Утильсбор: платить или нет?

da71efa02fa78c91 Новости

В обществе немало споров вызвала тема утильсбора. Автомобилисты приводят свои доводы, представители государственного сектора убеждают в обратном. Единого мнения пока нет. Чем мотивируют обе стороны? «ПК» выяснила это с атыраускими автолюбителями и общественниками.

Для начала поясним, что такое утильсбор. Утилизационный сбор – разовый платеж за будущую утилизацию товара, широко известный, прежде всего, как сбор за ввозимые в страну транспортные средства, спецтехнику, прицепы. В Казахстане с 2016 года в Экологическом кодексе введен принцип расширенных обязательств производителей и импортеров (глава 31). Обязательства расширены в связи с тем, что многие виды продукции после утраты потребительских свойств нельзя просто отправить в отходы. Составлен перечень продукции, в который вошли транспортные средства, каучуковые и резиновые изделия, аккумуляторы, нефте- и химпродукты. Они требуют дополнительных затрат на сбор, переработку, утилизацию, чтобы не наносить вред окружающей среде. Такие затраты призван покрывать утилизационный сбор. Чаще всего он взимается при ввозе в страну легковых автомобилей, грузовиков, автобусов, самоходной сельскохозяйственной техники. Платить должны производители или импортеры перед ввозом или выпуском техники, физические лица при первичной постановке ввезенных машин на учет в госорганах.

Так вот, в одном из интервью в СМИ первый вице-премьер РК Роман Скляр подчеркнул, что если отменить утильсбор, тогда эти деньги придется возмещать из бюджета. По его словам, «это налог, и никто не любит налоги, но это нужно делать. Всё очень просто. Говорить о том, что наживаются на этом какие-то олигархические группы, – это, по меньшей мере, некорректно. Эти деньги – их нельзя воровать, это очевидно. Их нужно эффективно использовать. Ни одна страна мира не в восторге от того, что им приходится разрешать ввоз автомобилей, у которых уже истекает срок эксплуатации, ведь они загрязняют окружающую среду», – сказал Роман Скляр.

Ранее он отметил в интервью Primeminister, что в Казахстане более 5 млн автомобилей при населении в 20 млн человек. И отмена всех барьеров, в том числе регистрационного сбора на автомобили старше трех лет, приведет к ввозу старых машин в страну и значительно ухудшит экологическую обстановку.

Между тем, по данным пресс-службы департамента полиции Атырауской области, в регионе зарегистрировано 155 439 автотранспортных средств.

Как «слить» проблему

В свою очередь житель Атырау, таксист с многолетним стажем Степан Пучинян соглашается, что утильсбор существует во всем мире, но ведь это те деньги, которое государство берет с владельца за транспортировку машины к месту ее утилизации. А что на деле?

– Моё мнение как водителя такое. Да, утильсбор имеется во всем мире за доставку автотранспортного средства на утилизацию. А таких мест в Казахстане нет ни одного. Во всем мире сбор составляет 200-300 долларов от автомобиля, а у нас от 1 000 долларов и выше. Я думаю, эти деньги не идут на экологию. Другой момент. Утильсбор существует на все – на моторное масло, антифриз и, даже не поверите, на омывающую стекла машины жидкость. Мне, простому человеку, кто объяснит, почему я за утилизацию машины должен заплатить по нынешнему курсу 1 300 долларов, и это еще в самом дешевом варианте, когда я могу ее сдать на металлолом, и мне за это еще выплатят деньги? Утильсбор ну никак не борется с ввозом старых автомобилей. Размер ставок разнится за счет типа двигателя – электро- или внутреннего сгорания. Также на стоимость регистрационного сбора влияет год выпуска транспорта: для легковых автомобилей возрастом от трех лет и выше – сбор в 10 раз выше, чем от двух до трех лет.

Знакомый Степана Пучиняна имеет автосервис и автомагазин, привозит моторное масло из Германии, проводит через растаможку и платит утильсбор.

– Одно время он поступал так: если при магазине его автосервиса водитель покупает моторное масло, то при ремонте машины ему оказывают льготы. А куда потом девать отработанное масло? Оказалось, некуда. Сказали обращаться в коммерческую компанию, которая занимается сбором мусора. Но бесплатно там никто ничего делать не собирается, у них утилизационная ставка – примерно свыше 100 тысяч тенге за бочку. Ну, как же так? Утильсбор же ранее уже оплачен государству. Снова платить, теперь частнику? – недоумевает автомобилист. – И что предпринимателю пришлось делать? Просто сливать в канистру отработанное масло и отдавать ее клиенту-автомобилисту: «Дальше твои проблемы».  

А горожанин Нурбол Сарсенов считает, что вопрос старых иномарок можно было бы закрыть не утильсбором, а повышением требований по экологии. Может быть, в этом предложении имеется резон?

