Саткан Есенгалиев: «Родители должны быть уверены, что ребенок действительно готов к школе»
В центре образовательных реформ должен стоять ПЕДАГОГ. На сегодня это наиболее обсуждаемая тема в социальной среде. Каким должен быть учитель будущего? Каковы пути решения проблемы качества образования? Эти вопросы мы обсудили с директором департамента по контролю за качеством в сфере образования Сатканом Есенгалиевым.
– Ожидания педагогического сообщества сегодня во многом связаны с принятием специального закона о статусе педагога, который поможет поднять и усилить авторитет учителя. Прежде всего, его заработная плата. На сегодня начинающий учитель после окончания вуза получает 60-70 тысяч тенге, после колледжа еще меньше. В современном мире хорошего специалиста можно заинтересовать, главным образом, материальными возможностями. Как сказал Глава государства в своем Послании, в течение 5 лет необходимо довести расходы на образование, науку и здравоохранение из всех источников до 10% от ВВП. Раньше этот показатель не превышал 3-4% от ВВП.
Заработная плата и льготы всегда были и остаются первичным фактором. Результаты ЕНТ напрямую зависят от этого. Хотя рейтинги по показателям ЕНТ убрали, тем не менее, итоги ЕНТ остаются наиболее адекватной моделью для оценки. У хорошего учителя результаты ЕНТ плохими не будут.
– Сдача ЕНТ остается одним из актуальных вопросов. Далеко не многие его приветствуют.
– Надо понимать, что сегодня в информационном потоке немало ложной информации. Данное утверждение, как и то, что методы советского образования перенимают английские школы — из разряда таких фейков. Даже самая лучшая система образования должна совершенствоваться, развиваться, так как человек сам меняется, общество прогрессирует. Насколько мне известно, ЕНТ введено для того, чтобы исключить факты коррупции при поступлении в вузы. Да, на первых этапах многое было непонятно, сложно, что и вызывало споры и рассуждения. Со временем выработалась достаточно эффективная модель проведения ЕНТ, которая до сих пор применяется.
– Раз заговорили о ЕНТ, коснемся вопроса низких показателей нашей области по тестированию, причем уже не первый год. Причины называются разные. Как исправить ситуацию?
– Осенью в Атырау приезжал секретарь партии «НұрОтан» Каныбек Жумашев. В 2010-2012 гг. он работал заместителем акима Мангистауской области. Как раз в те годы соседняя область имела худшие показатели по ЕНТ. Но они смогли исправить положение и подняться на несколько строк выше. Каким образом? Как рассказал Каныбек Бекболатович, они увеличили количество классов по углубленному изучению предметов в среднем звене. Это правильно, ведь ученик примерно знает, какую специальность выберет, и углубленно изучает профильные предметы. А как результат – хорошие показатели по ЕНТ.
Еще один путь улучшения качества образования, на мой взгляд, – это обмен опытом. Нашим педагогам необходимо посещать регионы, например, Алматинскую область, которая имеет хорошие показатели в образовательной системе, и применять это здесь.
Управлению и отделам образования надо выявлять сильные и слабые школы, чтобы первые взяли шефство над вторыми. Каникулы — для школьников, учителя в это время работают над ошибками. В этот период и даже после уроков преподавателям надо посещать НИШ для получения полезной информации — как увлечь ученика, как помочь ему освоить материал. Чтобы соответствовать статусу, педагог сам должен быть на высоте, постоянно учиться. Школа — это творческая среда.
А проблемы нехватки кадров, перегруженность, недостаточное количество детских садов — это было и раньше. Говорю как историк, изучавший социальную жизнь с послевоенного периода до современности, при подготовке кандидатской диссертации. В принципе, материально-техническое обеспечение ныне на уровне, акиматом строятся десятки детских садов и школ. А чтобы привлечь туда учителей, нужно поднять их заработную плату.
