Нужна профессия Родитель!
Детские сады, школы, многочисленные общественные организации и объединения, отдельные психологи и блогеры, кто только не говорит сегодня о воспитании здорового поколения, о будущем нации и так далее и тому подобное. Между тем всяких нелицеприятных случаев с участием детей меньше не становится. То дети подерутся, то издеваются над одноклассником, то устраивают денежные поборы с младших…
Каждый раз, когда такой случай становится достоянием гласности, взрослые начинают проводить совместные собрания родителей и учителей, проводятся тренинги, семинары, круглые столы. Слов становится так много, что уже не воспринимаются нормально, хотя и озвучиваются правильные мысли. Постепенно острота момента притупляется, активность падает, пока совсем все не затихнет. До следующего шокирующего случая.
Значит, нужны дела. Не открою Америку и не изобрету велосипед, если скажу, что причины такого состояния дел в недостатке внимания со стороны взрослых. Также не буду оригинален во мнении, что ответственность за воспитание ребенка лежит, прежде всего, на родителях и школе. После каждого нехорошего случая эти две стороны начинают перекладывать ответственность друг на друга, поговорят о необходимости совместных усилий, а потом острота момента спадает, и наступает тишина. До следующего ЧП.
Еще неженатым я, начитавшись разных умных книг, любил раздавать советы своим сестрам относительно племяшей, мол, неправильно ведут себя с любимым чадо, нельзя потакать всем его капризам, или же наоборот – недопустимо кричать на ребенка, того хуже бить и так далее. А, став отцом сам, растерялся. Оказалось, что я абсолютно не готов воспитывать своих детей. Любить – да, а воспитывать – не умею. И никакие книги, никакие тренинги и курсы тут не помогают. Слава Аллаху, дети мои уже взрослые, я ими горжусь, но вот абсолютно не уверен, что в этом есть моя заслуга. Единственное правило, которого мы с женой придерживались, это не ссориться при детях. Откуда все остальное? Не знаю, может, гены?
Так я думал до недавнего времени. Но вот на какой-то мой очередной день рождения сын, тогда еще студент в Астане, поздравляя меня по скайпу, сказал: «Папа, спасибо тебе за то, что я не увлекся спиртным и наркотиками, когда мои одноклассники баловались сигаретами или пивом, мне тоже хотелось попробовать, но я боялся, что ты рассердишься и расстроишься». Но сколько себя помню, я сына не порол, бывало иногда «угощал» подзатыльником, когда вместе делали домашнее задание. Так откуда страх? Думаю, он неправильно сформулировал мысль. Дело было не в страхе телесного наказания, а в страхе потерять уважение с моей стороны. Не оправдать моих с мамой ожиданий.
Потом, при встрече, мы поговорили об этом случае. Он говорит: «Не знаю, чего боялся, просто боялся». Это что-то подсознательное? До сих пор не понимаю. Одно я знаю точно – всякие душеспасительные беседы по следам какого-нибудь непристойного поступка не помогают. Нужны меры, как сейчас модно говорить, превентивные. То есть воспитание – процесс повседневный и постоянный. Вот мы вместе с детьми смотрим какой-нибудь фильм. Обязательно нужно обсудить, поинтересоваться – о чём кино, кто прав, кто виноват, как бы поступил на месте героя сам ребенок? А потом высказать свое мнение. То есть как можно больше времени проводить с детьми и говорить на разные темы, без нравоучений, менторства – как равный с равным. Впрочем, и это все известно читателю.
В последнее время очень много делается со стороны государства для поднятия авторитета учителя. Главное – повышение заработной платы педагога. Правильно. Но это не поможет учителю стать более уважаемым перед учеником. Учитель станет бесспорным ориентиром для ребенка только при двух факторах: если сумеет увлечь детей своим предметом, и если родители в любой ситуации будут на стороне педагога (не будем утрировать и говорить о ненормальных для адекватного человека случаях рукоприкладства и педофилии). В старые времена казах, отдавая сына на обучение мулле, произносил сакральную фразу: «Еті сенікі, сүйегі менікі». Дословно эти слова можно перевести так: «Мясо (ребенка) твое – кости мои». А означало это полный карт бланш для муллы в процессе обучения, допускались любые методы вдалбливания знаний в голову ученика, кроме членовредительства и убийства, то есть пороть можно и нужно, лишь бы кости были целы. В современном мире, конечно, избиение недопустимо, но при любом конфликте учитель – ученик становиться на сторону первого необходимо.
«Учитель всегда прав» – так нас учили наши родители, авторитет учителя был непререкаем. Если возникали какие-либо претензии в адрес учителя, то высказывались они вне присутствия детей, с глазу на глаз, или вместе с директором школы. К чему в результате приходили между собой взрослые, мы не знали, но, независимо от итога встречи «в верхах», придя домой, папа или мама снова внушали своему чаду, что «учитель всегда прав». Только уважая учителя, дети будут слушать его, ловить каждое его слово, стараться подражать ему.
