АЙДЫН АИМБЕТОВ. ЧЕРЕЗ ТЕРНИИ К ЗВЕЗДАМ
Немногословный, целеустремленный, терпеливый, мужественный и удивительно обаятельный. Это тот человек, на которого сегодня равняется наша молодежь. Молодой казахстанец, отечественный космонавт Айдын Аимбетов — герой нашего времени.
…Честно говоря, задумав наше интервью с самым «звездным» человеком Казахстана, мы сомневались, что Айдын Аканович найдет время в своем плотном графике для общения с нами. Но, к нашему общему восторгу, Айдын Аимбетов не только любезно согласился ответить на наши вопросы, но и передал горячий космический привет всем атыраусцам.
МЕЧТА С ДЕТСТВА
— Айдын Аканович, вы — опытный летчик-истребитель и вдруг решили подать заявку на зачисление в отряд космонавтов! Как долго готовились к полету на орбиту?
— Стать космонавтом — это мечта с детства. К полету готовился очень долго — с 2003 года в Центре подготовки космонавтов.
— Читая, как проходила ваша подготовка, понимаешь, что космонавты – сильные духом и телом! Это правда, что вы провели три дня на 30-градусном морозе и всего с несколькими литрами воды? Это было самое страшное испытание?
— У нас для будущих космонавтов предусмотрена особая программа испытаний, в том числе на выживание в экстремальных условиях. Три вида. Например, зимой в лесисто-болотистой местности мы провели трое суток, и температура была даже минус 35 градусов, затем столько же суток в пустыне; после них пеший пятикилометровый переход до вертолетной площадки. И, напоследок, испытание на выживание в условиях морской стихии.
— Говорят, что ваш полет в космос трижды откладывался. Знать, ждать и получить сообщение, что космическая экспедиция вновь не состоится… Как вы это все переживали, и что помогало верить в лучшее? Ведь даже ваш коллега Мухтар Аймаханов в 2012 решил сменить гражданство ради мечты полететь в космос…
— Я всегда верил в свой народ, в свою страну. И был уверен, что Казахстан будет развивать пилотируемую космонавтику. А сил и уверенности придавали семья и друзья, а также мой руководитель и наставник Талгат Амангельдиевич Мусабаев.
— Наша легенда – первый казахский космонавт Тохтар Аубакиров в 2009 году, когда решено было вас не отправлять в космос по причине тогдашнего мирового экономического кризиса, заметил очень горячо: «Что такое $30 млн. (стоимость полета в космос в 2009), если весь мир будет говорить о Казахстане, что он не только поставляет нефть, а еще и работает в космосе! В глобальном смысле престиж, который мы обретем, стоит намного больше. Тот факт, что летит казахстанский космонавт, — могучая «зацепка», чтобы потом мы вместе с другими странами могли работать в космическом пространстве. Если хочешь заниматься мировой наукой, нельзя оставаться в своей скорлупе, надо её раздвигать и выходить в большой мир. А это требует затрат». Вы с этим мнением согласны?
— Согласен. На сегодняшний день бюджеты других космических агентств в сотни раз больше нашего. Соответственно ускоренными темпами развивается практическая деятельность в этой отрасли. Это уже факт, что вскоре на Луне начнут строить научно-исследовательские станции. Сегодня во всем мире космос является локомотивом развития. Казахстанская наука также вносит свой вклад в изучение этой перспективной сферы.
— Часто люди, когда хотят объяснить нечто необычное, неординарное, а то и даже неадекватное, говорят коротко: «Это как в космосе». Ну и как же в космосе, Айдын Аканович? Поделитесь ощущениями!
— Это как в космосе (тут Айдын Аимбетов расплывается в широкой улыбке — Прим. Авт.). Это значит увидеть красивый рассвет и проводить красивый закат. Это как впервые подняться в воздух, выйти в море и… это все вместе… Боюсь, не хватит слов описать состояние в космосе.
КОГДА НАШИ КОСМИЧЕСКИЕ КОРАБЛИ БОРОЗДЯТ ПРОСТОРЫ ВСЕЛЕННОЙ…
— Вы были включены в экспедицию в качестве профессионального испытателя со штатной должностью бортинженера №2. В ваши обязанности входило управление системами космического корабля и выполнение работ на станции. Но было сказано также, что вы в полете реализовали отечественную научную программу. Расскажите, пожалуйста, об этом поподробнее.
— Это эксперименты «Ураган» (Экспериментальная отработка наземно-космической системы мониторинга и прогноза развития природных и техногенных катастроф), «Релаксация» (Исследование хемилюминесцентных химических реакций и атмосферных оптических явлений, возникающих при высокоскоростном взаимодействии продуктов выхлопа реактивных двигателей с верхней атмосферой Земли, атмосферных оптических явлений при входе тел в разреженную верхнюю атмосферу и ее оптических свойств в УФ-диапазоне), «Матрешка-Р» (Исследование динамики радиационной обстановки на орбите в Служебном модуле и стыковочном отсеке РС МКС и накопления дозы в шаровом и антропоморфном фантомах, совершенствование методов космической дозиметрии и оценки воздействия радиационной опасности на тело космонавта при внекорабельной деятельности и исследование динамики радиационной обстановки по траектории полета), а также «Пилле», «Кулоновский кристалл», «Контент», «Взаимодействие», «Великое начало», «Апробация продуктов казахской академии питания», «О Гагарине из космоса». Долго объяснять – вы можете подробно все сведения прочесть на сайте «Казкосмоса».