– В августе на республиканском педсовете было сказано, что теперь директоров школ будут избирать. Может ли этот фактор влиять на качество образования?
– В 2017 году Министерство образования и науки издало приказ, регламентирующий деятельность Попечительских советов. Раньше такие советы существовали формально. Теперь, когда им откроют специальный счет, наделят полномочиями, пропишут обязанности, роль Попечительского совета усилится. Его члены в будущем станут участвовать в выборах директоров школ. Это должно усилить ответственность директора. Ведь директор современной школы — это менеджер, который должен сформировать хорошую команду учителей, психологов, чтобы работать на качество. С 2020 года будет осуществляться подушевое финансирование образовательных учреждений. То есть деньги последуют за учениками, а это 224 тысячи тенге в год на одного школьника. Почему сейчас в некоторых школах Атырау учится по 40 человек в классе, а в некоторых — 15-18. Потому что там, где сорок — учитель сильный, школа хорошая. И родители в поисках качественного образования готовы возить детей через весь город. Например, из Привокзального в Авангард. Подушевое финансирование заставит учителей хорошо работать, потому что потом он получит соответствующую заработную плату.
– Саткан Ибраевич, недавно сенатор Дарига Назарбаева предложила упразднить управления образования. Вы согласны с этим?
– Это опыт многих стран. Если будет подушевое финансирование, если директора школ будет избирать Попечительский совет, то возможно, стоит, если не упразднить, то хотя бы сократить отделы образования. При управлении и отделах образования есть Методические кабинеты, они нужны.
– На взгляд рядовых граждан, процесс улучшения образовательной системы идет медленно, со скрипом…
– Система образования сама по себе несколько консервативна, итоги нововведений сразу не увидишь. В эту среду вовлечены люди разных поколений и возрастов. У двухлетних малышей в детском саду может быть 60-летний воспитатель, у первоклассника — учительница предпенсионного возраста. Способы и скорость восприятия у них разные. Старшее поколение не очень любит новшества и преобразования. Это легко можно определить по переходу к английскому языку: если молодые педагоги уже активно готовятся, чтобы преподавать, более пожилые учителя стопорят. Думается, это во многом ностальгия по прошлой жизни. Но, как гласит поговорка: «Елужылда ел жаңа», то есть, каждые полвека земля, страна или общество обновляются.
И еще вот что. У нас достаточное внимание уделяется системе общего и вузовского образования, а вот дошкольное образование работало без особых изменений, там не было новых программ. А ведь основы мышления, умственные и творческие способности, новые навыки формируются в самом раннем возрасте. В этой сфере необходимо пересмотреть квалификационные требования, методы обучения, систему оплаты труда воспитателей и других работников детских садов.
Еще. Цепочка «Учитель — Ученик — Родитель» должна работать в гармонии. Что может сделать дуэт «Ученик — Учитель»? Мало что, если не будет надлежащего контроля от третьего участника — Родителя: создать для своего ребенка условия для полноценного освоения программы. Нередко бывает так, что родители не могут прислушаться к ребенку. Плохо учится — значит, в школе плохо объяснили. А у него такая природа. Он гуманитарий, точные науки ему даются с трудом. И не надо опережать время. Родители должны быть уверены, что ребенок действительно готов к школе. Разница в физическом развитии между 6-летним и 7-летним ребенком колоссальная. Даже если ваш шестилетний ребенок умеет читать, считать и писать, это не значит, что он физиологически готов к учебе.
Простейший тест физиологической готовности ребенка к учебе. Проверьте, достает ли он правой рукой через голову до левого уха, а левой – до правого.
Недавно этот момент прозвучал в передаче «Что? Где? Когда». Там был вопрос о том, почему филиппинцы просят детей достать правой рукой левое ухо и наоборот. Достал, значит, готов к школе. Знатоки на этот вопрос не ответили. А ведь издавна бытует поговорка: «Достань до уха — стань первоклассником».
Марина КУАНЫШЕВА