Частная или государственная?
Каждый родитель мечтает отправить своего ребенка учиться в хорошее, комфортное, престижное учебное заведение. И у родителей, которые могут себе позволить оплачивать среднее школьное образование, есть выбор.
Большинство семей подобным вопросом не задаются: рассуждать о преимуществах частного образования не имеет смысла, если нет средств. Однако сегодня сфера образования стремительно меняется ввиду внедрения новых технологий и инновационных методов обучения. Конкуренция среди школ растет, и нынешняя образовательная политика Казахстана предлагает расширить частный сектор образования. Сегодня «ПК» попыталась обсудить плюсы и минусы государственных и частных школ, пообщавшись с директорами, родителями, учителями и учениками.
Эльмира Туреханова, родительница:
– Я отдала своих детей в частную школу. И если говорить о преимуществах, то они немалые: семейный уют, возможность для родителей не беспокоиться о времени, ведь ребенок с утра до вечера находится в комфортной частной школе, получает по госстандарту образование и дополнительные навыки, посещая кружки и секции. В отличие от государственной школы, частной жизненно необходимо сохранять и приумножать удовлетворенность родителей качеством обучения, возможностями внеклассного развития и академическими показателями учеников.Помимо базовых обязательных составляющих частные школы заинтересованы в формировании некоего комьюнити, собственной атмосферы – «духа» школы, который бы выделял ее на фоне других. Определенная репутация, традиции, сообщество, объединенное общими идеями педагогов, составляют облик частной школы. Для родителей, выбирающих частное образование, важны как статус школы и ожидаемые высокие результаты в учебе, так и психологический комфорт, доброжелательная учебная среда, гарантированная в негосударственных учебных заведениях.
Частные школы отличаются от государственных и стилем коммуникаций, отсутствием жесткой иерархии в школьной системе, что для нас имеет большое значение. Государственная школа сегодня не в состоянии уделять время и внимание каждому ребенку в силу перегруженности.
Выпускница частной школы Анэль Абдрак, студентка Казахской национальной академии искусств имени Т. К. Жургенова:
– До 8-го класса я училась в обычной государственной школе, но в середине года решила перейти в частную, в которой лично мне учиться было комфортнее: другое отношение учителей, они более внимательны и лояльны к детям. Каждому ученику уделяют внимание, потому что в классе всего 15 человек. Я с детства занимаюсь художественной гимнастикой, и, учась в государственной школе, ничего не успевала. В старших классах нагрузка становилась больше, и очень сложно было совмещать учебу с профессиональным спортом. Появились тройки по математике, заниматься дополнительно времени не было, потому что ходила еще на тренировки. Перейдя в частную школу, мне удалось подтянуть успеваемость: индивидуальный подход, дополнительные занятия, домашнее задание с учителем, режим дня – все это очень помогло. В определенные дни после занятий я посещала тренировки по гимнастике. В результате, сдав ЕНТ, я поступила в Национальную академию и сейчас учусь по гранту. Так что, думаю, качество образования в частных школах хорошее.
Спрос рождает предложение
Сегодня для уменьшения количества трехсменных и аварийных школ в регионе частные школы необходимы. На данный момент в Атырау насчитывается 11 школ с трехсменным режимом обучения, дефицит ученических мест – 25 531. Открытие частных школ поможет разгрузить государственные, что, несомненно, окажет положительное влияние на развитие сферы образования в целом. Тем более спрос на средние учебные заведения сегодня очень высок.
Одна из 10 частных школ, которые функционируют в нашей области, «Тағылым», основанная в 1999 году (учредитель известный предприниматель Т. Джумагулов) с целью создания лучших условий для обучения детей, в 2007 году открыла свои двери и успешно работает до сих пор. По словам директора Руланы Исенгуловой, организация учебного процесса заточена на тесный контакт учителя, ученика и родителей.
В настоящее время учебное заведение предлагает образовательные услуги детям от предшкольной подготовки до 11-го класса. Общая численность учащихся – 382 ребенка. Основными языками обучения в школе являются казахский и русский. Режим дня здесь такой же, как и в других частных средних учебных учреждениях: с 8.00 до 18.00. Предусмотрено 4-разовое питание, прогулки, подготовка домашнего задания, а также дополнительные кружки, на территории школы открыты спортивные площадка и зал.
Мы посетили еще одну частную школу-лицей «SilkWay» и пообщались с заместителем директора по учебной работе Оркеном Есимхан.
– Школа-лицей «SilkWay» в Атырау функционирует с 2016 года. Сегодня в ней учатся 400 учеников с 1-го по 11-й класс. Обучение ведётся на трех языках согласно госпрограмме. Все технические предметы – на английском, поэтому основной уклон делается на изучение иностранного языка. Начиная с 7-го класса уроки английского языка – по девять часов в неделю. На государственном языке проходят уроки казахского языка, литературы и всемирной истории, а русский язык и литература – соответственно на русском. Несмотря на то, что в школе пятидневка, по субботам проводятся «extra lessons», то есть дополнительные уроки английского, казахского и русского языков, – сказал заместитель директора.
