Может — Караоткель? Ведь назван же Алматы по одноименному принципу − урочище Алматы. Или Есиль или Ишим? А может быть, Сарыарка? (…) Однажды ночью, точнее, в два часа ночи, меня словно осенило — Астана! Столица, она и есть столица! На казахском звучит очень красиво. Броско, ярко и очень звучно. Также звучит и на русском и английском. В этом названии есть какой-то оттенок решительности, твердости и четкости — Астана! Словно какой-то броский и краткий лозунг, отражающий наши общие настроения и ожидания от переноса столицы.
Нурсултан НАЗАРБАЕВ,
Президент Республики Казахстан
Итак, на дворе 1998 год. Официально признанная новой столицей, вся в строительных лесах и кранах Астана прихорашивалась к своей презентации, а все области рапортовали о своих успехах и достижениях. 15-16 мая в Астане прошли Дни культуры нашей области.
(Продолжение.
Начало в №53 от 03.07.18 г.)
Наш первый
отчет столице
Они потребовали большой, серьезной подготовки, соединения усилий и возможностей многих коллективов и людей. Предприятия отбирали материалы, образцы продукции, обдумывали стенды, участники вернисажа выбирали работы. Артистами профессиональными и самодеятельными готовились специальные программы: нашу область представляли лучшие творческие коллективы – и взрослых участников, и детские. И вот 12 мая триста человек – артисты, бизнесмены, художники, школьники, под звуки оркестра распрощались с родным городом. И поезд двинулся в Астану, чтобы показать столичной публике, чем богат наш край.
Предваряя рассказ об этих днях, скажу, что мы оказались на высоте. Дни культуры Атырау стали событием не только для нашей области, но и для всей страны. Меня, конечно, можно упрекнуть в пристрастии, да я и не отрекаюсь от любви и гордости за свой край. Но ведь положительные, даже восторженные отзывы были от многих-многих посетителей центра делового и культурного сотрудничества, где мы дислоцировались, особенно от посетителей выставки-вернисажа. Кстати, на здании (как и на всех документах, связанных с Днями культуры, программах, открытках) красовалась эмблема Дней культуры. Автор её, художник Марат Омаров рассказывал, что сложность заключалась в том, что нужно было соединить в одном рисунке промышленность и культуру. Поскольку нефтяная промышленность – это основа, поддерживающая экономику, то автор избрал следующее сочетание: промышленность символизируют нефтяные вышки, а культуру – домбра. Черная капля на фоне вышек – это нефть, а две другие по бокам – нефтепродукты. Волны внизу – это, совершенно понятно, море и река.
И от столичных бизнесменов мы услышали немало хорошего, был заключен ряд деловых контрактов. Может, сказалась специфика экономики и своеобразие нашего края? Во всяком случае, выставка наших достижений, как в фундаментальных сферах экономики, так и в малом и среднем бизнесе, художественно-прикладном искусстве привлекла очень многих горожан. Поразила разнообразием выставка продукции, производимой в нашей области – и «черное золото», и « живое серебро» со всеми их производными. И если образцы, схемы, диаграммы, проспекты, характеристики первой категории экспонатов рождали желание заключить договор на поставку, причем долгосрочную (в частности, станки-качалки, которые в порядке импортозамещения начал выпускать наш «Нефтемаш»), то очередь желающих продегустировать продукцию «Атыраубалык», скорее, напоминала праздничную демонстрацию. Три дня выдерживал осаду астанинцев центр делового и культурного сотрудничества, где дислоцировалась выставка. А сколько ажиотажа добавилось, когда предприниматель Зураб Бобохидзе стал дарить посетителям вкусные экспонаты собственного производства, ибо по причине того, что все колбасы и кулинарные деликатесы «Иверией» готовились только из натуральных продуктов, без всяких консервантов, срок хранения их отнюдь не месяцами исчислялся. И уже надлежало со стеллажей и полок переместить все эти вкусности на кухни и …съесть скорее. Продукция ТОО «Турмыс» и фирмы «Дидар» тоже привлекла внимание посетителей.
Что касается вернисажа, то посетители были покорены красотой и изяществом изделий ТОО «СӘН» – к чести Гулмаржан Махамбет, показавшей себя тогда не только высокопрофессиональной художницей-постановщицей драматических спектаклей, но и талантливым модельером национальных костюмов. К тому же она еще одной из первых в стране организовала изготовление национальных украшений. А поделки, мастерски выполненные мастером бисероплетения Зинаидой Корниловой, а трикотаж производства нашего Дома быта «Онерпаз», вызвавшие большой интерес у астанчан и нашедшие, в конечном счете, своего покупателя.
А сколько астанчан застывали с восхищением у картин А. Жантасова, К. Досниязова, И. Никело. Любовались гобеленами, образцами ковроткачества, чеканками и другими экспонатами, представленными нашим краеведческим музеем. И пусть не было тогда еще среди них нашего Золотого человека, но были многие свидетельства развития цивилизации в древнем Сарайчике, дорогие всем казахстанцам личные вещи Курмангазы, композитора Тлендиева, книги, детали быта, хранящие тепло других славных сыновей Прикаспия.
