.

В истории становления казахской печати названия этих газет имели особое значение, определяли цель их деятельности.

На западе Казахстана в период, когда созревала идея выпуска газеты, как основного источника «народного слова», организаторами были Е. Буйрин, Г. Караш, Б. Каратаев, А. Мамбетов, Б. Ниязов.

Среди них особо стоит отметить Батыркайыра Тусипулы Ниязова. Хотя его имя редко упоминается на республиканском уровне, в общественно-политической жизни он принимал активное участие, в том числе в выпуске газет. Об этом свидетельствуют некоторые факты.

В государственных архивах города Астрахань Российской Федерации очень много важных документов относительно социально-экономической, общественно-политической жизни нашей страны. Из этого архива были получены ценные сведения относительно выпуска газеты «Алаш».

В собранных документах в фонде госархива Астраханской области о первой казахской газете «Алаш» есть данные, которые свидетельствуют об участии Батыркайыра Ниязова в издании данной газеты.

Архивные данные подтверждают, что идея названия газеты «Алаш» берет свое начало с запада нашего региона. Ярким доказательством этого является следующее.

Первую казахскую газету назвали «Алаш» по нескольким важным причинам. Слово «Алаш» для казахов всегда имело особое значение.

«Алаш» — первая ассоциация древних казахских племен, союз единства, одновременно «Алаш» — священный боевой клич наших предков, всего казахского народа. Издатели газеты хотели, чтобы именно это название подняло дух народа, поддержало в борьбе против колониализма в этот тяжелейший исторический период.

Ярким примером того, что «Алаш», как боевой клич, использовался в народе, является тот факт, что редактором газеты «Алаш» пригласили юриста, общественного деятеля, члена Российской Государственной Думы Б. Каратаева.

15 июня 1908 года в №24 «Тургайской газеты» вышла статья «К изданию казахской газеты». В этой статье было написано, что в Санкт-Петербурге организовано общество для выпуска газет, журналов и брошюр на казахском языке. Руководили созданием данного общества известные баи И. Жаманшалов и М.З. Рамьев. Редактором газеты, которая будет выпускаться в столице империи, назначен Б. Каратаев.

Казахская интеллигенция всегда помнила о том, что слово «Алаш» для казахов священно, оно изначально обозначало свободу.

Один из деятелей «Алаша» — Халел Досмухамедов в 1913 году опубликовал в газете «Қазақ» статью под названием «Что означает слово «АЛАШ», раскрыв его значение. В Западном Казахстане идея создания газеты «Алаш» не осуществилась, но известно, что была создана партия, правительство под этим названием. Газета «Алаш» в 1916 году стала выпускаться в Ташкенте под редакцией К. Тогысова, но недолго. И уже через год, в 1917 году, закрылась.

Название газеты «Алаш», которая выпускалась в Ташкенте, стало законным продолжением инициативы Батыркайыра Ниязова, который в свое время не раз поднимал этот вопрос. И это имело основания. Деятели «Алаш» были нацелены на борьбу с колониализмом, феодальным гнетом, защищали национальный интерес, казахскую культуру, хотели, чтобы казахское государство было в одном ряду с развитыми цивилизованными государствами.

Об истории газеты «Алаш»

Организатор издания газеты Батыркайыр Ниязов в 1896 году, когда ему было 24 года, закончил юридический факультет Петербургского университета с дипломом первой степени. В 1896-1907 годах управлял округами Торгын, Талов, а в 1907-1910 годах был советником председателя Временного совета Внутренней Орды. В то время он едва ли знал, что под названием «Алаш» будет создана партия и правительство, и что он станет ее членом.

Ниязов вышел в отставку в чине советника колледжа, жил в селе Талов. После февральского восстания Б. Ниязов участвовал от имени Букеевской Орды на первом и втором Всеказахских съездах, которые проходили в 1917 году в Оренбурге. На декабрьском съезде, на котором было создано правительство Алашорды, он был избран членом правительства. В смутное время 1917 года активно участвовал в реализации политической программы национального восстания в Букеевской Орде, предложенной партией Алашорда.

С сентября 1911 года на имя губернатора Астрахани Соколовского Батыркайыр Ниязов пишет письмо с просьбой разрешить издавать газету на казахском языке. Газету назвал национальным боевым лозунгом «Алаш», в программу газеты включили специальные извещения, касающиеся казахов, статьи о культуре и колониализме, различные внутренние и внешние новости, телеграммы, письма-сообщения о каждодневных новостях, поступавшие из Орды и степных областей. Имелись научные статьи, фельетоны, рассказы, переводы. Еще в газете были объявления.

О целях и задачах газеты Б. Ниязов писал, что это была пропаганда среди казахов оседлого образа жизни, русской культуры, образования и науки. Также автор не забывал указать цену подписки, то есть на год — 4 руб., на 6 месяцев — 2 руб., на 3 месяца — 1 руб. Газету собирался издавать в издательстве «Окурь-Апресянцъ».

О своем намерении выпускать газету под своей редакцией на основе указанной программы он сообщает в своем обращении к губернатору.

12 сентября 1912 года Ниязов заплатил сбор за герб (разновидность госсборов) 2 рубля 50 коп.

Через месяц после подачи прошения 11 октября вице-губернатор Максимов дает спецпоручение начальнику полиции уезда Новый Узень тайно собрать сведения о Б. Ниязове.

В свою очередь губернатор Соколовский поручает председателю Временного совета Внутренней Орды за короткий срок собрать данные о деятельности Б. Ниязова, о ходе реализации газеты, о ее продажной цене.

20 января 1912 года председатель Временного совета Внутренней Орды доложил губернатору Астрахани о том, что Б. Ниязов проживает в Самарской губернии в слободке Малый Узень Ново-Узеньского уезда, противогосударственных деяний не совершает. В результате тщательной проверки со стороны царского правительства выяснилось, что Б. Ниязов проживает в селе Талов Внутренней Орды. Губернаторский Совет 8 февраля направляет решение Б. Ниязову о том, что выпуск газеты будет отложен до тех пор, пока Ниязов не переедет в город Астрахань на постоянное жительство. С этим решением Батыркайыр Ниязов лично ознакомился и подписал.

«Печатать не будем

Есть несколько причин возражения против выпуска газеты «Алаш» на казахской земле. Во-первых, искры революции 1905-1907 годов дошли и до казахской степи. И в период пробуждения национального сознания казахов выпуск газеты национального характера тревожил органы царского правительства.

Во-вторых, секретная служба царского правительства хорошо понимала, что для казахской интеллигенции, которая получила образование в приграничных к Западному Казахстану городах Оренбург, Астрахань, Саратов, а также в городах Казань, Уфа, газета является наиболее удобным средством в политической борьбе, поможет раскрыть народу значение царской колониальной политики. И поэтому было очевидно, что царское правительство не даст согласие на выпуск газеты «Алаш».

И все же казахская интеллигенция, возлагая большие надежды на будущее, назвала газету «Алаш»…

Аккали АХМЕТ,

доктор исторических

 наук Атырауского

 государственного

университета им. Х. Досмухамедова

Administrator

Администратор сайта

Статьи по теме

Back to top button