ПАМЯТЬ ОБ ОТЦЕ
«Мир вечен. Наша жизнь мгновенна,
но имя остается во Вселенной.
Лишь добрые деяния народ
Прославит. Остальное все умрет.
(Фирдоуси)
Личность не может добиться успеха, если не верить в него. Однако дорога, похоже, всегда бывает открытой для людей решительных, обладающих верой и смелостью. Именно мысленная установка на победу, сознание своей силы и ощущение внутреннего превосходства творят чудеса в этом мире. Мы осознаем, что сила, позволяющая нам преодолеть любое препятствие, находится внутри нас.
Такая внутренняя созидающая сила была у моего отца Ергали Сексенбаева (по документам — Иргали), заслуженного работника пищевой промышленности Казахской ССР. Отец обладал силой предвидения, его мышление являлось тем быстрым потоком, который заставлял эту силу работать.
В своей книге «Секреты уверенности в себе» Роберт Энтони предлагает: «Соедините свои ментальные силы со Всеобщим Подсознательным – и вы станете суперличностью. Попытайтесь. Вы обнаружите, что нашли ключ к решению любых проблем в своей жизни».
Мой отец был очень умным, добропорядочным, трудолюбивым человеком и этому учил нас. Как он часто шутил: «У меня 2 класса образования да длинный коридор». Ергали Сексенбаев родился в Астраханской области Российской Федерации в 1906 году, а день рождения записали 15 января — «когда шел снег», как он говорил.
Их было семь братьев. Старший брат погиб в борьбе с белогвардейцами. По казахскому обычаю джигиты по наследству должны иметь по скакуну. И родители этого добились: на семь братьев в семье было семь скакунов.
Но в 1936 году, в советский период раскулачивания, семью отца настиг и этот процесс. Его посчитали сыном кулака, арестовали, отвезли в тюрьму г. Астрахани, забрав из аула Колки Красноярского района. «Оборотни» от власти были и тогда – серебряную уздечку присвоил себе председатель сельсовета, который проживал в с. Тюрино той же области, повесив ее у себя дома. А отца вместе с такими же бедолагами посадили в каталажку. Выводили на допрос, который проходил каждые 15 минут, то есть человеку не давали спать. Земляки сказали ему: «Ергали, подпиши эти документы, и они отстанут от тебя. Мы подписали, и они нас оставили в покое…» Но отец был непреклонен. Ночами власти добивались оформления своих «уставных» бумаг, не давая ни пить, ни есть, ни спать.
«Дочка, – говорил он мне тогда, – я писал, указывая, что под дулом оружия, направленного на меня, заставляют подписаться под этим признанием, что я сын кулака, что я враг народа, что я виновен. А затем я вынужден был подписаться, сделав это сразу же после точки, проставленной мной? Но они упорно требовали от меня росписи внизу, в конце страницы, оставив перед ней пол-листа пустоты, чистого места. Но я этого не сделал, чтобы не допустить их приписки».
Итог этого процесса сыграл решающую роль в жизни отца — Ергали остался жив, а земляков поставили к стенке, расстреляли, так как, оставив перед их подписями в документах свободные места, эти «служители» органов, вписав нужные для них результаты допросов, подвели этих простых крестьян к такому трагическому концу. А моего отца приговорили в 1936 году к заключению на десять лет по статье №52 как «врага народа».
Как-то, сидя у костра в лагере для заключенных, греясь и подсушивая сырые валенки, отец рассказал о своей жизни, о периоде его ареста генералу Жукову. Инициалы я забыла, так как была маленькой. Но это был не знаменитый Маршал Союза Георгий Жуков. Ергали был необразованным, но смышленым молодым человеком и внял советам генерала. Всю свою жизнь отец потом тепло вспоминал Жукова, который кардинально повлиял на его дальнейшую судьбу.
Здесь было бы уместно отозваться о благородстве военного заключенного генерала Жукова, приведя слова казахского философа О.А. Сагизбаева: «Если хотя бы с одним человеком ты подружился достойным, можешь за день свой грядущий быть, как за прошедший, спокойным». И как подчеркивал ногайский поэт Шалкииз Тиленшулы, легендарный сподвижник беклярбека Большой Ногайской Орды Темира: «Хорошие люди – гора, куда не взлетит сова. Умрут – но хорошие их остаются слова». А хорошие слова генерала заключались в следующем. Жуков посоветовал отцу написать письмо и обратиться за помощью к студентам Саратовского юридического института. Естественно, генерал составил это обращение от имени папы и отправил его по назначению.
Благородное дело возымело положительный результат — студенты Саратовского юридического института взяли отца на поруки. Это был переломный момент в жизни обреченного Ергали.
