Образование

ДУАЛЬНАЯ — ИДЕАЛЬНАЯ СИСТЕМА ОБУЧЕНИЯ

В начале учебного года в колледжах области ввели дуальную систему обучения. Сегодня она признана как наиболее эффективная форма подготовки кадров во время учебы.

Внедрение системы началось в пяти профильных учреждениях г. Атырау. Один из них — Атырауский индустриальный колледж. Здесь студенты, совмещающие практику и теорию, учатся сразу в двух местах — два дня в колледже, осваивая теоретические знания, а остальные четыре — на предприятии. При учебном заведении есть цеха-мастерские, которые оборудованы по современным требованиям. Они ничем не уступают базам крупных предприятий. Это — гордость колледжа. Здесь ребята осваивают азы профессии электрика, арматурщика, плотника, трубомонтажника, маляра, стропальщика и агронома.

При реализации дуальной системы главную роль играет работа непосредственно на производстве, где проходит практика. Сегодня каждое учебное заведение решает этот вопрос по-своему. Директор Атырауского индустриального колледжа Халидолла Тайпанов признается, что поиск организаций для прохождения практики дается нелегко.

— Для реализации данной системы нам приходится договариваться с работодателями самостоятельно, — говорит он. — В некоторых случаях нам помогают родители студентов, которые работают на предприятиях. К примеру, одно из них — ТОО «Гумар и К», которое занимается газификацией. Они обучают наших ребят, которые учатся на сварщика, трубомонтажника, а мы им предоставляем цеха, если есть в этом необходимость. Так как у них на предприятии нет нужного оборудования. На сегодняшний день пятеро наших  наиболее способных студентов были приняты на постоянную работу в ТОО.

По словам директора, надежность дуальной системы в том, что она отвечает интересам всех участвующих в ней сторон — системы образования, производственной сферы и государства. Она обеспечит плавное вхождение человека в трудовую деятельность, позволит не только научиться выполнять свои функциональные обязанности, но и развивает умение работать в коллективе, формирует социальную компетентность и ответственность. Несмотря на трудности, коллектив колледжа воодушевлен и полон идей.

Директор считает, что будет правильным, если создать какие-либо условия для привлечения организаций для реализации данной системы. Возможно, в виде снижения налогов, преимуществ в тендерах и других послаблений в пользу заинтересованных предприятий. А если бы за каждым предприятием были закреплены определенные учебные заведения, тогда, как надеется Халидолла Тайпанов, компании сами будут заинтересованы в том, чтобы взять больше ребят на практику.

По словам заместителя начальника областного управления образования Шакиржана Мурзагалиева, дуальная система обучения позволяет «убить сразу двух зайцев» в учебном процессе. Благодаря нововведению должно решиться несколько проблем. Во-первых, студент получает необходимый опыт. После окончания учебного заведения ему будет легче найти постоянное место работы. Во-вторых, предприятие при таком подходе к обучению будет обеспечено постоянным притоком квалифицированного персонала.

— Привлечением организаций для прохождения практики студентов действительно должны заниматься сами колледжи, — говорит Шакиржан Мурзагалиев. — Единственное преимущество, которое на сегодня получают работодатели, — это расширение резервной базы.

В начале учебного года Министерством образовании и науки был заключен договор с фондом национального благосостояния «Самрук-Казына», куда входят все государственные или содержащие государственный контрольный пакет акций предприятия. В нашей области таких предприятий оказалось 120, и все они должны были обеспечить студентов практической работой. Но пока колледжи находятся в режиме ожидания. И если эта ситуация не изменится, то дуальная система в области долго не просуществует, как считают представители колледжа, какому работодателю нужен «лишний рот» на предприятии.

 

Динара КАНБЕТОВА,

фото Ануара АБИЛГАЗИЕВА

Administrator

Администратор сайта

Статьи по теме

Проверьте также
Close
Back to top button