Также, по его словам, одним из ключевых моментов является то, что частные школы, кроме работы по стандартам Министерства просвещения, могут включать в программу обучения и международную практику.
Отец двоих детей Оркен Асетулы поделился, что если у него будет возможность, он отдаст их в частную школу.
– Во-первых, работающие родители закрывают сразу несколько вопросов: в частных школах, как правило, организованы дополнительные уроки, подготовка домашних заданий, посещение кружков, питание, досуг, и ребята всегда находятся под присмотром педагогов. Во-вторых, домой они уже приходят просто отдыхать и проводить время с родителями без всякой нервотрёпки. Это я рассуждаю не только как сотрудник частной школы, но и как родитель, – сказал собеседник.
О чём говорят учителя?
Разница между государственной и частной школой, несомненно, существует, соответственно у каждой есть свои минусы и плюсы. На успеваемость учащихся влияет не только образовательная программа, которую предлагает школа, но и то, что отдельный ученик приносит в школу с точки зрения генетических и социальных возможностей, поддержка семьи и предыдущий опыт обучения.
Учитель истории школы №38 Наталья Болдырева по совместительству работает и в одной из частных школ. По ее мнению, в государственной школе ученики старших классов целенаправленнее готовятся к занятиям. Они понимают, что им нужно готовиться к ЕНТ и поступить в высшее учебное заведение, желательно на грант.
– В этом году я впервые совмещаю свою основную работу с частным учебным заведением: занимаюсь с 10-11-ми классами подготовкой к ЕНТ. И могу сказать, что у некоторых ребят нет особого стремления к учебе: они уверены, что родители обеспечат их будущее. Тут все зависит от самого ребенка, насколько он мотивирован учиться. Что касается учеников среднего звена, то здесь уже картина другая. Так как я веду устный предмет – историю в 5-6-х классах, чувствуется, что с детьми занимаются, и они приходят на урок подготовленными, – поделилась впечатлениями учитель с 12-летним стажем.
Если говорить о выборе места работы, то Наталья Болдырева все же предпочитает вести занятия в государственной школе.
Учитель начальных классов с 30-летним стажем частной школы Марина Хан:
– У меня тоже есть опыт работы как в государственной школе, так и в частной. В государственной я проработала 30 лет и вот около 15 лет – в частной. Когда пришло время выбирать, я выбрала частное учреждение. Объясню почему: во-первых, после уроков я могу дополнительно заниматься с детьми, объяснить то, что они не поняли во время занятий, выполнить домашнее задание, что невозможно сделать в государственных школах. За счет этого мы повышаем качество образования. Скажем, я знаю, что по математике у меня два ученика затрудняются решать задачи, значит, мы занимаемся в этом ключе. Также в частной школе педагогов не напрягают различными проверками извне, отчетами, с нас не требуют бесконечных бумаг, как в госшколах. Здесь каждый педагог работает на свой личный имидж и репутацию школы. Кроме того, мы работаем в комфортных условиях, в кабинетах, оснащенных необходимой аппаратурой. Сегодня в нашей стране реализуется программа «Комфортная школа», и это правильно. Ведь в комфорте должны учиться и работать все дети и педагоги.
Цена и качество
Существует мнение, что частные школы предлагают лучшее образование, так как многие их выпускники поступают в элитные вузы и успешно трудоустраиваются. С другой стороны, у нас есть и государственные специализированные учебные заведения, в которых дети занимаются также хорошо.
Директор государственной школы-лицея имени Ж. Досмухамбетова Салават Сайлауов:
– Лицей для одаренных детей работает с 1991 года – в этом году ему исполняется 32 года. Если говорить о качестве знаний, то наши выпускники сто процентов поступают в высшие учебные заведения, 75 процентов из них выигрывают образовательные гранты. Около 10 выпускников ежегодно поступают в зарубежные вузы. Если говорить о старшеклассниках нынешнего года, то по предварительным итогам ЕНТ 75 учеников получили высокие баллы. Один из наших выпускников собирается в высшее учебное заведение США и по международной системе оценки знания английского языка IELTS он из девяти баллов набрал семь. Еще один наш выпускник готовится к поступлению в университет НИШ в городе Астане, – проинформировал директор.
На данный момент в лицее имени Ж. Досмухамбетова обучаются 160 учеников с 7-го по 11-й класс. В этом году учебное заведение приняло 48 семиклассников, в следующем планируют набрать 96 учеников.
Мы специально взяли в пример не простую школу, а лицей, потому как такие школы, как БИЛ, НИШ, ничем не отличаются от частных. Здесь такой же отбор учащихся, качество знаний высокое, предусмотрены дополнительные кружки и занятия. Зато образовательный процесс абсолютно бесплатный.
