Дата возрождения страны
Для Казахстана государственная независимость всегда имела важное значение, так как позволяла стране обрести достойное место в международной системе государств. Документом же, определившим политико-правовые основы Казахстана, стало принятие Декларации о государственном суверенитете. В истории независимого Казахстана Декларация о государственном суверенитете РК от 25 октября 1990 года – первый шаг к независимости, который определил политико-правовые основы Казахстана как независимого государства.
К 1980-м годам СССР оказался в состоянии системного кризиса. Значительная часть населения разуверилась в догмах официально декларируемой коммунистической идеологии. Проявилось экономическое и технологическое отставание Советского Союза от западных государств. Попытка реформирования политической системы в годы перестройки – 1985-1991 гг. – привела к обострению всех имевшихся противоречий.
В таких сложных условиях и была принята Декларация о государственном суверенитете Казахстана. В этом историческом документе были определены следующие основные положения и политико-правовые основы нашего государства:
1. Казахстан является унитарным государством;
2. Целостность государства;
3. Неделимость и неприкосновенность территории;
4. Возрождение и развитие самобытной культуры, традиций, языка казахского народа;
5. Президент признан руководителем нашей Республики, главой административно-исполнительной высшей власти;
6. Земля, её недра, вода, растительный и животный мир, другие природные ресурсы, культурные и исторические ценности народа, весь экономический, научно-технический потенциал являлся основой суверенитета Республики, и находятся в её собственности;
7. Казахская ССР обладает соответствующей республике долей во всесоюзном имуществе, в том числе соответствующей долей в алмазном, валютном и золотом фондах;
8. Испытание ядерного оружия и других видов массового уничтожения (химического, бактериологического, биологического и др.) запрещается;
9. Казахская ССР имеет право на создание собственных внутренних войск, органов государственной безопасности и внутренних дел, подчиненных и подконтрольных Верховному совету и Президенту Казахской ССР (из этого положения мы видим, что полномочия Верховного совета КазССР (Парламента) были выше, чем у Президента.
Однако в 90-е годы, когда в Казахстане еще не сформировалась система политических партий, средства массовой информации были не столь влиятельны, а политические демократические традиции еще не сложились, широкие конституционные полномочия Президента были практически безграничными. Отсутствие же ограничений в виде парламента, политических партий и независимой прессы привели к возникновению авторитарных тенденций в характере института Президента. В новых условиях современного развития мирового сообщества растет взаимозависимость и взаимообусловленность интересов внешней и внутренней политики. Происходит ускорение процессов региональной интеграции. Ключевую роль в этом процессе играют исследования государственного управления и влияние партийно-политической системы на различные социальные подсистемы. Со всей остротой ощущается необходимость совершенствования многосторонних механизмов реорганизации партийной системы и модернизации политической системы. Вопросы политической модернизации и совершенствования партийной системы имеют важное значение для современного Казахстана.
Постсоветское пространство полтора десятка лет находится в состоянии перманентного реформирования. За это время развеялись некоторые существующие иллюзии относительно скорого и безболезненного построения демократического, правового, социального государства с рыночной экономикой, высшей ценностью которого является человек.
В данном контексте значительную роль играет осознание сути трансформации партийно-политической системы в условиях усиления интеграционных и дезинтеграционных процессов для выработки адекватной стратегии. Трудности в осуществлении модернизации ведут к компрометации демократической идеи и утрате ее привлекательности. В связи с этим возрастает научная актуальность операционализации демократической парадигмы развития политического процесса.
Важно отметить, что на основе Декларации о государственном суверенитете 16 декабря 1991 года был принят Конституционный закон о государственной независимости РК. Таким образом, Декларация провозгласила суверенитет Казахской ССР. А в 2001 году День Республики был включен в перечень государственных праздников. В 2009 праздник исчез из календаря официальных дат. Как известно, выступая на первом заседании Национального курултая 16 июня, Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев предложил вновь вернуть Дню Республики статус национального праздника. Затем парламентарии Казахстана внесли изменения в Закон «О праздниках в Республике Казахстан», установив национальный праздник День Республики 25 октября и государственный праздник День Независимости 16 декабря.
За годы независимости в Казахстане сложились свои традиции. В честь Дня Республики в регионах Казахстана проходят концерты, научные конференции, творческие конкурсы, спортивные состязания, патриотические, волонтерские и благотворительные акции. И, конечно же, поздравляю всех казахстанцев с этим национальным праздником!
Сайпулла САПАНОВ,
доктор исторических наук, директор НИИ «История, археология и этнология Каспийского региона имени Х.Б. Табылдиева»