Общество

Душа казаха

Домбра. Ни один народ в мире так трепетно не относится к своему древнему музыкальному инструменту, как казахи к домбре. Мы под давлением внешних сил забывали свой язык, отходили от национальных традиций, предавали себя, пытаясь выжить, шли в услужение к другим, нас разбросало по миру. Но почему-то сумели уберечь домбру.

У казахов множество музыкальных инструментов: кобыз, жетиген, асатаяк, дауылпаз…, да мало ли. Некоторые уже забыты, некоторые вернулись в ряды народного достояния благодаря энтузиастам. Но никогда казах не расставался с домброй. Ее прообраз находят археологи в раскопках курганов двух и более тысячелетней давности – похожая форма, тот же материал. Кочевники сумели из глубины веков донести и способы изготовления, и умение извлекать из простейшего, казалось бы, инструмента волшебные звуки.        

Умеем ли мы сегодня слушать, а главное – слышать кюй? Не знаю. Например, Ильяс Жансугуров – великолепный поэт, виртуоз слова в поэме «Кюйши» так описывает игру мастера:

«Күнтыңдап кірмей тұрды ұясына,
Бұлт тыңдап мінбей тұрды тау басына.
Мақұлық жерде, көктем ау жырады,
Қараған бір жан болмай шаруасына.
Су ақпай жатты тоқта парнасында,
Қарғалар қалқып қалды жар басында.
Сүйсініп домбыраны тыңдады жұрт,
Тырпетпей, тілеулес боп зарласынға»

Тяжело переводить поэзию, попробую только пересказать, потеряв при этом красоту стиха. «Солнце, заслушавшись, забыло уйти за горизонт, тучи нависли, ослушавшись ветра, зверье и птицы застыли как в полусне, люди побросали дела, вода прекратила течение, и вороны зависли в небе». Такова была, по мнению акына, сила мелодии, лившейся из «одна палка – два струна», как некоторые пренебрежительно о ней отзываются.

Мы сами – казахи – давно сакрализировали домбру, признали и возвеличили. Домбра – больше чем достояние нации, она – сама нация. С обретением независимости адепты древнего инструмента задались целью познакомить с домброй весь мир, заставить признать ее. Первую и абсолютно успешную попытку сделал КыдыралиБолманов. Его группа «Ұлытау» – три человека (домбра, скрипка, гитара) – была приглашена в Голливуд на музыкальный чемпионат мира.

– Собирались спешно, никому в голову не пришло взять с собой Флаг Казахстана, – вспоминает Кыдырали, – на представление участников команды из разных стран выходили с национальными флагами, мы вышли с высоко поднятой домброй.

dusha kazaha 2

«Ұлытау» вернулся домой с Гран-при. Этнофолк группа, созданная на основе древнего двухструнного инструмента, покорила Голливуд. «Всем привет, это Джой Де Майо из группы «Manowar». Я представляю группу, которая в скором времени станет известна во всем мире. Скоро увидимся», – скажет по окончании конкурса лидер знаменитой рок-группы.

Сейчас домбра триумфально шествует по планете. Наши молодые домбристы занимают первые места на Golden Time Talent в той же Америке. На «Голос Украины» ЕрнарБайбазаров становится финалистом и все свои композиции сопровождает игрой на домбре, наш и ансамбли национальных музыкальных инструментов с успехом гастролируют по всему миру, удивляя ценителей музыки: «Оказывается, на домбре можно так виртуозно исполнять Моцарта и Бетховена, Вивальди и Листа», – поражаются иностранцы. Димаш Кудайберген на любой мировой арене вызывает восторг своих фанатов не только своим феноменальным голосом, но и звучанием такого простого и в то же время уникального инструмента. Кто знает, смогла бы победить Жанар Дугалова на Turkvizyon, не поддержи ее на домбре наш земляк Нуржан Тажикенов из Кульсары?