Но что бы мы ни говорили о роли школы в воспитании ребенка, в первую очередь ответственность лежит на родителях. А времени у них не хватает. В наше время на первый план вышли материальные ценности. Дети замечают, как одевается их одноклассник, что ест, насколько уверенно себя ведет. Дети – жестоки, они не понимают, что оскорбление, унижение их ровесника наносит ему моральные травмы, которые могут оказаться фатальными в будущем. Отсюда всякие буллинги, дедовщина, необъяснымые на первый взгляд нервные срывы, попытки суицида. А родителям некогда. Они считают первым своим долгом одеть, обуть, накормить, а потом дать «достойное» образование.
Почему в кавычках? Потому что за словом «достойное» каждый родитель подразумевает высшее образование, а престижность вуза определяется толщиной кошелька, благосостоянием. При этом родители навязывают своему ребенку собственное видение полезности будущей профессии, не замечая его склонностей к тому или иному ремеслу. Подлинная удача для любого человека, если он добывает средства для существования, занимаясь любимым делом. В этом случае личность добивается самых лучших успехов в карьере, и польза от него всем вокруг, включая самого себя и общество в целом.
Как уже отмечалось выше, воспитание ребенка – процесс непрерывный. Все чаще мы сталкиваемся с недостатком внимания к детям со стороны взрослых. Педагогов много, а вот Учителей мало. Ни один педагог не сможет дать маленькому человечку того, что могут и должны дать родители – любовь и заботу. У него есть свои дети, и других жизненных обстоятельств достаточно. Первоочередная задача педагога – дать ребенку знания. А моральный облик будущего гражданина должен складываться дома. Знания, вложенные в голову морального урода, обернутся бедой. Сейчас говорят, что нельзя эксплуатировать детский труд. О дежурных в классе, которые вытирали доску перед уроком и мыли полы в кабинете после занятий, многие вспоминают с ужасом, мол, бесплатно заставляли работать. А что тут плохого? Приучать ребенка к труду – разве это плохо? «Баланы аясаң – аяма» («Если жалеешь ребенка – не жалей»), говорили мои мудрые предки. Это еще один постулат, который надо помнить и придерживаться всегда, без фанатизма конечно.
Но это все слова. Кроме всего уже высказанного многими и многими специалистами, посмею внести свое предложение. Чтобы ребенок никогда не оставался без присмотра, рядом с ним всегда должен быть взрослый, за исключением тех моментов, когда он общается со своими сверстниками – играет, вместе делает уроки, обсуждает какие-то свои детские (подростковые) проблемы. В школе понятно – он под присмотром учителей. А вот когда он возвращается домой, его должен встретить кто-то из родителей, а не записка с инструкциями (съешь то-то, выучи уроки, на улицу не ходи, сделай то-то и то-то), прилепленная к холодильнику. Как этого добиться? Кто-то из родителей должен работать… родителем.
Пусть на меня не смотрят косо женщины, но так получается, что лучше – мама. По той простой причине, что обычно заработок мужчины выше, чем у женщины, а материальные потребности семьи никто не отменял. Впрочем, если жена зарабатывает больше, то и мужу не должно быть зазорно заниматься детьми. Только такое обстоятельство может привести к деформации психики ребенка, все же мужчина – добытчик, а женщина – хранительница очага, это заложено в нас природой, как бы ни воинствовали феминистки и что бы они ни говорили. Но ведь не каждому мужчине везет с работой, увы, далеко не все могут обеспечить семью материально. В этом случае дело за государством. Если государство хочет иметь будущее, если оно действительно заинтересовано в притоке не просто грамотных специалистов, но и патриотов, способных, умеющих и желающих развивать общество, болеющих за свой народ и свою страну, то оно обязано признать материнство за работу и платить не детские пособия, а заработную плату маме за воспитание ее собственного ребенка. С удержанием налогов, отчислениями в пенсионный фонд и так далее. То есть домашнее воспитание собственного ребенка должно быть приравнено к официальной работе. Так и только так.
Исключение возможно, если ребенком занимаются бабушка с дедушкой, но тут необходимо согласие с их стороны. В конце концов, пожилые люди, всю жизнь трудившиеся и вышедшие на заслуженный отдых, могут иметь свои взгляды на то, как и что делать. Да, государству придется изыскивать средства на эту статью, как и что делать, где искать деньги, об этом пусть болит голова у компетентных людей, отвечающих за это и получающих зарплату. Но разве забота о завтрашнем дне нации не стоит любых затрат сегодня?
Кайрат САТАЕВ