Влюблённые в театр
В 1991 году в Алматы прошел республиканский конкурс среди народных театров, где коллектив театра из маленького рыбацкого села имени Амангельды города Атырау завоевал Гран-при! А за два года до этого события по решению комиссии Министерства культуры СССР драмкружку при сельском Доме культуры было присвоено высокое звание «Народный театр».
Только представьте, люди обычных профессий села Амангельды после нелегкого трудового дня собирались в драмкружке и разучивали роли. Рыбаки и полеводы стали нешуточными театралами, в искусстве разбирались получше городских жителей. Все началось в начале 70-х годов – с прихода в клуб Уахита Конкатаева. Он был одержим искусством, и неудивительно, что вскоре он организовал драмкружок из молодых амангельдинцев. Сегодняшние его ученики вспоминают о нем с большим трепетом: «Если бы не он, мы бы не знали, что такое театр и не стали бы профессиональными актерами».
Самое удивительное, что этот человек не имел специального образования. Уахит Конкатаев родился в ноябре 1948 года в селе Забурын Исатайского района. Отец Ахметжан и мама Бима были простыми тружениками. Как известно, в 1956 году рыбацкие колхозы были переселены в село Дамба областного центра. Поэтому в 1966 году Уахит получил аттестат зрелости в Дамбинской школе №15 имени 40-летия октября, окончив ее с лучшим аттестатом зрелости. После он поступил в профессионально-техническое училище №13 города Атырау, но через год по семейным обстоятельствам был вынужден бросить учебу и устроиться на работу в родном колхозе. Сначала он был рыбаком, а позже продолжил работать водителем.
Вскоре сельчане поняли и приняли Уахита как творческую личность с большим потенциалом, и он всецело ушел в искусство. Молодой мужчина активно участвует в культурной жизни колхоза, удивляя жителей своим актерским мастерством и талантом художника. В 1970 году, заметив его успехи в творческих направлениях, руководство колхоза назначает его заведующим сельским клубом.
Оказавшись в своей стихии, Уахит оживил клубную работу, придал ей свежее дыхание. Сразу создал драмкружок, который стал любимым местом досуга для местных жителей. Впервые театральный занавес старого клуба был открыт маленькой пьесой журналиста балыкшинской газеты «Каспий таңы» А. Кожиева «Жайық жағасында», в ней сыграли первые артисты-колхозники. Постановка прошла на ура.
В 1974 году в рыбацком колхозе было построено шикарное здание Дома культуры. Директором храма искусства по праву был назначен Уахит Конкатаев. И вот в 1979 году сельский театр впервые ставит спектакль «Козы Корпеш-Баян сулу» казахского классика Габита Мусрепова. После такой серьезной заявки поклонников театра стало еще больше, а новоявленные артисты продолжали оттачивать свое мастерство на сцене. В результате во главе с Уахитом Конкатаевым было поставлено два десятка спектаклей – «Қуырдақ дайын», «Аягөз ару», «Аманкелді», «Қысылғаннан қыз болдық», «Қайдасың, Зарина», «Боран», «Алғашқы мұғалім», «Қараспан процесі» и другие. Уахит привлек на сцену десятки жителей, выявляя и развивая их актерский талант. Конечно, в постановке важна не только игра актеров, но и декорации, свет и музыка, через которые нужно передать атмосферу происходящего действа. Все это на высшем уровне выполнял основатель театра. В дальнейшем Амангельдинский театр многократно побеждал на конкурсах. В 1989 году решением комиссии Министерства культуры СССР колхозный драмкружок получил высокое звание «Народный театр». А в 1991 году на республиканском конкурсе народных театров в Алматы спектакль «Айтылмаған сыр» Советхан Габбасов в постановке труппы сельского театра удостоился Гран-при! Кстати, в подарок за победу коллективу был вручен приз – автобус ПАЗ!