Если вернуться к истории пребывания отца в местах его заключения, то небезынтересно заметить факты грандиозных строек нашей страны в пред- и послевоенные годы. Отец работал на малом БАМе, строительстве дороги Байкало-Амурской магистрали. Как известно, в 1932 году вышло Постановление СНК СССР «О строительстве Байкало-Амурской железной дороги». Впервые на картах появляется станция БАМ и определено генеральное направление трассы БАМ с опорными пунктами: Тайшет — Север Байкала — Тындинский — Ургал — Комсомольск-наАмуре — Советская Гавань. Начато строительство линии БАМ — Тындинская, или Малый БАМ. В 1937 году организован БАМ – проектстрой в г. Иркутске, где в 1937 – 1942 годах были составлены проектные задания и технические проекты по участкам. А для работы этой железной дороги БАМ были привлечены политзаключенные лагерей, в том числе и мой отец. Кроме этого, он работал и на Беломоро-Балтийском канале. Ергали Сексенбаев вышел из-за колючей проволоки лагеря на волю, просидев от звонка до звонка долгих десять лет — с 1936-1946 годы. Вернувшись на малую родину в Астраханскую область, на дельту Волги, отец стал рыбаком. Ходил в плавание по Каспийскому морю за уловом, бороздя голубые просторы моря и речных вод. В 1953 году в союзной газете вышла статья о методе технологического процесса засолки крупных лещей, разработанном Е. Сексенбаевым. Он был первым в Союзе, предложившим технологию соления крупной рыбы частиковых пород. Статья вышла под названием «О методах соления крупно-частиковых пород рыбы на пяти морях». Засоленная таким образом продукция отправлялась на экспорт в страны содружества, в Москву на ВДНХ. Ергали Сексенбаев приглашался в столицу Родины как один из лучших специалистов страны по рыбной отрасли. Отец неоднократно награждался переходящим Красным Знаменем, вымпелами победителей соревнований Социалистического труда, являлся ударником труда. Его портреты вывешивались на Досках Почета ВДНХ, Гурьевского, Чертомбайского (Шортанбайского) рыбзаводов, УВКТ (Уральск — Всероссийский КазТрест).
Необходимо упомянуть, что данный объект рыбного производства, где работал мой отец, переходил то к РСФСР, то к КазССР, соответственно, менялись тресты Волго-Каспийский на УВКТ – Уральско-Всероссийский КазТрест.
В 2000-х годах была выпущена книга Константина Яковлевича Кулагина «Морской лов», в которой «флагманами» морского лова на Каспийском море были названы Волгин, Антонов и Сексенбаев. Эта книга о рыбаках нашего края, в том числе и о моем отце.
Как писал Абай в Слове Первом Назиданий, «знания оборачиваются горечью, приносящей преждевременную старость, когда нет рядом человека, с кем можно постоянно делиться радостью и печалью».
Отец постоянно передавал свой богатый практический опыт молодому поколению, своим ученикам. Один из них Кайыржан Алиев — советский и казахстанский государственный деятель, руководитель на разных должностях рыбной промышленности Гурьевской области на протяжении почти трех десятилетий, Почетный гражданин Атырауской области. Так вот, Кайыржан Алиев начинал стажером у Ергали Сексенбаева и вырос до генерального директора Гурьевского (Атырауского) рыбпрома. Нельзя не отметить помощь, поддержку и внимание мне, Людмиле Сексенбаевой, дочери своего наставника Ергали Сексенбаева, обучавшейся по очной системе в аспирантуре АГПУ им. Абая г. Алматы, в лихие 90-ые годы этим уважаемым человеком.
Достойными выросли ученики отца, отличного специалиста, учителя, наставника.
Помню встречу с одним человеком из села Котяевка Курмангазинского района в 1986 году. Он поведал о моем отце интереснейшую информацию.
«Мы жили недалеко от приемного плавучего рыбного пункта. Мимо нас проплывало очень много баркасов, не давая спать, таща за собой на буксире прорези, рыбницы, полные живой плещущейся в воде рыбой разных видов. Это были сазаны и вобла, лещи и судаки, щуки и сомы, и рыба ценных осетровых пород. Плыли дальше, оставляя за собой этот приемный пункт.
На вопрос, почему они здесь не сдают свой улов, на этой ближайшей точке приема, а плывут далеко, рыбаки все хором в один голос отвечали: «Хотя и далеко расположен приемный пункт Сексенбаева, но мы к нему. Он принимает центнеры рыбы на глаз, навскидку, без проволочек. Рыбу с носилок, минуя весы, сразу выгружают в хранилище, ледник. Экономится время, без простоя, порой часами в очереди после каждого взвешивания, загрузки, разгрузки, переноса, укладки в ледниковое хранилище на складе».
Ергали обладал глазомером, навскидку определял объем и массу рыбного улова. По этой причине к нему со всех уголков дельты Волги тянулись рыбаки, чтобы быстро сдать рыбу. И рыбакам заработок, и государству перевыполнение плана».
