К четырём прибавить два, по слогам читать слова…

k chetyryom pribavit dva po slogam chitat slova… Образование

Почему хромает среднее образование в г. Атырау, и что надо сделать для его улучшения, как исполнен бюджет за прошедший год? Эти и другие вопросы обсудили народные избранники на III  сессии городского маслихата.

Депутаты поддержали льготы

В первую очередь на повестке дня депутаты единогласно одобрили предложенные кандидатуры на звание «Почетный гражданин г. Атырау» за заслуги и вклад в развитие духовно-культурной сферы нашей республики и региона народной артистки КазССР Адимы Дильхановны Сисекеновой и заслуженного деятеля Республики Казахстан Совета Абиловича Кожабекова. В частности, Адима Сисекенова, 1939 года рождения, родом из с. Сарайшык Махамбетского района, долгие годы являлась актрисой Академического Казахского драматического театра им. Махамбета. Обладает званием «Заслуженный артист Каракалпакской АССР», награждена почетными грамотами Верховного совета Казахской ССР и Узбекской ССР.

Также был одобрен вопрос об установлении льгот для проезда на городском общественном транспорте (кроме такси) для отдельных категорий граждан г. Атырау. Это: ветераны Великой Отечественной вой­­ны и лица, приравненные к ним, военнослужащие, участвовавшие в военных конфликтах за пределами Республики Казахстан (воины-афганцы, воины, участвовавшие на защите таджико-афганской границы, и т.д.), инвалиды I и II группы, многодетные матери, награжденные подвесками «Алтын алқа», «Күміс алқа» и ранее получившие звание «Батыр Ана». Кроме того, 50% -ная скидка на проезд в общественном транспорте предусматривается многодетным матерям, инвалидам III группы.

Образование «хромает». А как же иначе?!

С докладом о ситуации в сфере школьного образования выступил руководитель департамента по обеспечению качества в сфере образования Атырауской области Каныбек ЖУМАШЕВ.

– Количество мероприятий государственного контроля в 2022 году составило 101 (35 школ, 66 детских садов), в том числе государственной аттестацией было охвачено 66 объектов образования (25 школ, 41 детский сад), а повторной государственной аттестацией охватили 37 организаций образования (12 школ, 25 детских садов). Как было указано выше, государственной аттестацией было охвачено 66 организаций образования. В результате чего ни одна организация образования не прошла аттестацию. Основными причинами сложившегося положения являются: имеющиеся недостатки в составлении планов учебно-воспитательной работы в проверенных школах, необновление сведений в Национальной базе данных, своевременно не отслеживается заполнение цифрового электронного журнала; в детских садах разрешительные документы не представлены в соответствии с требованиями, а план учебно-воспитательной работы не соответствует Типовым учебным программам, а также несоответствие требованиям учета качественного состава воспитателей и возрастных особенностей детей в группе.

В результате этой работы неаттестованные детские сады и школы прошли повторную аттестацию в IV квартале прошлого года с устранением недостатков, выявленных экспертной комиссией. По итогам государственной аттестации направлены письма в местный исполнительный орган и проведены 10 выездных обучающих семинаров для директоров, заместителей директоров школ, заведующих и методистов государственных организаций образования, заместителей директоров колледжей, – сообщил Каныбек Жумашев.

Кроме того, областным департаментом по обеспечению качества в сфере образования в 2022 году проведены внеплановые проверки в 19 организациях среднего образования по исполнению предписаний, двух — по жалобам, одно — по указанию управления образования, 9 — по мерам предлицензионного контроля. В результате возбуждено 4 административных дела (школу № 8 оштрафовали на 10 МРП, Национальную школу для девочек — на 35 МРП), всего на общую сумму 137 тыс. 835 тенге. По предложениям других госорганов было возбуждено 4 административных дела (на руководителей средней школы №39, средней школы № 36, яслей-сада «Зейнеп-­Амина», школы «Onai School»), и на них наложен штраф — 379 тыс. 260 тенге (в общей сложности в размере 120 МРП).

В целом 57% всех учащихся области обучаются в городе Атырау. Количество учащихся ежегодно растет, увеличивается набор в первый класс.

