ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ В ЕНПФ!
Пенсионные фонды Казахстана объединились в АО «Единый накопительный пенсионный фонд» (ЕНПФ). На вопросы о том, как прошел процесс объединения, как работает фонд, как вкладчики могут получить информацию о своих накоплениях и на другие отвечает директор Атырауского областного филиала ЕНПФ Вячеслав Искаирович Джумуров.
— Как прошла передача пенсионных активов в ЕНПФ?
— Процесс приема-передачи пенсионных активов/обязательств НПФ в ЕНПФ проходил в строгом соответствии с графиком, утвержденным Нацбанком Республики Казахстан. 26 марта текущего года был осуществлен прием-передача пенсионных активов и обязательств последнего фонда — АО «НПФ «Народный Банк Казахстана». Таким образом, с 27 марта 2014 года индивидуальные пенсионные счета вкладчиков (получателей) уже всех накопительных пенсионных фондов находятся в ЕНПФ. Доверительное управление всеми пенсионными активами в соответствии с пенсионным законодательством осуществляется Национальным Банком республики.
В результате консолидации пенсионных активов и обязательств всех НПФ на 1 мая количество индивидуальных пенсионных счетов (ИПС) вкладчиков (получателей) ЕНПФ по всем видам договоров составило 9 832 582 единицы, сумма пенсионных накоплений — более 4 трлн. тенге.
В процессе приема-передачи на индивидуальные счета вкладчиков, открытые в ЕНПФ, была перечислена ровно та сумма, которая была сформирована в передающем НПФ. Чтобы убедиться в этом, достаточно посетить любой из офисов ЕНПФ и взять выписку о состоянии своего счета.
— Выплачивает ли ЕНПФ сегодня накопления состоявшимся пенсионерам и только выходящим на пенсию?
— В ЕНПФ были переданы не только пенсионные активы, но и обязательства НПФ. В офисах нашего фонда вкладчики могут получить полный спектр услуг. А именно: узнать информацию о состоянии своего индивидуального пенсионного счета, оформить договоры о пенсионном обеспечении за счет обязательных пенсионных взносов, добровольных пенсионных взносов и обязательных профессиональных пенсионных взносов, изменить способ получения информации о пенсионных накоплениях, а также подать заявление на получение пенсионных выплат.
Также ЕНПФ принял на себя обязательства по осуществлению пенсионных выплат состоявшимся пенсионерам, которые стали получать выплаты по достижении пенсионного возраста еще до момента приема-передачи пенсионных активов и обязательств. Все условия получения выплат — периодичность, сроки, установленные ранее в дополнительном соглашении вкладчика с НПФ, остаются прежними. Сумма пенсионных выплат за первый квартал 2014 года по всей НПС составила 27 миллиардов тенге, из которых 14 миллиардов тенге было выплачено из ЕНПФ.
На сегодняшний день ЕНПФ насчитывает более 240 подразделений в различных регионах республики — филиалов, отделений и центров обслуживания. Причем офисы открываются не только в крупных, но и в небольших городах и поселках. Сейчас мы уже открыли более 20 центров обслуживания в тех населенных пунктах, где ранее вообще не было присутствия пенсионных фондов, и жители этих мест были вынуждены ездить за десятки километров, чтобы получить выписку с индивидуального пенсионного счета.
— Каким образом ЕНПФ информирует вкладчиков о состоянии пенсионных накоплений?
— По итогам 2013 года ЕНПФ, как того требует законодательство, проинформировал о состоянии индивидуальных пенсионных счетов вкладчиков ГНПФ и всех тех фондов, активы которых были переданы в ЕНПФ к 1 января 2014 года. Вкладчики (получатели) остальных НПФ, а это АО «НПФ «Астана», АО «НПФ «НефтегазДем», АО «НПФ «Грантум», АО «НПФ «УларУмит», АО «НПФ «Народный Банк Казахстана», до даты начала приема-передачи пенсионных активов и обязательств по пенсионным договорам должны были получить информацию о состоянии индивидуального пенсионного счета в тех НПФ, с которыми у них заключены договоры о пенсионном обеспечении.
Сейчас информацию о своем пенсионном счете может получить каждый вкладчик, обратившись в офис ЕНПФ. Подразделения ЕНПФ работают по всей республике, почти 60 часов в неделю каждое. Согласитесь, несложно выбрать время, чтобы проверить состояние своих пенсионных накоплений.
Тем более что, придя в фонд один раз, можно получить логин и пароль и проверять свой ИПС постоянно через сайт enpf.kz или даже мобильный телефон. Уже разработаны и введены в действие мобильные приложения для планшетов и смартфонов, работающих в системе iOS (для (Phone и iPad) и Android (для смартфонов и планшетов). На сегодняшний день более 334 тысяч вкладчиков выбрали способ получения информации посредством Интернет-выписки. Это очень удобно для самого вкладчика, и деятельность ЕНПФ становится предельно прозрачной.
