Общество

«Инспектирование — дело неприбыльное»

В ходе подготовки материала мы попросили прокомментировать нынешнюю ситуацию с авиационными перевозками специалиста с многолетним стажем, бывшего летчика и ответственного работника атырауского аэропорта Нурбая Шагимова.

— Нурбай Орынбаевич, вы были инспектором безопасности полетов в местном аэропорту. Как часто здесь случались такие инциденты?

— Нет, за 8 лет в атырауском аэропорту серьезных происшествий не было. Правда, не помню в каком году, но у нас случилось одно авиационное событие. И то, это произошло на земле. «Боинг-767», управляемый французом, не смог взлететь из-за того, что случилось двухсекундное размежевание между системами управления самолета. Но это нельзя отнести к крупному ЧП.

— Согласно статистике, сегодня наблюдается рост количества авиационных происшествий. Хотя, судя по официальному ответу из Министерства по инвестициям и развитию РК, принимаются самые серьезные меры для обеспечения безопасности полетов. По вашему мнению, в чем причина всех этих ЧП?

— Понимаете, инспектирование в авиации дело неприбыльное. То есть инспекторы безопасности движения находят неполадки, информируют руководство авиакомпаний и авиапредприятий. Но ремонт самолетов, даже незначительный, влетит в копеечку. Естественно, каждый раз идти на такие убытки авиакомпании не хотят. Не все инспекторы, конечно же, но некоторые закрывают глаза на мелкие неисправности. Отсюда и такие инциденты, когда командир корабля вынужден посадить самолет.

— И что, с этим невозможно бороться?

— Почему нельзя, можно и нужно! Но у нас нет такой нормативной базы, как при Советском Союзе, когда четко регламентировались действия всех участников сферы гражданской авиации. Например, в прошлом был такой документ, как НПП-ГА-84 (Наступательное производство полетов Гражданской авиации- 84), там были четко и ясно написаны все требования. Конечно же, есть и у нас законы, как бы под копирку переделанные из старого. Но тут много обобщенного.

Хочешь спросить почему? Отвечаю на примере. При Советском Союзе был Кодекс воздушной авиации, где не разрешалось вести строительство в радиусе 500 метров от территории аэропортов. У нас тоже есть такой нормативный акт, называется он «Закон использования воздушного пространства РК», где статья 90 тоже запрещает такое строительство.

В этой статье черным по белому написано: «К деятельности, которая может представлять угрозу безопасности полетов, относятся строительство объектов, линий электропередач, другие препятствия, расположенные на приаэродромной территории и на местности в пределах воздушных трасс; работы, вследствие которых в воздушном пространстве производятся электромагнитное, световое, акустическое, корпускулярное и иные виды излучения; размещение объектов, приводящих к массовому скоплению птиц или ухудшению полетной видимости, а также любая другая деятельность, не связанная непосредственно с использованием воздушного пространства, но влияющая на безопасность полетов воздушных судов, их оборудования и находящихся на них людей.

Такая деятельность может осуществляться только в соответствии с «Правилами выдачи разрешений на осуществление деятельности, которая может представлять угрозу безопасности полетов воздушных судов».
У нас в Атырау бывшие руководители города без получения разрешения начали строительство микрорайона Нурсая-3, в 30 метрах от территории аэропорта! Тогдашний градоначальник мотивировал это тем, что эта земля принадлежит городу, даже угрожал мне, что засудит. Не понимая, наверное, того, что те требования закона не с воздуха взяты. Это, прежде всего, безопасность населения, в которой будут жить люди близи аэропорта. Опасность высокочастотного облучения, воздействие шума, отрицательное экологическое воздействие.

Близкое нахождение населенных пунктов к аэродрому грозит и безопасности полетов. Во-первых, птиц, которые будут гнездиться на деревьях и крышах домов. Во-вторых, домашних животных, кошек и собак, которые могут выбежать на взлетную полосу, создавая проблемы. Понимаете, все это не мелочи. Безопасность полетов должна рассматриваться вкупе со всеми вытекающими. От нормативного акта о безопасности не будет никакого толка, если его требования остальные государственные структуры, кроме Комитета гражданской авиации, не будут выполнять.

— Спасибо, за полноценный комментарий!

Каршыга КУШЕКОВ

СПРАВКА «ПК»

Нурбай Шагимов: 44 года летного стажа. 22 тысячи часов в воздухе. 
Летал на «Ан-2», «Ан-24», «Ан-25», «Ан-30», «Ту-134».

Administrator

Администратор сайта

Статьи по теме

Back to top button