Эмоции неуместны

Да, мнения высказываются разные. Например, в своем Telegram-канале известный в стране политолог Данияр Ашимбаев написал: ему  представляется, что тему автомобилей и регулирования дорожного движения в Казахстане спокойно обсуждать не умеют совсем.

«Как только государство пытается навести хоть какой-то порядок, сразу и на эмоциях вспыхивают недовольные. Помнится, началось с запрета праворульных машин, и их водители бешено сигналили направо и налево и устраивали автомитинги. Подняли штрафы – волна недовольства. Вместо патрульных поставили камеры – еще больше недовольства. Сделали некоторые улицы односторонними – шум и гам. Попытались убрать помогаек и заменить их системой автопаркинга – истерики. Поддержали отечественный автопром – недовольство. Отменили поддержку – скандалы. Повысили пошлины – визг и крики. Ввели утильсбор – истерики. Начали льготное автокредитование – толпы обиженных. Появились платные дороги – недовольство. Попытались навести порядок с иностранными машинами без казахстанской регистрации – акции протеста (хотя и за год всех предупредили). Появились агрегаторы-такси – старые таксисты недовольны конкуренцией, новые – комиссией оператора. Сейчас к этой веселой компании еще и самокаты добавились – саморегулирования не будет, госрегулирования не хотим, ответственности – не хотим.

И, как поясняет эксперт, так каждый год и каждый месяц.

«Понятно, что любая попытка наведения порядка вызывает бурные протесты у тех, кто привык не соблюдать никаких правил. Почти в каждой такой кампании есть структуры, которые не хотят отменять прибыльный и теневой статус-кво, и всегда есть популисты, которые готовы максимально политизировать любой процесс. Людям от автомобильной темы нужно что? Относительно недорогие и качественные машины, четкое и нацеленное на безопасность регулирование правил движения, адекватный трафик, чистый воздух и минимум пробок. Государство пытается навести порядок с дорожным строительством (уже Президент сколько раз об этом говорил). Остро стоит вопрос о системно растущем количестве автотранспорта, превышающем логистические и парковочные возможности мегаполисов с одной стороны, и о желании населения, особенно молодежи, иметь свою машину. И государство пытается установить четкие правила, вводя экологические требования и правовые ограничения, нацеленные на повышение качества автотранспорта».

По мнению эксперта, одним из инструментов регулирования стал пресловутый утильсбор, задачей которого, по сути, стало ограничение доступа на казахстанские дороги старых автомобилей, стимулирование отечественного автопрома и, скажем откровенно, оптимизация трафика. Первый вице-премьер Роман Скляр в своем интервью вполне адекватно объяснил ситуацию: «Средства, которые поступают в виде косвенного налога, тратятся открыто, на нужды государства и граждан. АО «Жасыл даму» (структура МЭПР) ежегодно показывает это в своих отчетах. В то же время решаются другие задачи по обновлению отечественного автопарка, формированию отрасли по переработке отходов и развитию собственного производства.

Так, в 2022 году на льготное автокредитование было направлено 100 млрд тенге, на лизинг автобусов – 30 млрд тенге. На лизинг тракторов и комбайнов в 2023 году выделено 50 млрд тенге. Наряду с этим на финансирование обрабатывающей отрасли по линии АО «Жасыл даму» предусмотрено 265 млрд тенге, в том числе 185 млрд – на строительство заводов по переработке отходов, 50 млрд тенге – на обновление основных средств МЧС РК, 15 млрд – на лизинг автобусов, 10 млрд – на приобретение противопожарной техники для лесных учреждений и природоохранных организаций».

Данияр Ашимбаев отмечает: до сих пор действуют «серые схемы» по ввозу в Казахстан автомобилей из других стран. «Множество безработных и молодежи хотят любой ценой заполучить заветные колеса, чтобы заняться извозом. Идут постоянные и сильно политизированные популистские атаки на правительство. Вопрос в том, что самозванные «борцы» действуют, прежде всего, в интересах «серых» экспортеров и их клиентов, игнорируя мнение тех, кому приходится дышать загазованным воздухом и стоять в многочасовых пробках».

Данияр Ашимбаев призывает не забывать о быстро растущем сегменте законопослушных граждан, которые официально платят налоги, легально приобретают автомобили в установленном порядке, берут и выплачивают кредиты. И толпа провокаторов, теневиков и халявщиков, требующих «отнять и все поделить», списать кредиты, амнистировать «серые» машины, не должна иметь привилегий перед нормальными и разумными согражданами.Вместо послесловия. В любом случае, нужно найти такой вариант, который бы устроил обе спорящие стороны. Вопрос-то не праздный.

Фото: pixabay.com

Поделиться с друзьями

Обозреватель

Оцените автора
( Пока оценок нет )
Прикаспийская коммуна
Добавить комментарий