«Домбра была еще задолго до появления национальности «казах», – утверждают ученые. И это, безусловно, правда. Это – инструмент, возникший в кочевом мире, только у разных народов называется по-разному. Музыкальные инструменты подобные домбре есть не только у казахов, этот инструмент имеет свои аналоги у многих народов. В таджикской культуре есть схожий по форме инструмент думрак, в узбекской – думбыра, думбрак, похожий по форме дутар. Туркмены знают дутар, баш, думбру, а башкиры – думбырау. Ногаи, один из самых близких к нам народов, называют ее точно так же, как и мы – домбра,  азербайджанцы и турки –  саз,  якуты –тансыр. Отличаются эти инструменты иногда количеством струн (до трёх), а также по материалу струн (нейлон, металл). «Одно из главных отличий современной домбры от инструментов, на которых играли Курмангазыи Даулеткерей, – струны. Сейчас их делают из лески, но до начала XX века на домбре использовали жильные струны, изготовленные путем сложного процесса выделки бараньих или козьих кишок.

– Леска звучит очень ярко и мощно, но жильные струны дают особый колорит, очень глубокий и мягкий звук. Лады – по-казахски их называют «перне» – тоже делали из жил. Благодаря этому звук традиционной домбры богат на обертоны и призвуки, – говорит исследователь и музыковед Юрий Аравин. От себя добавим, что у самых древних инструментов струны делали из конского волоса.

Изображение домбры находят среди наскальных рисунков, которые, по мнению известного археолога, доктора исторических наук Кемела Акишева, начертаны еще в четвертом тысячелетии до нашей эры. А сам инструмент археологи нашли при раскопках в горах монгольского Алтая. Он имеет две струны и девять ладов. Тюрковед Сарткожа Каржаубайулы относит находку к V-VI векам нашей эры, то есть к периоду возникновения первого Тюркского каганата. Название же – «домбра» – в несколько измененном виде (тамбур) встречается в трудах Аль-Фараби. Ученые по-разному толкуют происхождение слова, большинство склоняется, что пришло оно с шумерского языка и обозначает «маленький лук» (родство ныне мертвого и тюркского языков сегодня общепризнано).

Да, похожий музыкальный инструмент есть у многих народов, но только казахи возвели его в святыню. «Нағыз қазақ – қазақ емес, нағыз қазақ – домбыра», то есть домбра больше чем казах. Эти слова Кадыра Мырза-Али знает в Казахстане каждый и согласен с поэтом.

В нашем регионе говорят: «Когда есть Атырау, остальным не нужно говорить про домбру». Конечно, земля, породившая Курмангазы, Дину, Даулеткерея, имеет право гордиться ими, но все же домбра – достояние всего народа, в каждом регионе Казахстана существует своя школа, своя манера игры на этом инструменте.  Традиционно исследователи выделяют два основных вида домбры и школы игры на ней – западно-казахстанскую и восточно-казахстанскую. Но еще известны аркинская, семипалатинская, жетысуйская школы.

Из глубины веков мы пронесли с собой этот удивительный инструмент. Из века в век домбра не менялась кардинально, но совершенствовалось искусство игры на ней. Сейчас казахи восхищают весь мир, показывая возможности простого инструмента, в руках мастера способного воспроизводить музыку практически любой сложности.

«Хорошо понять, как звучат казахские музыкальные инструменты, можно на примере кобыза. Когда кобызист играет на кыл-кобызе, он не прижимает струны к грифу, а лишь слегка прикасается к ним. Благодаря этому создается масса обертонов. Струны кобыза делают из конских волос. Когда играет этот инструмент, фактически звучит хор из 46 отдельных волосков. То же можно сказать и о богатстве звучания домбры. Опытные музыканты, исполняя кюй, могут отразить в своей музыке величие бескрайних просторов степи, топот сотен копыт или гул надвигающегося войска. Феномен домбры заключается в ее глубине и многообразии. Она может звучать как целый оркестр, передавая широкую палитру звука. Такая музыка находит отклик в душе слушателей и вступает в резонанс с человеческой психикой. Длинный гриф, округлая форма, мягкие материалы и жильные струны – такая простая конструкция создает идеальную акустику».

Юрий Аравин

«Домбра производит впечатление не малого вблизи, а чего-то большого и даже грандиозного, но как бы издалека, наподобие боя хороших столовых часов. Сидишь рядом, слушаешь, а там звучит что-то огромное, издалека. Чтобы прочувствовать это, достаточно послушать кюй «Аксак кулан».

Александр Затаевич

Кайрат САТАЕВ

Administrator

Администратор сайта

Статьи по теме

Back to top button