Основатель театра Уахит Конкатаев провел свои лучшие годы в стенах храма культуры. К сожалению, ему был отпущен всего 51 год жизни, но он успел сделать очень многое для духовного развития своих односельчан. Самое главное – влюбил их в театр. А, как известно, любовь творит чудеса! Созданный Уахитом Конкатаевым театр за годы работы получил признание профессионалов высокого уровня, но самое главное – он полюбился жителям региона, спектакли всегда ждали. Его история подтверждает, что дар от бога не требует диплома. Уахит Конкатаев обладал удивительным режиссерским и актерским талантом, а еще он был мастером кисти, его картины до сих пор украшают стены сельских учреждений. В 2000 году он навсегда покинул свой любимый театр…
Театр жив!
Сегодня наследие Уахита Конкатаева в верных руках его учеников – заведующего Домом культуры Кадиржана Мутиева и режиссера Ерлана Камзаева. Они с детства прикипели к театру, и эта любовь осталась с ними навсегда. Сегодня им по 50 лет. После окончания школы они не могли заикнуться перед родителями, что хотят быть артистами. Нужно было зарабатывать деньги «хлебной» профессией. Ерлан пошел учиться на нефтяника, а Кадиржан – на учителя. Кадиржан все же успел три года поработать в школе, а Ерлан с дипломом трудился в селе рыбаком. Но оба решили не мучиться и, уволившись со своих рабочих мест, официально устроились на работу в театр. Только здесь они вновь почувствовали себя счастливыми и взялись за любимое дело с энтузиазмом. Со временем они заочно окончили профессиональное обучение в университете Западно-Казахстанской области.
Театр по-прежнему находится в том самом Доме культуры, которому сегодня 50 лет. Многое поменялось. В годы разрухи из-за отсутствия средств на содержание здание было продано. В тот момент оно не представляло коммерческого интереса, нуждалось в ремонте, не работали инженерные сети, из-за отсутствия теплоснабжения зимой в нем было жутко холодно. Новые владельцы здания ТОО «Амангельды» не имели намерений изменять целевое назначение Дома культуры, они взяли его, скорее, «на прицеп». С тех пор старейшее здание продолжает служить жителям в качестве культурного очага, а хозяева добровольно взяли на себя расходы на его содержание – оплату коммунальных счетов, уборку и косметический ремонт. Дом культуры рассчитан на 300 мест, он довольно большой, имеет два зала и т.д. Проект оригинальный, размах широкий по советским меркам, поэтому на капремонт нужны большие средства. Несмотря на полувековой возраст, сегодня он выглядит вполне прилично, а еще в нем тепло, светло и уютно. Помещения вызывают ностальгию – крашеные деревянные двери и полы, а еще знакомая из детства мебель – трюмо, шкафы и др. А вот точно такая швейная машинка была почти в каждом доме, не сдержавшись, открыла крышку и погладила бока «лошадки». Но главная сокровищница – гримерная артистов и склад декораций!
Позади за главной сценой двери ведут в святая святых театра. В двух комнатах, кажется, ничего не изменилось за 50 лет, в первой вдоль стены – широкие деревянные шкафчики с сценическими костюмами, старое трюмо, железная гардеробная вешалка, давно уже не модные стулья, старые кресла и т.д. В следующей комнате – деревянные сундуки, набитые деревянным оружием, коромыслом, знаменами и другой театральной рухлядью. На стенах висят прямоугольные часы советских времен, на полу стоят национальные кебеже (комоды по-современному), корпешки, царский трон, портреты, керосинка, самовар, масляные лампы, афишы и т.д. Мне кажется, сейчас даже в музеях не найти такого реалистичного интерьера, который способен доподлинно передать атмосферу того времени. А здесь вот вам, пожалуйста, готовый музей. Театралы надеются на скорый переезд в новый Дамбинский Дом культуры, строительство которого задекларировано. Их привлекает возможность работать с современным оборудованием и аппаратами, которые легко решат вопросы звука, света и т.д.