Программа нашей презентации была весьма и весьма насыщенна. Как известно, каждая область должна была внести свою лепту в их проведение. В рамках Дней заместитель акима области Есенгельды Нуршаев открыл в средней школе №7 спортивную площадку, построенную нашей областью. Нами также была сооружена и сценическая площадка, на которой (в числе других) проходили мероприятия презентации юной столицы. А первым было выступление атырауских талантов – фольклорного ансамбля «Нарын», танцевальных коллективов, вокалистов.
Все концерты проходили при полном аншлаге. Не только конференц-зал Евразиийского университета, но даже и Дворец творчества детей и юношества не мог вместить всех желающих. Зрители стояли в проходах, сидели на полу перед сценой.
Необычайный успех имел и спектакль «Жаралы жолбарыс», поставленный режиссером Ш. Карибаевым по пьесе К. Мырзалиева.
Но, конечно, самым памятным событием стал гала-концерт. После долгих дискуссий творческая группа под руководством Шапая Зулхашева – режиссеры М. Габдушева, С. Карабалин, Оспан Махамбет, хореографы С. Жаскеленова, Г. Каракозова, Л. Шевчук, О. Краснова, композитор Б. Кохаманов решили выбрать вариант ретроспективного показа, чтобы показать зрителю богатую историю нашего края. И это им вполне удалось. Это было незабываемое зрелище. Но… лучше пусть об этом расскажут сторонние люди.
Вот, например, что писала о гала-концерте газета «Вечерняя Астана» в статье, озаглавленной « Спасибо, Атырау!».
«Стремительно, словно волны моря, Атырау пронес перед зрителями выступления лучших самодеятельных коллективов. Открытие концерта было словно экскурсом в глубину веков казахской истории.
Солист оркестра имени Дины Нурпеисовой К. Капишов сделал музыкальный подарок столице, исполнив сочиненное атырауским композитором Н. Ажигалиевым посвящение.
На сцене народный хор «Россияночка» (руководитель Светлана Мартиросьянц), исполнивший задорную песню. Выступавшие были в красочных ярко-зеленых сарафанах, и создавалось такое впечатление, что перед тобой не певицы, а заколыхавшийся от прикосновения шаловливого ветерка многотравный лужок.
Танцевальный коллектив Атырауского нефтеперерабатывающего завода выступил с несколькими номерами: от сентиментального вальса до искрометной «Самбы».
«Колыбельную Клары», написанную Ж. Гершвиным, на английском языке спела Юлия Курмакаева, покорившая зал своей красивой и незабываемой манерой исполнения. Акмарал Машимова буквально на одном дыхании исполнила глубоко проникающую в самое сердце твоей души «Серенаду» Шамши Калдаякова. Она потрясает своей трагичностью, глубиной чувств, которые передались и слушателям.
Прозвучавший в исполнении оркестра кюй «Сары Арка» Курмангазы, словно стремительная цунами, окутал зал. Под занавес концерта – снова штиль, дружеское и вместе с тем почтительное прощание со столицей, благодарной и умеющей по достоинству оценивать настоящее мастерство. Спасибо, Атырау!».
Высоко оценила Дни нашей области газета «Казахстанская правда», озаглавив отчет о них «Казахстанский Хьюстон «отметился» в столице. Приводим лишь несколько выдержек из отчета.
«Главная концертная программа атырусцев не обманула ожиданий. История нефтяного края, люди, составляющие его славу и гордость, Дина, Курмангазы, Махамбет – прошли перед глазами зрителей в театрализованном представлении под музыку композиции «Атырау – арман» Болата Кохаманова, специально написанной к этим Дням.
Искусство танца великолепно представили хореографические ансамбли «Айжан қыз», «Сауле», «Аэлита». К примеру, никого не оставила равнодушной «Полька-пиццикато» Штрауса в исполнении юных балерин из ансамбля «Айжан қыз».
Бесконечность темы национального костюма продемонстрировали показы моделей театра моды «Гүлмаржан сән үйі».
Как показал концерт, в Атырау немало молодых исполнителей эстрадной песни с хорошими вокальными данными: Андрей Жбанов, Венера Машкалиева, Акмарал Машимова. А выступление дипломанта конкурса «Жас канат» Юлии Курмакаевой удивило больше всего.
Восторженные аплодисменты достались солисту филармонии М. Торешеву, с заразительностью самородного таланта исполнившему под домбру «Желдірме» К. Курмангалиева, А. Басыргариеву, спевшему «Аяулы менің мекенім» К. Кумисбекова, другим вокалистам. Но самую большую жатву признания, безусловно, собрал оркестр народных инструментов имени Дины Нурпеисовой под управлением Народного артиста республики Рыспая Габдиева. Мощное, единое, как вздох, звучание оркестра блестяще проявилось в «Серпер» Курмангазы, затем в «Турецком марше» Моцарта, а под конец концерта всей своей вдохновенностью выплеснулось в композиции Курмангазы «Сары Арка».
…Сколько за эти 20 лет было выступлений атыраусцев на концертных площадках и во Дворцах культуры столицы. Но те, первые Дни культуры, навсегда останутся в памяти, как самые первые.
Любовь МОНАСТЫРСКАЯ