О функциональной грамотности, или Что значит быть грамотным в XXI веке

«Образование должно давать не только знания, но и умения их использовать в процессе социальной адаптации». В связи с этим была указана необходимость дальнейшего развития функциональной грамотности подрастающего поколения: «Чтобы стать развитым конкурентоспособным государством, мы должны стать высокообразованной нацией. В современном мире простой поголовной грамотности уже явно недостаточно. Наши граждане должны быть готовы к тому, чтобы постоянно овладевать навыками работы на самом передовом оборудовании и самом современном производстве. Необходимо также уделять большое внимание функциональной грамотности наших детей, в целом всего подрастающего поколения. Это важно, чтобы наши дети были адаптированы к современной жизни».

Н.А. Назарбаев, Президент Республики Казахстан
(Послание народу Казахстана от 27 января 2012 года
«Социально-экономическая модернизация —
главный вектор развития Казахстана»)

В этой статье мне хочется выразить свое отношение к тому, как обучают учащихся (школьников, учащихся колледжей и студентов вузов) языку. Когда впервые прозвучал тезис о развитии функциональной грамотности учащихся, то это было принято как обращение, имеющее прямое отношение к школьным учителям. Хотя это не совсем так. Ведь говоря о функциональной грамотности, Глава государства имел в виду фактор, который будет содействовать участию людей в социальной, культурной, политической и экономической деятельности, способности творчески мыслить и находить стандартные решения, умению использовать информационно-коммуникационные технологии в различных сферах жизнедеятельности, а также обучению на протяжении всей жизни.

И как ошибочно в устах большинства людей звучит в данном контексте мысль о том, что все это имеет прямое отношение только к школе, где функциональные навыки просто обязаны быть сформированы. А теперь посмотрим на это с другой стороны. Если функциональная грамотность есть индикатор общественного благополучия, то почему это должно непременно касаться только школы. Не получится ли так, что в случае неудачи во всем винить будут только школьных учителей, которые не справились с поставленной задачей? Как часто приходится слышать: «Почему наши дети так безграмотны? И чем это занимаются учителя на уроках? За что им платит государство?..» И никому в голову не придет мысль, а почему мы хотим все переложить на плечи учителей? Разве нет и нашей вины в этом? Можно привести достаточно примеров, как мы сами часто сознательно уклоняемся от своих обязанностей — участвовать в воспитании, развитии, формировании и совершенствовании познавательной деятельности собственных детей. Вспомним, как мы часто уклоняемся от ответов на вопросы наших детей: «Оставь, пожалуйста, мне не до тебя!», «После, я сейчас занят», «Об этом поговорим позже», «И чему только тебя учат в школе?», «Снова решил достать меня своими капризами!», «Уйди, не приставай!».

Да простят меня уважаемые читатели, но, увы, довольно часто мы тратим время совсем не на пользу наших детей. Вот и получается, что часть своих обязанностей мы перекладываем на учителей, считая, что у них больше времени на обучение. Откуда возникло наивное предположение о том, что наши дети научатся чему-то благодаря только изучению школьных предметов? Сегодня большинство школьников, учащихся колледжей и студентов вузов находят время на получение дополнительного образования. В условиях города есть немало учреждений, готовых предоставить образовательные услуги. Но они, к сожалению, не всем по карману. Вот и получается, что уровень знаний детей напрямую зависит от финансовых возможностей родителей. Кстати, радует только одно в этом направлении, а именно высокая компьютерная грамотность среди подрастающего поколения, которую никто не может отрицать. Да, действительно, сегодня мало кого удивишь умениями чуть ли не полуторагодовалых детей пользоваться мобильными телефонами, планшетами. Далеко за примерами не стоит ходить: весь Интернет буквально заполонили ролики с впечатляющими кадрами малышей, вытворяющих чудеса с этими средствами мобильной связи. Но… возвратимся к теме статьи. Наивно думать, что функциональная грамотность учащихся есть прерогатива только школьных учителей. Будучи преподавателем вуза, хочу заметить, что в большинстве случаев о грамотности (опуская слово «функциональная») говорят только в отношении обучения языкам (казахскому, русскому и английскому). А ведь это есть чистый абсурд. Разве можно научить за какие-то кратчайшие сроки всему тому, что есть в языке? Ведь язык — это не свод отдельных правил, которые можно выучить в один присест. Нет. Языку следует учиться, как, к примеру, учат в детских спортивных учреждениях, начиная с установки правильного дыхания, отработки отдельных упражнений и так далее, пока не овладеешь всеми навыками. Это действительно неимоверно сложный труд. Почему, беседуя с кем-то, мы порой ловим себя на мысли: «Как замечательно он говорит? Откуда столько красноречия?». И никто не задумывается над тем, как это удается собеседнику? Возможно, за всем этим стоит хорошая базовая школьная подготовка. Но одно ясно. Можно научить грамоте, правильному написанию слов, но научить грамотно выражать свои мысли, уверенно построить речь далеко не каждому дано. Почему, спросите вы? Дело в том, что человек, красноречиво излагающий свои мысли в устной форме, может не владеть таким же красноречием изложения на письме. Это не трудно проверить. В нашей практике есть немало примеров, как даже опытные учителя, преподаватели языковых дисциплин не могут сразу справиться, на первый взгляд, с банальным заданием написать свое мнение о чем-либо, не говоря уже о научном эссе или письменном отчете. По правде, этому есть простое объяснение: этому нигде — ни в школе, ни в вузе — не учат. В программе нет ни одной дисциплины или, как сейчас выражаются, элективных дисциплин, которые бы обучали учащихся и студентов грамотному выражению мыслей (как в устной, так и письменной форме). Вот и приходится каждому учителю искать свои методики обучения прямо на уроке. А если учесть, что школьный урок длится 45 минут, и эти минуты должны быть расписаны Как должен поступить учитель в этом случае? Догонять упущенную программу или обучать культуре устной и письменной речи?

