ОбразованиеНовости

Маршрут особенного образования

16-летний Еркебулан Кенжегалиев родился с диагнозом ДЦП. Несмотря на свое заболевание, парень активно занимается спортом, является обладателем двух золотых медалей республиканских соревнований. Изучает английский, принимает участие во многих проектах, которые устраивает реабилитационный центр «ДОС» для людей с особыми потребностями. Но главный вопрос, который сегодня стоит перед ним, его мамой Ботагоз, а ещё многими другими горожанами, куда пойти учиться после 9-го класса?

По словам мамы, Еркебулан обучался на дому в средней школе №10.

– В этом году он оканчивает 9-й класс, решил поступать в Высший политехнический колледж им. С. Мукашева на программиста, – поделилась Ботагоз. А еще юноша мечтает выучиться, получить специальность, устроиться на работу и помогать маме.

Однако вопрос получения технического и профессионального образования для детей с особыми потребностями после 9-го или 11-го классов – очень актуален. Выбор у них не велик, к тому же, в силу своего диагноза продолжить учебу могут не все. Вся суть инклюзивного образования в том, что не ребенок приспосабливается к процессу обучения, а, наоборот, учебную программу подстраивают под особенного ученика.

Руководитель общественного фонда «Ерекше ана – ерекшем 16+», советник акима Атырауской области по вопросам детей с инвалидностью, мама особенного ребенка Гульжан Хусаинова прокомментировала, что не первый год поднимает данный вопрос перед руководителями управления образования и депутатами Атырауской области.

– Это – больная тема для нас. Например, после 9-го класса наших ребят направляют в колледж сервиса, но не все после окончания школы хотят получить специальность швеи. Некоторые дети, имеющие диагноз ДЦП, например, просто не могут вдеть нитку в иголку или держать ножницы. Может быть, они хотят стать юристами, работать нотариусами или программистами? В нашем регионе для таких детей особого выбора нет.

Мы благодарны руководству политехнического колледжа имени С. Мукашева, который в прошлом году специально открыл для студентов с особыми потребностями экспериментальную группу по подготовке программистов. Думаю, такие отделения должны быть во всех колледжах, где особенные дети могли бы выбрать себе специализацию, – высказалась Г. Хусаинова.

По ее словам, такие студенты не могут пройти практику на производстве: брать ответственность за них никто не хочет.

Так куда же пойти учиться?

Пообщавшись с руководителями колледжей Атырауской области, мы выяснили, что в нашем регионе есть всего 4-5 колледжей и школа-интернат, где учатся студенты с особыми образовательными потребностями.

Один из них – Высший политехнический колледж С. Мукашева, о котором упоминала советник акима по вопросам детей с инвалидностью. В прошлом учебном году колледж принял 10 студентов с особыми потребностями. Для колледжа это был первый опыт. Директор Багит Шеркешбаева сообщила, что для студентов с инвалидностью открыли две специализации: программное обеспечение (по видам) и разработчик программного обеспечения.

– Но тут есть условия: мы принимаем ребят только с сохраненным интеллектом, – прокомментировала Багит Шеркешбаева. – На следующий учебный год планируем открыть еще одну группу инклюзивного обучения для абитуриентов с нарушением речи, слуха и зрения.

По словам собеседника, на протяжении года их учителя работали со спецшколами, проводили профориентационную работу, приглашали в свое учебное заведение, проводили различные мероприятия.

– В результате мы набрали 11 учеников из специальной школы-интерната №3, где обучаются дети с нарушением речи. Кроме того, наш колледж готовится принять в свои стены и выпускников областной специальной школы-интерната с нарушениями зрения и слуха. На сегодняшний день там 9-й класс оканчивают 10 школьников, из которых трое имеют проблемы со слухом, остальные – со зрением, – продолжает информировать Багит Кенесовна.

Заместитель директора по научно-методической работе Жаннат Кереева в свою очередь добавила, что на данный момент в колледже занимаются комплектацией групп студентов с особыми образовательными потребностями, ведут работу по оснащению материально-технической базы.

– Прежде чем открывать экспериментальные группы, нам необходимо приобрести технические средства: FM-систему, позволяющую обеспечить оптимальные условия для обучения детей с нарушением слуха, портативную индукционную систему, которая используется для усиления звука речи при общении со слабослышащим один на один, комплекты Брайля для слабовидящих и многое другое. Завершаются работы по установке лестничных подъемников на весь 4-й этаж, в общежитиях и мастерских для студентов маломобильных групп, – сообщила замдиректора.

Процесс обучения особенных студентов ведется по облегченной программе, и преподаватели прошли обучение на республиканских семинарах в Кокшетау, Уральске, где ознакомились с нормативами и программами инклюзивного образования.

