Жизнь или учёба после 9-го класса?

Если раньше девятиклассники Казахстана автоматически переходили в 10-й, продолжая получать общее среднее образование, то последние пять лет им необходимо определиться с профилем – гуманитарным или естественно—математическим. Правильная задумка, призванная помогать школьникам в выборе будущей профессии, на практике всё чаще становится источником беспокойства как для подростков, так и их родителей.
Моя сестрёнка Саида сейчас в восьмом классе, и она, как и большинство её одноклассников, просто не знает, куда пойдет через год с небольшим – продолжать учебу в школе, выбрать колледж?
– Я не знаю, что мне делать. В школе ничего не объясняют. Может, считают, что рано. Но даже когда будут проводиться профориентационные встречи, мы хотим не просто слушать, а видеть и понимать, – рассказывает Саида.
Подобные вопросы волнуют многих родителей. Наша читательница Татьяна Бурлуцкая делится своими переживаниями по этому поводу:
– Двоякое чувство вызывает новшество по выбору старших профильных классов. С одной стороны, здорово, что дети могут заранее определиться с направлением, возможно, даже с будущей профессией. Но по своему ребёнку и по другим его сверстникам вижу, что многие морально не готовы. Мальчики и девочки просто теряются, мечутся в сомнениях.
На вопрос «К кому можно обратиться за консультацией по выбору направления?» городской отдел образования ответил, что в каждой школе проводятся информационно-разъяснительные работы.
– Для этого проходят родительские собрания с выпускниками, на которых администрация школы дает консультации по выбору профиля. Организовываются и другие мероприятия в этом направлении, – поясняют в гороо.
Но, как оказалось, эти мероприятия далеко не всегда проводятся эффективно. Многие родители, как Татьяна, вообще не слышали о таких собраниях или считают их формальными.
– В школах информация по профилям раскрывается поверхностно. Я бы хотела, чтобы проводились расширенные профориентационные встречи. С участием вузов, специалистов, выпускников, которые уже прошли этот путь. Чтобы дети не просто знали название профиля, а понимали, что за ним стоит, – говорит Татьяна. – К примеру, направление естественно-математическое – какие специальности ему подходят? Некоторые учителя только дают свои предположения – медики, а кем можно еще стать, неизвестно. Математический уклон – бухгалтер, экономист, инженер… Об этом нужно подробнее объяснять в школе, какие специальности к ним будут относиться, – делится Татьяна Бурлуцкая.
Родители также обеспокоены тем, что будет, если ребёнок поменяет интересы. Например, поначалу хотел стать юристом, а ближе к выпуску передумал, решил пойти учиться на инженера или айтишника. На этот вопрос отвечает заместитель руководителя городского отдела образования Аниса Унгаралиева:
– Выпускник 9-го класса при переходе в 10-й выбирает профильное направление – общественно-гуманитарное или естественно-математическое. Если он выбрал, например, естественно-математическое, то до 11-го класса углубленно изучает соответствующие предметы. При этом по ряду гуманитарных дисциплин обучение в 10-11-х классах уже не предусмотрено, и оценки за эти предметы переносятся в аттестат о среднем образовании по итогам 9-го класса. Для изменения направления в ЕНТ нет никаких препятствий.
На словах все звучит гладко, но нельзя забывать, что тем, кто выбрал гуманитарный профиль, сложнее перейти на техническое направление – в отличие от обратного варианта.
Нередко возникает и другой вопрос: не во всех школах есть оба направления профильных классов. В гороо пояснили:
– Если определённый профиль не набирает достаточного количества учеников, школа имеет право его не открывать. В таком случае ученикам предоставляется возможность перевода в другое учебное заведение, где нужный профиль есть. – Согласно пункту 10 приказа министра образования и науки РК от 12 октября 2018 года №564, приём документов для перевода между школами осуществляется через портал государственных услуг или на бумажном носителе, – добавляют в гороо.
А есть ли возможность изучать профильные предметы дистанционно или на базе другой школы? Нам ответили, что дистанционное обучение по профильным предметам законодательством не предусмотрено. Родители, которые хотят узнать, какие профили предлагаются в школах после 9-го класса, могут обратиться в городской отдел образования.
Это всё хорошо, но одного желания мало, нужен общий подход. Чтобы был результат, важно объединяться: управлениям и департаментам образования, школам, родителям и самим ученикам. Наша газета со своей стороны тоже старается содействовать в этом деле. Мы уже организовали несколько экскурсий для выпускников школ в колледжи и предприятия и намерены продолжить эту работу. Надеемся, что наши потуги тоже помогут детям сориентироваться в поиске своих призваний.
Рахима ХАЛЕЛ
Фото freepik.com