Часто в вузе на вопрос: «Владеете ли вы языком?» — студенты-первокурсники однозначно отвечают: «Да» или «Нет». При этом они не задумываются над тем, что предполагает данный вопрос. Ведь владеть языком вовсе не означает, знаешь ли ты грамматику этого языка. Владеть языком — значит владеть культурой данного языка, а это понятие растяжимо. В него входит и умение выражать свои мысли достаточно грамотно, выразительно, эмоционально ярко. Можно научиться писать грамотно, но вместе с тем, не владеть культурой устной речи. И напротив. Можно научиться грамотно (ярко, выразительно, точно) выражать свои мысли, но не уметь так же грамотно, содержательно выражать свои мысли на письме.

Меня всегда волновал вопрос: «Интересует ли, допустим, математиков, умение учащихся (студентов) грамотно излагать свои мысли при решении сложнейших задач?». Или достаточно ограничиться лишь правильным решением задачи, отнюдь не беспокоясь о том, как это будет изложено в устной форме. Вспоминается один из случаев, когда студенты при защите своих проектов на занятиях по дисциплине «Русский язык» мучительно подыскивали слова и выражения, чтобы грамотно донести мысль о том, для чего ими был создан защищаемый ими проект. В целом, проекты были «грамотно скачаны» с Интернета, но преподнести их оказалось не таким простым делом. Известно, что некоторые студенты приходят в вуз уже подготовленными, владеют языками, обучены грамотному письму. Но отнюдь не обучены культуре речи, не знакомы с культурой устного выступления. И наша общая задача — научить этому сегодня и сейчас. Ведь никто не станет отрицать того, что каждый специалист (в какой бы области знаний он не обучался) обязан быть функционально грамотным, а значит, конкурентоспособным.

Думаю, что вопросами культуры речи, общего уровня подготовки нужно заниматься основательно, с первых дней развития ребенка, еще задолго до поступления в школу. А это значит, что именно от культуры вести диалог, степени образованности в первую очередь родителей будет зависеть, насколько успешными станут для ребенка его первые школьные шаги. Успех в будущем зависит от окружения, т.е. семьи, детсада, школы. В вуз выпускники школ, колледжей должны прийти уже с солидным запасом знаний, навыков. Только тогда можно будет вести речь о дальнейшем успешном овладении фундаментальными знаниями, которые студент получит от преподавателей высшей школы. Ошибочно думать, что вуз исправит те погрешности в образовании, с которыми студент приходит после школы. Вуз должен повести студента дальше, открывая двери в мир новых, еще более сложных знаний об окружающей действительности. Только так, последовательно, шаг за шагом, можно освоить новые пласты знаний. Только тогда мы можем быть уверены, что наши студенты, будущие специалисты разных отраслей экономики страны, действительно могут конкурировать, достойно представляя и школу, и колледж, и вуз.

Гульнар БАЙЖИГИТОВА,
зав. кафедрой «Казахский
и русский языки»
Атырауского
университета нефти и газа, кандидат
филологических наук