ДУАЛЬНАЯ — ИДЕАЛЬНАЯ СИСТЕМА ОБУЧЕНИЯ
В начале учебного года в колледжах области ввели дуальную систему обучения. Сегодня она признана как наиболее эффективная форма подготовки кадров во время учебы.
Внедрение системы началось в пяти профильных учреждениях г. Атырау. Один из них — Атырауский индустриальный колледж. Здесь студенты, совмещающие практику и теорию, учатся сразу в двух местах — два дня в колледже, осваивая теоретические знания, а остальные четыре — на предприятии. При учебном заведении есть цеха-мастерские, которые оборудованы по современным требованиям. Они ничем не уступают базам крупных предприятий. Это — гордость колледжа. Здесь ребята осваивают азы профессии электрика, арматурщика, плотника, трубомонтажника, маляра, стропальщика и агронома.
При реализации дуальной системы главную роль играет работа непосредственно на производстве, где проходит практика. Сегодня каждое учебное заведение решает этот вопрос по-своему. Директор Атырауского индустриального колледжа Халидолла Тайпанов признается, что поиск организаций для прохождения практики дается нелегко.
— Для реализации данной системы нам приходится договариваться с работодателями самостоятельно, — говорит он. — В некоторых случаях нам помогают родители студентов, которые работают на предприятиях. К примеру, одно из них — ТОО «Гумар и К», которое занимается газификацией. Они обучают наших ребят, которые учатся на сварщика, трубомонтажника, а мы им предоставляем цеха, если есть в этом необходимость. Так как у них на предприятии нет нужного оборудования. На сегодняшний день пятеро наших наиболее способных студентов были приняты на постоянную работу в ТОО.
По словам директора, надежность дуальной системы в том, что она отвечает интересам всех участвующих в ней сторон — системы образования, производственной сферы и государства. Она обеспечит плавное вхождение человека в трудовую деятельность, позволит не только научиться выполнять свои функциональные обязанности, но и развивает умение работать в коллективе, формирует социальную компетентность и ответственность. Несмотря на трудности, коллектив колледжа воодушевлен и полон идей.
Директор считает, что будет правильным, если создать какие-либо условия для привлечения организаций для реализации данной системы. Возможно, в виде снижения налогов, преимуществ в тендерах и других послаблений в пользу заинтересованных предприятий. А если бы за каждым предприятием были закреплены определенные учебные заведения, тогда, как надеется Халидолла Тайпанов, компании сами будут заинтересованы в том, чтобы взять больше ребят на практику.
По словам заместителя начальника областного управления образования Шакиржана Мурзагалиева, дуальная система обучения позволяет «убить сразу двух зайцев» в учебном процессе. Благодаря нововведению должно решиться несколько проблем. Во-первых, студент получает необходимый опыт. После окончания учебного заведения ему будет легче найти постоянное место работы. Во-вторых, предприятие при таком подходе к обучению будет обеспечено постоянным притоком квалифицированного персонала.
— Привлечением организаций для прохождения практики студентов действительно должны заниматься сами колледжи, — говорит Шакиржан Мурзагалиев. — Единственное преимущество, которое на сегодня получают работодатели, — это расширение резервной базы.
В начале учебного года Министерством образовании и науки был заключен договор с фондом национального благосостояния «Самрук-Казына», куда входят все государственные или содержащие государственный контрольный пакет акций предприятия. В нашей области таких предприятий оказалось 120, и все они должны были обеспечить студентов практической работой. Но пока колледжи находятся в режиме ожидания. И если эта ситуация не изменится, то дуальная система в области долго не просуществует, как считают представители колледжа, какому работодателю нужен «лишний рот» на предприятии.
Динара КАНБЕТОВА,
фото Ануара АБИЛГАЗИЕВА