– Когда мы ездили в Кокшетау по обмену опытом, заметили, что там по приему абитуриентов инклюзивного образования проблем нет, поступающих много. Думаю, в нашей области просто большинство сидит на домашнем обучении, к тому же, у них мало информации. Сегодня мир меняется, поэтому нужно убирать стереотипы и создавать условия для таких молодых людей, – высказала мнение Кереева.

Атырауский колледж сервиса тоже обучает в своих стенах студентов с ООП: в настоящее время получают специальность девять особенных студентов первого курса, а 12 уже окончили колледж по квалификации «швея».

– Наш колледж обучает студентов с инвалидностью только по двум специальностям: «швейное производство и моделирование одежды» и «швея». В основном к нам приходят дети из специализированных школ-интернатов. У всех разные диагнозы. Для инклюзивных групп есть учебные кабинеты, производственные мастерские с учетом того, что в процессе занятий этой категории студентов нужны определенные условия. Продолжительность обучения зависит от сложности программ и уровня присваиваемой квалификации, – прокомментировал директор колледжа сервиса Куандык Ержанов. На следующий учебный год здесь планируют принять 15 студентов с нарушениями слуха и зрения.

Принципы инклюзивного образования поддерживает и Атырауский колледж энергетики и строительства. Директор Тухфатолла Жумагазиев в беседе с «ПК» сообщил: на сегодняшний день в колледже обучаются 11 студентов с инвалидностью, в том числе с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

– В нашем учебном заведении нет специальной инклюзивной группы, и все студенты обучаются вместе. Основная часть воспитанников, имеющая инвалидность, учится по специальности «Программное обеспечение», так как данная образовательная программа в большей степени позволяет адаптировать учебный процесс под особенности таких студентов, – комментирует Жумагазиев. Однако на 2025-2026 учебный год вопрос о приеме таких абитуриентов у Атырауского колледжа энергетики и строительства – пока на стадии рассмотрения.

– Решение будет принято в зависимости от плана приема и условий для обеспечения доступной образовательной среды, – сообщил Тухфатолла Жумагазиев.

Ментальность имеет значение

Несмотря на то, что инклюзивное образование в нашей стране в ближайшие пять лет обещают сделать в детсадах, школах, колледжах и университетах повсеместным, возможности в конечном итоге открываются все равно разные. Колледжи, напомним, доступны детям маломобильных групп только с сохраненным интеллектом и при наличии оценок в аттестате.

А для тех, у кого наблюдаются ментальные нарушения, разработана специальная облегченная программа, куда входят самые основные предметы.

Советник акима Гульжан Хусаинова сообщила, что молодые люди с такими диагнозами, как ЗПР, аутизм, умственная отсталость, никак не охвачены дальнейшим обучением.

– Эти дети получают аттестат без оценок, у них только одна дорога – в единственный интернат, расположенный в Махамбетском районе. К тому же, там выпускников школы обучают только на штукатура-маляра, – прокомментировала руководитель общественного фонда «Ерекше ана – ерекшем 16+» Гульжан Хусаинова.

Алия – мама 16-летнего Амира, страдающего аутизмом, уверена, что для таких детей школа – это не только возможность получить знания, но еще и социализация.

– Понятно, что наши дети, в большинстве своём, не могут освоить программу полностью. Есть предметы, которые им даются легче, а есть и такие, которые практически не осваиваются. Такие сложности в обучении – не единственная проблема. Учиться дети с особыми потребностями могут только до 9-го класса. Дальше, извините, программа рассчитана на школьников без диагнозов. А таким, как Амир, в большинстве случаев приходится осваивать предметы на дому под присмотром родителей. Я считаю, такие дети должны оставаться в 10-11-м классе. Они еще психологически не созрели идти в колледж или ПТУ. Дети-аутисты психологически отстают от своих сверстников, и они не настолько развиты в социальном, в бытовом плане. Поэтому им нужны эти два года, – считает мама особенного ребенка.

Директор спецшколы-интерната №2 для детей с нарушением интеллекта Умит Кабазова подтвердила, что в поселке Сарайшык есть многопрофильный колледж сельского хозяйства, где и получают специальность их воспитанники.

– На сегодняшний день в нашем интернате находится 69 детей. Среди них 10 выпускников 9-х классов учатся на штукатура-маляра. К сожалению, детям с нарушением интеллекта очень трудно куда-либо устроиться. Все зависит от степени их заболевания и психического состояния, – прокомментировала директор.  

об аттестатах зрелости

Известно, что ни одно учебное заведение не сможет принять абитуриента без оценок в аттестате. Как нам пояснили в областном управлении образования, организация обучения детей с нарушением интеллекта осуществляется в соответствии с типовыми учебными планами для школьников с легкими и умеренными нарушениями интеллекта.

«…Учебные предметы типовых учебных планов, а также содержание учебных программ и учебников не ориентировано на содержание государственного общеобязательного стандарта образования. При оценивании обучающихся с особыми образовательными потребностями педагог использует дифференцированные и/или индивидуальные задания, а также вносит изменения в критерии оценивания с учетом особенностей обучающегося, в том числе при реализации индивидуальных учебных программ», говорится в справке, предоставленной облуо.

