Новости

Торт как признание

Учит детей и даже внуков своих первых выпускников — предлагаем читателю монолог педагога из Жылыойского района Нуржамал Мамбетиязовой.

«Я родилась и выросла в поселке Кульсары. В 1993 году, после окончания Гурьевского педагогического института, меня направили в общеобразовательную школу №16 имени Д. Жазыкбаева. С тех пор уже более 30 лет работаю учителем русского языка и литературы. Недавно инспектор по кадрам говорит, что я верна только одной школе, по всему нашему учебному заведению только я одна такая, кто проработал на одном месте более трех десятков лет.

tort kak priznanie 2

Меняются учебники, программы. Методика преподавания сейчас совсем другая. Но дети всегда одинаковые, и каждый раз мне интересно принимать новых учеников! В пятый класс они приходят такие любознательные, любопытные. В 8-9 классах смотрят оценивающе, ведь они проходят сложный подростковый возраст. А в 10-11 классах мы уже друзья, они рассказывают свои секреты, порой даже те, о которых родителям не могут рассказать, просят совета, ищут понимания. Когда с ними разговариваешь, замечаешь, как многие раскрываются с другой стороны. Порой мальчик или девочка на уроке такие молчаливые, но вдруг оказываются такими талантливыми, так глубоко размышляют. И на таких ребят уже смотришь с интересом, с уважением.

Я люблю работать с детьми. Если раньше мы должны были давать знания, информировать, то сейчас уже акцент делается на то, чтобы дети сами получали знания, мы в этом — помощники, проводники. По этому поводу есть такое научное слово «фасилитатор». Нынешняя программа направлена на то, чтобы дети больше проявляли инициативу, но все равно нужна поддержка, их нужно направлять.

tort kak priznanie 3

Моим первым ученикам уже далеко за сорок, у них семьи и даже внуки. Когда они приводят их в школу, обязательно ударяются в воспоминания. Скучают по школьным годам. Иногда приглашаю их в школу, чтобы обсудить поведение их детей, а они говорят, мол, мы сами же были такими, что теперь делать, просят сделать из него человека. И мы стараемся. Разные бывали истории, смешные и грустные, но я всегда переживаю за них, хотя столько раз давала себе слово не беспокоиться, ведь учителя — не родители. Но что поделать, по-другому не будет. Я радуюсь, когда узнаю, что мои ученики стали хорошими ответственными работниками, состоявшимися в профессии, в браке. Горжусь тем, что некоторые из них работают за границей, многие выросли духовно, не просто дом построить, машину купить, а мыслят более масштабно. Мы нередко встречаемся, разговариваем, и я понимаю, насколько они стали интереснее.

Был у меня один ученик. Троечник троечником! А стал учителем физкультуры. И вот он на каждый праздник приходит меня поздравить. Его мама передает мне собственноручно испеченный торт. Это дорогого стоит! Сейчас мы с ним коллеги, он хороший муж, хороший отец, хороший сын, поддержка своей семьи, отличный учитель физкультуры. Недавно он стал классным руководителем шестого класса, и он признается, как трудно, оказывается, вести класс, удивляется: «Как вы раньше с нами справлялись?». И вот когда я наблюдаю за ним, за его работой, понимаю: все мои старания не напрасны.

У меня нет медалей и больших наград, есть грамоты и благодарственные письма от министерства образования, от областного управления образования. Но мне дорого уважение родителей и детей. И когда я через много лет встречаю учеников или они сами пишут мне, я чувствую себя нужной.

Говорят, что сейчас дети не хотят учиться, гиперактивные, не стараются получать знания. Нет, это не так. Дети сейчас очень интересные, многое знают, и я порой сама учусь у них, как быстро найти в интернете или скачать приложение. Они же зумеры. Поэтому в этом отношении они лучше нас, инициативнее, энергичнее.

Сейчас одним мелом и доской не заинтересуешь учеников. Чтобы привлечь их внимание, научить их креативно мыслить, грамотно размышлять, нужно применять инновационные технологии. И, тем не менее, слово учителя стоит на первом месте, потому что мы сначала воспитываем, а потом учим, потому что образование без воспитания не формирует человека. Многие из ребят подражают нам. Они очень чуткие, прямолинейные. Могут спорить с учителем, высказывать свое мнение. И это хорошо, и мне, как педагогу, не хочется терять их доверие, не хочется увидеть в их глазах сожаление.

Я много работаю, отдаю силы, устаю, конечно. Но получаю огромное удовольствие, когда общаюсь с учениками, слушая их размышления о жизни, о людях, о литературных героях, мне интересно знать, как бы они поступили. Мне вообще интересно знать, что они думают.

Дети сейчас голодные в плане общения: им хочется разговаривать, выражать свои мысли, высказать свои идеи. И ты, учитель, тоже должен быть подкован. Мне сейчас 55 лет, и я должна знать что-то из их мира. В свою очередь я стараюсь им преподать что-то из классики, рассказать об исторических и литературных героях, что было много-много лет назад. Говорю о добре и зле, о любви и предательстве. Им очень даже нравится рассуждать на такие темы. Вот так мы налаживаем контакт друг с другом».

Записала Марина КУАНЫШЕВА

Статьи по теме

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Back to top button