Общество

Бюджетная игра в одни ворота?

Президент РК Касым-Жомарт Токаев в своем выступлении 11 января в Мажилисе Парламента РК отметил, что регионы-доноры из-за диспропорции в развитии отстают по многим параметрам. В утверждении Главы государства есть огромная доля истины, поскольку разговоры о перегибах в бюджетных отношениях региона и республиканской казны в пользу последней, идут давно и небезосновательно.

Каршыга КУШЕКОВ

В подтверждение слов Президента страны сенатор, член комитета по финансам и бюджету Гумар Дюсембаев в свой недавний визит в Атыраускую область отметил, что сейчас региону необходимо 111 млрд тенге, чтобы профинансировать окончание работ по уже начатым проектам. А на бюджет развития в прошлом году было выделено всего 2 млрд 600 млн тенге, утверждает сенатор.

А теперь приведем более детальные примеры вышесказанного, опираясь на «Аудиторское заключение по итогам государственного аудита эффективности использования бюджетных средств и активов государства, выделенных Атырауской области» Счетного комитета РК. 

Итак, сумма трансфертов на развитие Атырауской области на 2019 и 2020 годы составила 22 123,4 млн и 39 204,1 млн тенге, соответственно. Далее приведем примеры по остальным регионам, так называемым донорам республиканского бюджета за аналогичный период:

Город Алматы — 59 886,2 млн тенге и 75 847,3 млн тенге 

Мангистауская область — 29 528 млн тенге и 26 780,4 млн тенге

Город Нур-Султан- 102 331,6 млн тенге и 107 824,9 млн тенге.

Далее. Давайте для сравнения посмотрим на суммы бюджетных изъятий за 2019 и 2020 годы:

Атырауская область — 105 177,4 млн тенге и 207 308,6 млн тенге

Город Алматы — 115 389,7 млн тенге и 171 705 млн тенге

Мангистауская область — 35 365,5 млн тенге и 8 213,6 млн тенге

Город Нур-Султан — 30 039,5 млн тенге и 32 845 млн тенге!

Вот так, регион в 2020 году получил более 39 млрд тенге, отдал 207 млрд тенге! Как отмечено в аудиторском заключении: «Атырауская область из четырех регионов имеет самое низкое соотношение выделяемых трансфертов из РБ и ежегодных изъятий, что сказывается на низком уровне реализации мероприятий, направленных на решение социальных проблем региона по уменьшению количества домов в аварийном состоянии, снижению числа аварийных школ, ликвидации трехсменного обучения, снижению очередности на получение жилья». 

Более того, «в 2020 году в связи с повышением размера бюджетных изъятий в 2 раза, снижением налоговых поступлений, для финансирования бюджета развития области привлекались заемные средства в виде облигационных займов местных исполнительных органов на сумму 22 478,4 млн тенге». Сами у себя в долг взяли, который, цитирую, «в результате, помимо погашения основного долга, к 2032 году сумма к погашению вознаграждений составит 15 630,5 млн тенге, что создает дополнительную нагрузку». Берем уже в долг у своего будущего! Да уж, игра в одни ворота получается. Хотя бы тайм-аут, что ли, взяли…

Более того, как сказал Гумар Дюсембаев, расходная часть республиканского бюджета в пределах 13 триллионов тенге. Из них только 7-8 трлн тенге — налоговые пополнения, остальная сумма берется уже из Национального фонда! То есть не хватает и республиканскому бюджету, приходится брать из Национального фонда, а это уже закрома, которые мы собирались оставлять нашим будущим поколениям! 

— Мы приняли решение ежегодно сокращать изъятия из Национального фонда. Но пока это сложно. Сейчас идет пересмотр методики расчета бюджета, где основной уклон будет делаться, по поручению Президента страны, в сторону учета нужд Западного региона страны. Я в свое время поднимал вопрос о присвоении особого статуса Атырауской области, как региону — основному донору республиканского бюджета. Таким статусом пока обладают города Алматы и Нур-Султан. Повторюсь, сейчас идет пересмотр внебюджетных отношений, и все те острые проблемы регионов-доноров, надеюсь, будут учтены, — отметил Гумар Дюсембаев. 

Действительно, проблемы региона, одного из основных доноров республиканского бюджета, очень злободневные и требуют незамедлительного решения. Конечно же, ситуация со строительством дорог, социально значимых объектов, обеспечением питьевой водой и природным газом всегда должна оставаться на переднем плане. И это, надеемся, найдет свое решение в самом ближайшем будущем. 

Мы еще вернемся в ближайших номерах к аудиту, проведенному Счетным комитетом РК.

Administrator

Администратор сайта

Статьи по теме

Back to top button