ИСПЫТАНИЕ ВЕЛИКОЙ ДЕПРЕССИЕЙ
Автор всемирно известной книги «Гроздья гнева», американский писатель Джон Стейнбек в 1962 году стал лауреатом Нобелевской премии по литературе. Роман был опубликован в 1939 году и имел такой оглушительный успех, что советское правительство дало задание перевести произведение на русский язык, что и было сделано в 1940 году. «Гроздья гнева» входит во многие учебные программы школ и колледжей США. В 1940 году режиссером Джоном Фордом по роману был снят одноименный фильм.
В романе нет детективной истории, любовной линии, мистики, философского содержания, эротики, что обычно привлекает читателей. Сюжет также скуп на события и эмоции. Тем не менее, могу сказать твердо: роман гениальный. От него невозможно оторваться, он жизненный, живой и человечный. Книг, которые оказали колоссальное влияние на людей, в мировой литературе не так много, среди них, несомненно, «Гроздья гнева» Джона Стейнбека. Произведение развивает лучшие традиции подлинного гуманизма, любви к человеку. Сюжет книги затрагивает исторические события Великой депрессии 30-х годов ХХ века в США. В стране — засуха, экономические трудности. Мелких фермеров сгоняют с их участков. Жители Оклахомы вынуждены бросить свои дома и ехать в Калифорнию искать заработок. Среди них и большая семья Джоуд, всего 12 человек. Их жизнь напоминает бурную реку во время ледохода. По дороге в Калифорнию уходят из жизни самые пожилые представители клана — дед с бабушкой. Не выдержав трудностей, особенно моральных обязательств, покидают семью сын и зять Ной и Конни. Дальше происходят самые обычные вещи. Семья ночует в палатках, в лагере переселенцев, ищет и находит сезонную работу, зарабатывает гроши. Радуются самому малому: горячей воде, покупке мяса и так далее. Затем происходят драматичные, тяжелые события. Роза Сарона, скорее всего, из-за плохого питания, рожает мертвого ребенка. Том в потасовке нечаянно убивает человека и вынужден прятаться от властей. Конец романа самый напряженный. Обильные многодневные дожди смывают плотину, вода заливает грузовик и вагончик. Члены семьи вынуждены бросить все свое имущество и искать кров. Они находят на пригорке сарай и остаются там, чтобы переночевать и обсушиться. На этой открытой ноте роман заканчивается. Но как это все написано! Истинное благородство, человечность пронизывают каждую страницу книги. Я от всего сердца полюбила эту многострадальную дружную семью. Это и есть мощная сила воздействия талантливого произведения.
Интонация повествования очень притягательная, искренняя, убедительная. Автор воспевает настоящие духовные ценности — великодушие, благородство, мужество, любовь, милосердие. Жить по совести, творить добро и любить ближнего, несмотря ни на что — эти мысли писателя очень близки каждому.
Создавая ясную картину, кажется, совсем безысходную, автор с большим мастерством показывает силу духа, самоотверженность, красоту помыслов членов семьи Джоуд. Особая сплачивающая роль принадлежит Матери — душевно одаренной прекрасной женщине. Удивительно, чем суровее реальность, тем она сильнее и добрее. Несмотря на собственные трудности, физические и моральные, она щедра на душевное тепло, не скупится на соучастие и отзывчивость. Непостижимая выносливость, жизнеустойчивость и тогда, когда все рушится. Не обозлиться, а принять и верить в лучшее — вот стержень личной философии матери. Именно ей принадлежат мудрые слова: «Народ нельзя уничтожить, он будет жить вечно». Таков ее ответ на враждебные, безжалостные обстоятельства жизни. Обратите внимание на финальную сцену. Мощный заключительный аккорд потрясает воображение. Это гимн Жизни! Такого неожиданного финала я еще не встречала в мировой литературе. В чем он заключается? В сарае семья Джоуд, включая и недавно родившую Розу, обнаруживает мужчину, умиравшего от голода. Его маленький сын умоляет их достать суп или молоко, так как твердую пищу его отец уже не может принять. Дальше следует немая сцена. Мать многозначительно смотрит в глаза Розы, та кивает головой… Жизнь продолжается и все будет хорошо! Я так понимаю окончание романа.
Однако надо иметь в виду, что книга не только об истории одной семьи. Она имеет социальное значение и поднимает проблему прав человека. Автор с возмущением пишет о безразличии правительства к судьбам бездомных, о бездействии правительственных чинов. Сильное впечатление производят страницы, где описывается гниение урожая и его уничтожение. Дело в том, что, несмотря на богатый урожай, мелкие фермеры не могли собрать его и платить за уборку. Могли уцелеть только крупные фермеры, имеющие консервные заводы. Правительство не принимало никаких мер. А в это время дети умирали от недоедания. Естественно, в людях начали зреть ненависть и возмущение. Хотя роман поднимает общенациональную проблему, он имеет общемировое значение и всегда будет актуален.
Такое глубокое самобытное художественное произведение не заканчивается с окончанием чтения. Оно оставило отчетливый след в моей душе и дало богатую пищу для размышления о жизни и о себе. Помните слова Наташи Ростовой о Пьере: «Он сделался какой-то чистый, гладкий, свежий, точно из бани, ты понимаешь? — Морально из бани»? Такова очистительная сила этого романа. Наносное уходит, остается светлое и настоящее.
Рекомендую читателям также прочитать небольшое, но впечатляющее произведение Джона Стейнбека «О мышах и людях». По данной книге снят художественный фильм.
Гуляим БАЙМУРЗИНА