Согласно пенсионным правилам АО «ЕНПФ», утвержденным постановлением Правительства РК, почтовая рассылка выписок с ИПС не предусмотрена для вкладчиков, вновь оформляющих заявление об открытии ИПС. Выписку по почте должны получить вкладчики, ранее выбравшие этот способ информирования. Но зачастую именно эти вкладчики жалуются, что не получили информацию.
При этом очень многие с момента заключения договора о пенсионном обеспечении несколько раз меняли адрес и не сообщали об этом в пенсионный фонд, как того требует пенсионное законодательство.
Выписка отправляется человеку по почте, но почтальон, не обнаруживая адресата, возвращает выписку в фонд. Итоги информирования этого года пока не подведены. «Казпочта» сведения о недоставленных письмах представит к концу полугодия. Но по итогам кампаний прошлых лет по информированию вкладчиков о состоянии их пенсионных накоплений можно констатировать, что от 15 до 20 процентов почтовых отправлений с выписками из ИПС вкладчиков были возвращены в ГНПФ из-за того, что в договоре вкладчиком указан некорректный адрес. В случае такого возврата ЕНПФ имеет право, в рамках пенсионного законодательства, на следующий год выписку не отправлять.
Год от года тратятся колоссальные суммы на рассылку выписок по почте. Доставка одного конверта на сегодня стоит 111 тенге. Вот и посчитайте, сколько требуется средств для массовой рассылки, которая, как показывает практика, не всегда доходит до каждого адресата. Кроме того, многие вкладчики при заключении договора сами выбрали способ получения информации — личное обращение в НПФ (может быть, они решили сохранить тайну пенсионных накоплений даже от своих домашних), и мы не можем нарушить их право конфиденциального получения информации.
Поэтому хотелось бы обратиться ко всем вкладчикам: выберите время, проверьте свой пенсионный счет, получите логин и пароль или подпишитесь на рассылку информации по электронной почте (такой вид информирования также предусмотрен законодательством).
Учитывая социальную значимость процесса информирования вкладчиков (получателей) о состоянии их пенсионных накоплений, ЕНПФ принято решение об информировании вкладчиков (получателей) пяти НПФ, пенсионные активы которых были переданы в ЕНПФ в 2014 году. Это НПФ «Астана», «НефтегазДем», «Грантум», «УларУмит» и НПФ «Народный Банк Казахстана». Вкладчикам (получателям) будут предоставлены сведения о состоянии ИПС, содержащие информацию с даты открытия ИПС в ЕНПФ о:
— сумме перевода пенсионных накоплений из НПФ в ЕНПФ, поступлениях пенсионных взносов, пени с указанием даты их фактического поступления;
— сумме начисленного инвестиционного дохода (убытка) за каждый месяц и общей сумме;
— величине комиссионного вознаграждения ЕНПФ;
— сумме пенсионных выплат и (или) переводов пенсионных накоплений.
Всего будет проинформировано 4 330 387 вкладчиков. Выписки из ИПС вкладчикам (получателям) будут предоставляться теми способами, которые были ими выбраны при заключении договоров об обязательном пенсионном обеспечении с НПФ.
Кроме того, ЕНПФ совместно с министерствами и ведомствами ведется совместная работа по обеспечению большей доступности и информированию вкладчиков, в том числе через портал e-gov и центры обслуживания населения (ЦОН). Так, в настоящее время принимаются меры по включению услуги ЕНПФ по выдаче информации о состоянии пенсионных накоплений вкладчиков с учетом инвестиционного дохода в электронном формате в Реестр государственных услуг.
Подключение ЕНПФ к e-gov и ЦОНам позволит вкладчикам (получателям) получать информацию о состоянии индивидуального пенсионного счета в полном объеме (с учетом инвестиционного дохода) самостоятельно через Интернет или в любом ЦОНе.
Сведения о состоянии индивидуального пенсионного счета (ИПС) будут содержать информацию с даты открытия ИПС в ЕНПФ, а также исторические данные о взносах и инвестиционном доходе за период с 01.01.2013 г. по 01.07.2014 г.
Обратившись в ближайший офис ЕНПФ, вы можете уточнить выбранный способ получения информации о состоянии пенсионных накоплений, проверить свои реквизиты, если в недавнем прошлом вы сменили адрес проживания и не уведомили об этом ЕНПФ, а также подписать соглашение о выборе наиболее удобного способа получения выписки.
Позаботьтесь о вашем будущем сегодня, держите свои пенсионные накопления под контролем.
СПРАВКА «ПК»
Головной офис ЕНПФ находится в Алматы на улице Ауэзова, 82,
Атырауский областной филиал — Азаттык, 48, тел.: 32-24-14,
Сатпаева, 32, тел.: 20-08-96 с 8.00 до 19.00, без перерыва на обед.
Наталия УРАЗГАЛИЕВА,
коллаж Константина СТАРЦЕВА