— А правда, что вы в космическом полете угощали своих коллег казахскими национальными блюдами, в том числе куртом?
— Это была апробация всеми членами экипажа современных, высокотехнологичных продуктов питания. Кстати, космонавты поставили им высокую оценку.
— Расскажите, пожалуйста, о необычных космических традициях, которые связаны с Юрием Гагариным?
— Нужно обязательно посмотреть фильм «Белое солнце пустыни», посадить дерево на аллее космонавтов, не давать автографы до полета.
— Как вы смотрите на то, что в космос теперь летают туристы?
— Это означает, что космос интересен не только специалистам и сотрудникам космических агентств. Пусть летают!
СМЕНА РАСТЕТ!
— Айдын Аканович, в последнее время часто можно услышать такие слова: мол, у молодежи нет желания полететь в космос, нет романтиков нынче, и у многих на уме одни только деньги… Как вы считаете, с этим мнением можно поспорить?
— Я полностью опровергаю это мнение. В «Школу юных космонавтов» во Дворце школьников в городе Астане записывается до 500 детей в один учебный год! Я очень рад, что у нас любознательные школьники. А если взять историю, то во время моего отбора в Отряд космонавтов было около 2000 претендентов на 2 места для полета в космическую экспедицию.
Насчет второй части вашего вопроса. Наша молодежь образованная, и нет ничего плохого, если они хотят заработать деньги, обеспечивать себя и свои семьи необходимыми средствами.
— Вы активный пользователь соцсетей. Даже в космосе вы описывали все происходящее на своей странице в Twitter и выкладывали фото и видео. И сейчас к вам заходят казахстанцы и оставляют свои мнения о вашем полете. Мы тоже зашли на ваш аккаунт, и первое, что увидели, были слова одного пользователя, посетившего вас накануне: «Первый космонавт суверенного Казахстана и кумир моего сына!». Вы можете вот так запросто пообщаться с людьми, рассказать им о полете?
— Я всегда рад общению, и даже не в официальной обстановке.
К слову, позвольте поблагодарить всех жителей нефтяной столицы за то, что переживали за меня, когда я полетел в космос — писали мне теплые слова в соцсетях, как, впрочем, и когда я вернулся на Землю. К сожалению, я не обладаю даром красиво говорить — я лишь старый солдат. Но хочу выразить признательность и заверить, что поддержка и внимание, которые ощущали я и моя семья, придавали мне сил и уверенности, что все будет хорошо. Спасибо за вашу широкую душу, уважаемые атыраусцы!
— Как вы думаете, какое будущее у Казахстана в космической отрасли?
— Космическая деятельность нашей страны обладает большим потенциалом. В настоящее время при поддержке нашего Президента Нурсултана Абишевича Назарбаева «Казкосмос» сделал большие шаги в своем развитии.
СНЫ О НЕВЕСОМОСТИ И ИНОПЛАНЕТЯНЕ
— Будучи в полете, вы написали в Twitter, что вам снится Земля. А что вам сейчас снится?
— Не поверите — просыпаюсь ночью от того, что снится состояние невесомости, я продолжаю во сне работать по новым опытам и анализировать проведенные эксперименты в космосе!
— Расскажите, пожалуйста, о вашей семье – как дети отреагировали, что их папа побывал в космосе? Пойдет ли кто-то из детей по вашим стопам?
— Дети очень рады. (Правда, дочь Аимбетова перед полетом пожелала, чтобы папа встретился с инопланетянами. Но у папы были другие задачи.- Прим. Авт.). Что касается будущих профессий, сын хочет стать пилотом, а там видно будет. В любом случае, я, как отец, с уважением приму выбор своих детей.
— Мы узнали, что вы родились в год Крысы, и вот что было написано в гороскопе для вас на нынешний 2015 год: «В 2015, Год Козы, многие Крысы возьмут яркий старт. Всё необходимое для прыжка вперёд крысы уже накопили (богатый опыт, нетривиальные идеи), а покровительница этого периода Коза обеспечит Крыс силой и решимостью». Айдын Аканович, а вы в гороскопы верите? Может, после полета в космос стали как-то иначе относиться к звездам?
— Звезды — это часть нашего мира, а значит мы взаимосвязаны. Вообще, весь мир должен жить в гармонии. Но в то же время, я уверен, человек – сам строитель своей судьбы. Нам дано право выбора.
СПРАВКА «ПК»
Айдын Аканович Аимбетов родился 27 июля 1972 года в селе «Заря коммунизма» Талдыкорганской области. Окончил Армавирское высшее военное авиационное училище с квалификацией «летчика-инженера». С мая 1993 года служит в рядах ВС РК. Командир авиационного звена. Воинское звание — полковник. Айдыну Аимбетову было присвоено звание космонавта-испытателя.
Вместе с женой Лилией воспитывает сына и двух дочерей.
Надежда ШИЛЬМАН