Однако сам Салават Сайлаувич, как родитель и отец четверых детей, все же предпочел бы, чтобы его дети учились в частной школе.
– Мои дети обучаются в общеобразовательных школах. К сожалению, я не могу дать им частное образование из-за высокой стоимости. Частных школ должно быть больше, но, как говорится, у одной медали две стороны – высокая оплата. Несомненно, бизнес должен зарабатывать, и чтобы привлекать хороших специалистов, им нужно соответственно платить. Возможно, нужны какие-то преференции по удержанию цен, квоты, скидки. На мой взгляд, и тут тоже должна быть альтернатива, – высказал мнение директор лицея.
Безусловно, цена за обучение немалая. В элитных международных школах оплата за год обучения составляет около 19 тысяч долларов и выше, в казахстанских частных школах в среднем год обучения стоит 1-2,5 миллиона тенге. Но какой бы ни была стоимость, в эту сумму входит транспорт, питание, кружки, обучение, обеспечение безопасности. Стоимость обучения в частных школах, доступная не всем, является необходимостью: помимо труда учителя, сотрудников и техперсонала, немалая сумма заложена на питание, содержание здания, оплату налогов в казну государства, покупку учебников и методического пособия и самое главное – на повышение квалификации педагогов.
Сегодня мы не будем говорить о богатых семьях, для них существует только одна опция – частные школы. А рассмотрим ситуацию со стороны представителя middle class – среднего класса.
В частности, в атырауских частных школах цена за обучение варьируется от 100 до 250 тысяч тенге в месяц.
К тому же, чтобы поступить в частную школу, нужно пройти отбор.
Несмотря на то, что стоимость обучения в частных школах немаленькая, свободных мест в них все равно нет.
Выбор есть всегда
Завершая сегодняшний разговор, можно сказать, что в Казахстане частное образование получило развитие и уверено заняло свою достойную нишу. Поменялось отношение общественности к частному образованию, появилось понимание, что частные организации образования выполняют большую социально значимую роль, что они – важная часть рынка современных образовательных услуг. И многие сегодняшние родители признают роль частных организаций образования как альтернативу государственным и удовлетворены качеством предлагаемых ими услуг. Однако существенный минус – учиться в частной школе дорого. А если в семье не один, а двое школьников? В связи с этим возникает вопрос: как же привлечь предпринимателей открывать доступные частные учебные заведения.
Роза Садыкова, председатель Республиканской ассоциации частных организаций образования (РАЧОО):
– Сегодня Глава государства Касым-Жомарт Токаев, обращаясь к предпринимателям, призывает открывать частные школы.
Государство повернулось лицом к частному сектору образования и поддерживает его развитие. От эффективности работы в рамках ГЧП, от диалога между государством и частными образовательными учреждениями зависит, насколько динамично и успешно будет развиваться частный сектор образования в Казахстане. Проведенный анализ показывает, что с 2017 года по стране идет ежегодное увеличение количества частных школ.
На сегодняшний день, по данным национальной общеобразовательной базы данных (НОБД), в нашей стране насчитывается свыше 500 частных средних учебных заведений, причем 287 из них построили за последние три года. По количеству лидируют Туркестанская область – 56 и Шымкент – 52. В Алматы работает 41 частная школа, а в столице – 29. Это является не только показателем роста доверия к частному образованию со стороны населения, но и связано с внедрением со стороны государства подушевого нормативного финансирования в частные школы. Систему «деньги идут за учеником» начали внедрять в государственных школах с 2013 года, в частных – с 2018. По замыслу разработчиков, внедрение подушевого финансирования поможет разгрузить государственные школы. По данным АО «Финансовый центр», государство оплачивает расходы частной школы за каждого ученика в рамках реализации общеобязательного стандарта образования. Для учреждений, работающих с 2022 года, объем выплат составляет 532 тыс. тенге (в 2018 — 452 тыс. тенге в год за ребенка. Прим. автора).
И, чтобы привлечь бизнесменов к частному образованию, необходимо указать путь, привлекательность и ответственность перед государством, чем и занимается ассоциация частных организаций образования. Например, в Казахстане стартует новый образовательный инновационный проект «Binom school», реализуемый в рамках государственно-частного партнерства, он призван дать ученикам доступное качественное образование и подготовить к успешной взрослой жизни. Поэтому поступление и обучение в «Binom» бесплатное.
Кроме того, как член рабочей группы национального проекта «Комфортная школа», могу сказать, что проект предлагает три механизма: строительство школ в рамках ГЧП, выкуп у частных инвесторов уже построенных школьных зданий, отвечающих требованиям, и целевое строительство школ через единого оператора, поэтому сегодня необходимо активнее привлекать инвесторов, – прокоментировала председатель РАЧОО.
Анжелика КИМ