– Итоговая аттестация обучающихся с ООП и по индивидуальным учебным программам решается педсоветом. В соответствии с пунктами 5 и 3 Типовых правил организации деятельности педагогического совета и порядка его избрания в организациях образования, утверждённых приказом №272, педсовет принимает решение по проведению итоговой аттестации обучающихся, их допуска к экзаменам, освобождения от экзаменов на основании представленных документов. Выпускники общеобразовательных школ, имеющие нарушения интеллекта, в соответствии с приказом министра науки и высшего образования «Об утверждении видов образовании, форм документов об образовании государственного образца и правил их учета и выдачи, основных требований к содержанию документов об образовании собственного образца и правил их учета и выдачи, а также формы справки, выдаваемой лицам, не завершившим образование в организациях образования» получают аттестат серии БТ (серия аттестата об основном среднем образовании), в приложении к которому указывается, какие учебные предметы ими не изучались. Школьники с нарушением интеллекта на второй год не остаются, – сухо прокомментировали в областном управлении образования.

Кстати, обучение детей с нарушением интеллекта в условиях специальной школы/класса завершается 10-м классом с возможностью получения образования в колледже (в зависимости от диагноза и интеллектуальных возможностей) для соответствующей профессии. А о том, какой формой интеллектуального нарушения страдает ребенок, определяет психолого-медико-педагогическая комиссия.

Что говорит Закон?

В свое время в средствах массовой информации говорили о Дорожной карте, согласно которой «в республике планируют расширить список учебных заведений с инклюзивным образованием. И в ходе ее реализации в 70% дошкольных организаций и организаций среднего образования, а также в 100% вузов и колледжей будут созданы условия для инклюзивного образования».

В 2024 году министерством были внесены изменения в размеры квоты приема при поступлении на учебу в организации образования, реализующие образовательные программы технического, профессионального и послесреднего образования.

Например, если ранее квота граждан из числа лиц с инвалидностью первой или второй групп, лиц с инвалидностью с детства, детей с инвалидностью составляла 1 процент, то сейчас – до 10 %.

Глава государства в Послании народу страны отметил: образование должно быть доступным и инклюзивным. И для того, чтобы обеспечить равный доступ к получению технического и профессионального образования, Министерство просвещения внесло изменения в Классификатор специальностей и квалификаций и исключило ограничения для лиц с особыми образовательными потребностями. При условии, что им не противопоказан тот или иной вид трудовой деятельности по медицинскому заключению специалистов. Вместе с тем для детей с особыми образовательными потребностями предусмотрены различные преференции. Прием в колледжи детей с нарушениями зрения, слуха, функций опорно-двигательного аппарата проводится посредством собеседования, им предоставляется отдельная аудитория, также их сопровождают педагоги-ассистенты.

«Обучающиеся колледжа, которые имеют инвалидность по зрению и слуху, имеют право на получение повышенной государственной стипендии – на 75% к ее установленному размеру. Также предусмотрена доплата для преподавателей, которые работают со студентами с особыми образовательными потребностями». Кроме того, в компетенцию местных исполнительных органов включена норма по обеспечению специальных условий детям с ООП для получения образования. Усилена ответственность руководителя организации образования за нарушение правил приема и несоздание специальных условий для воспитания и обучения детей с особыми образовательными потребностями», сообщают отрытые источники.

Звучит, конечно, здорово. Главное, чтобы за сухими цифрами стоял реальный результат.

Прямая речь:

Айнур Исаева, психолог областной специальной школы:

– Что важно знать родителям, когда их особенный ребенок покинет привычную среду и пойдёт учиться дальше? Они должны учесть, сможет ли их ребенок учиться в колледже. И основная цель, которую должны преследовать взрослые, – чтобы их дети развивались, социализировались, а не для того, чтобы устроились на работу. Это не главное.

Необходимо также узнать, есть ли в учебном заведении волонтеры, тьюторы, которые будут оказывать помощь таким студентам. Потому как бывают психологические моменты, ребята реагируют на тон говорящего. Нужно учитывать, что они не всегда могут считывать эмоции, задавать вопросы, ориентироваться на улице, в транспорте.

К большому сожалению, у нас нет яслей для взрослых детей с ООП.

А что касается трудоустройства, то образовательным учреждениям необходимо отслеживать студентов с инвалидностью: устроились ли они на работу?

136 учеников 9-х классов в этом учебном году в нашем регионе окончили учебу по инклюзивному образованию. Среди них:

27 решили остаться в 10-м классе, 108 ребят планируют поступить в колледж.

Что касается выпускников 11-х классов:

15 учеников прошли инклюзивное обучение, 8 из которых хотят получить медицинское образование. Остальные абитуриенты еще не определились. 

По данным областного управления образования

Анжелика КИМ

Статьи по теме

Back to top button