В три смены обучается 11 школ (22766 учащихся, что является одним из самых высоких показателей среди регионов). Результаты внешних исследований, а также проверок, проводимых при аттестации учебных заведений, свидетельствуют о том, что качество образования учащихся Атырауской области за последние годы является одним из самых низких по стране. Так, результаты международного исследования «Уровень сформированности функциональной грамотности по итогам PISA-2018» показали, что показатели по Атырауской облас­ти по трем направлениям являются самыми низкими по стране. Это: грамотность чтения, математика, естественные науки.

«В целом известно, что для любого государства качественное образование — ключ к лучшему будущему. Подводя итоги вышеуказанных показателей, отметим: во-первых, качество знаний учащихся показывает в среднем 50%, то есть каждый второй ученик имеет успеваемость на «тройку». Во-вторых, отмечается несоответствие оценок, выставляемых в школе, с результатами внешнего мониторинга достижений учащихся. На местах учителя допускают завышение оценок, что усиливает субъективизм в оценке успеваемости учащихся в школах. В-третьих, качество знаний по классам снижается с 63,5% в 4 классе до 51,2% в начале 10 класса. Таким образом, около 12% качества знаний теряется в 5-9 классах. Это является следствием недостаточного уровня усвоения учебного материала для перехода к следующему этапу образования. В-четвертых, в школах наблюдается более низкое качество знаний по математике/алгебре, геометрии, физике и химии. В-пятых, показатели по оценке сформированности функциональной грамотности отражают низкий процент выполнения заданий, при этом особо подчеркивается, что показатели по математической грамотности абсолютно не критичны. В-шестых, результаты ЕНТ снижаются в течение последних пяти лет, в 2019-2020 учебном году они были самые низкие. В-седьмых, отмечается низкая результативность работы с учащимися, имеющими высокие академические способности. В-восьмых, перегрузка школ по городу Атырау также негативно сказывается на качестве организации учебно-воспитательного процесса. В-девятых, следует отметить, что материально-техническое обеспечение государственных школ дневного общего образования, а также качественный состав педагогических работников соответствуют соответствующим нормам и страновому уровню, и это дает полную возможность эффективной организации учебно-воспитательного процесса, ориентированного на результат.Так что и органам образования, и местным органам власти, как исполнительной, так и представительной ветвей, а также родителям и в целом общественности есть над чем задуматься», – призвал всех руководитель ведомства, контролирующего качество образования в регионе.

Рецепты профильного департамента

И чтобы исправить сложившуюся ситуацию и повысить качество среднего образования, облдепартамент по обеспечению качества в сфере образования Атырауской области направил в акимат области следующие предложения. Данное ведомство предлагает принять комплексный план мероприятий по повышению качества образования в регионе, который включал бы такие меры, как обучение руководителей общеобразовательных школ по вопросам совершенствования внутришкольного контроля, проведение спецкурсов для учителей математики, физики, информатики, химии, биологии с приглашением лучших преподавателей страны, формирование резерва для корпуса директоров с дальнейшей курсовой подготовкой по индивидуальной программе, реализацию пилотного проекта по внедрению системы уровневого обучения профессора Ж. Караева и повышение ответственности каждого учителя за качество знаний по изучаемым предметам.

Кроме того, для г. Атырау нужен отдельный проект, направленный на развитие сферы образования областного центра, так как около 57% всех учащихся региона обучаются в городе Атырау. Увеличить сеть школ-лицеев и школ-гимназий, особенно в районах области. Оказывается, только 18,8% всех учащихся региона имеют возможность обучаться по углубленным программам (гимназии, лицеи), в то время как этот показатель составляет 25% – в Актюбинской области, 26% – в Карагандинской области и 83% — в г. Астане. Было предложено создать центр дополнительного образования «Жайык дарыны».

Но все это останется на бумаге, если не принять меры по повышению ответственности местных государственных органов, реализующих государственную политику в области образования, в особенности за качество образования.

Депутаты городского маслихата, в свою очередь, выслушав докладчика, задали ему интересующие их вопросы и в целом согласились с выводами докладчика, поддержали, проголосовав за реализацию озвученных предложений. Надеемся, что поднятые вопросы качества образования станут началом для принятия кардинальных мер по улучшению ситуации в сфере среднего образования и города Атырау, и Прикаспийского региона.

Тимур КАЗИЕВ

Поделиться с друзьями

Администратор сайта

Оцените автора
( Пока оценок нет )
Прикаспийская коммуна