Высокие стены малого зала разрисованы сюжетами, которые передают сельскую жизнь. В свое время колхоз имел три направления развития – рыболовство, животноводство и полеводство. На стенах изображены рыбаки, которые тянут невод, в сетях плескаются осетры, стоят рыбацкие суда и лодки, также изображены женщины-доярки у молочных ферм и т.д. Для выполнения работ были приглашены художники из Алматы, наряду с ними участвовали и местные мастера кисти. Кстати, картины отлично сохранились несмотря на прошедшие 40 лет.
Продолжатели дело Уахита
– Наш учитель Уахит ага, воспитывая нас, всегда говорил: вы продолжите мое дело, я надеюсь на вас. Но никто не ожидал его скорого ухода. Это стало большим ударом, мы осиротели. Затем дело продолжил его талантливый ученик Акылбек Губашев, но через два года он также скоропостижно покинул нас навсегда. Все мы были в растерянности – что будет с театром! В 2004 году на должность руководителя театра был назначен Кадиржан, и вот уже 20 лет мы продолжаем работать. 2008 год остался памятным – тогдашний министр культуры объявил о переформатировании народных театров. Каждый коллектив должен был защитить свое звание. Для этого приехала комиссия из Астаны. В здании было холодно, отопления не было. Мы сыграли спектакль «Пай-пай, жас жұбайлар-ай!» и впервые сами защитили звание «народного». Режиссером был Кадиржан Мутиев. Гость из Астаны не скрывал своего удивления: «Я не мог поверить, что в таком здании продолжает существовать театр, но я убедился, вы – молодцы!» Это дало нам уверенность. В том же году местный предприниматель приобрел наш Дом культуры в собственность, а мы в свою очередь доказывали им свою состоятельность. Новые хозяева поверили и пошли нам навстречу, проведя небольшой ремонт, разрешили продолжать работать. Если бы они нам отказали, нам пришлось бы ютиться в одном кабинете школы или акимата. Поэтому мы благодарны собственникам здания ТОО «Амангельды» – мы просто выполняем свою работу, не заботясь ни о чем. Все коммунальные расходы, расходы на содержание охранников и техничек они несут сами. Более того, в 2017 году они провели косметический ремонт, полностью обновили сцену. Так как здание в частной собственности, бюджет не может провести капремонт здания, – рассказывает режиссер Ерлан.
Последующие защиты звания «народного» проходили на уровне областного центра народного творчества. В 2011 году прошла переаттестация среди 11 народных театров области. Поставленная режиссером Кадиржаном Мутиевым драма «Жаралы гулдер» была названа лучшей, а сам Кадиржан победил в номинации «Лучший режиссер». Таким образом каждые три года театры подтверждают свои звания.
С 2014 года режиссером театра Амангельды назначен Ерлан Камзаев. В театре только два штата – режиссер и помощник режиссера. Помощником режиссера работает Гульсара Есмуханова, среди всех театралов только она имеет профессиональное образование режиссера, окончила культпросветучилище. Но в театр вернулась через 20 лет. «Любовь к сцене никогда не отпускала», – признается она. Остальные 15 членов драмкружка – энтузиасты-любители, среди них рыбаки, библиотекарь и другие, также играют школьники. В прошлом году амангельдинцы опять отличились, победив в номинации «Лучший современный народный театр» в рамках конкурса, посвященного 85-летию писателя-сатирика Есенжана Домбая. Самым большим своим достижением они считают постановку новогодних спектаклей. Раньше этим занимался лишь русский народный театр ДК им. Курмангазы, после поступившего от руководства управления культуры предложения подключились к этому делу и амангельдинцы. Первый спектакль был поставлен в 2016 году и вызвал большой успех среди зрителей, поэтому каждый год дети ждут похода в театр.
Можно с уверенностью сказать, что в рыбацком ауле проживают заядлые театралы, здесь сельчане театром «заболевают» с самого детства, в местных образовательной и музыкальной школах активно работают драмкружки, где готовят смену «народникам». Хотите попробовать свои силы на сцене, возможно в вас спит актер драмы или комедии, идите в театр Амангельды! Как заверил заведующий Домом культуры Кадиржан Мутиев: «Мы никому не отказываем, смотрим на его данные и подбираем подходящую роль».
Алмаа ТУРГАН