Казахская пословица гласит по этому поводу: «Дорого или дешево – базар назовет цену, хороший или плохой – люди определят меру». А главное заключалось в том, что рыба сразу с прорезей лодок отправлялась на засолку. Так получалось самое высшее качество рыбы. Если рыба без воды находится часами в ожидании очереди рыбаков до взвешивания, то у нее после засолки появляется «душок». По этой причине у отца рыбная продукция после засолки всегда была высшего качества.
Указом Президиума Верховного Совета КазССР от 14 августа 1967 г. Иргали Сексенбаеву было присвоено звание «Заслуженный работник пищевой промышленности КазССР».
Удивительным, на мой взгляд, является тот факт, когда при встрече с отцом первый секретарь обкома партии Гурьевской области Онайбай Кушеков сказал: «Ергали, мы хотели дать тебе Героя Социалистического Труда, но у тебя в анкете не подошла одна графа – ты не член коммунистической партии». А когда отец подал заявление о вступлении в члены КПСС, на него поступила анонимка в Астраханский обком партии (РСФСР), что он сын кулака, враг народа. По этой причине ему отказали во вступлении в ряды компартии.
Дело в том, что в свое время все рыбопроизводство Денгизского района передавалось из рук в руки, то РСФСР, то КазССР, относясь то к Москве, то к Алматы. На тот момент данный объект принадлежал Астраханской области Российской Федерации, поэтому анонимка была отправлена в Астраханский обком партии РСФСР.
Продукция, выпускаемая лично мастером Ергали Сексенбаевым, была безупречной. На ВДНХ в Москву, в г. Калининград, на экспорт отправлялись его сушеная вобла и лещи. Рабочие на Чертомбайском рыбзаводе просто проставляли штампы на крышках деревянных ящиков с надписью «Мастер Сексенбаев Иргали. Высший сорт». Они даже не проверяли эту продукцию, где каждая рыбка тщательно была обернута в пергаментную бумагу, и в ОТК (отдел технического контроля) всегда были уверены на 100 процентов, что продукция мастера И. Сексенбаева отличная. И это была правда, выверенная годами.
Был случай, когда к продукции отца предъявили рекламацию, жалобу от администрации Калининградского склада хранения. Склады хранения – это глубокие подземные казематы петровских времен. Отец вылетел самолетом, прибыл в Калининград на склад хранения. Да, действительно, его рыба стала портиться. Он пошел на базар, закупил тряпки, бутылки с подсолнечным маслом, нанял людей, и эти работнички каждую рыбину протирали подсолнечным маслом от рапы. Рыба заиграла, приняла товарный вид.
Позже соответствующая комиссия нашла причину этого случая порчи. Оказывается, был нарушен температурный режим на складах хранения рыбной продукции. Причина была в отключении источника электроэнергии на данном объекте. Вкусовые качества рыбы комиссия также проверила и допустила к дальнейшей реализации продукции на экспорт.
Благодаря сноровке и гибкости ума, опыту мой папа не растерялся в экстремальной обстановке. Ведь речь шла не только о тоннах рыбной продукции, но и об авторитете, имидже союзника, поставщика из Казахской ССР, ответственности за свою республику.
В 1964 г. отца вызвали в г. Астрахань в КГБ СССР, чтобы объявить, что он реабилитирован. «А кто вернет эти мои 10 лет?» – никто из них не дал ответа на этот вопрос. После этого разговора в комитете Ергали пошел на радостях с благой вестью на городской рынок «Большие Исады» за гостинцами для семьи. По пути встретил знакомого, бывшего заключенного по лагерю, которому он много помогал как земляку за ключей проволокой. Ведь отец был начальником колонны заключенных в сороковых годах, где в его подчинении было 2000 узников. Сам он был расконвоированным. Они тогда ремонтировали военно-грузинскую дорогу протяженностью в 208 км.
Кстати, историческое начало этой дороги идет с XIX века, и она была известна с древних времен как Дарьяльский проход. Она соединяет города Владикавказ и Тбилиси и сейчас является главной артерией, соединяющей эти республики. Работы велись на объектах ЗЖК (Закавказская железная дорога), линии которой пролегали по территориям Грузии, Армении и по незначительному участку Азербайджана.
И вот удивительным был тот факт, что этот земляк, сделав вид, что незнаком, прошел мимо отца. Отец даже не успел ему слова вымолвить, тем более о своей реабилитации. Советские люди в те времена боялись даже приближаться к политзаключенным. Сказывался отпечаток сталинских репрессий против трудового народа.
Есть замечательные слова Редьярда Киплинга, отражающие силу воли Ергали Сексенбаева:
«И если можешь сердце, нервы, жилы
Так завести, чтобы вперед нестись,
Когда с годами изменяют силы
И только воля говорит: «Держись!»
И отец держался, преодолевая все невзгоды жизни.
Великий мыслитель Абай в слове 32 «Назиданий» сказал:«Сосуд, хранящий ум и знания – характер человека».
Характер у Ергали был на редкость уникальным. Он был прекрасным семьянином, добрым отцом, принципиальным человеком. Отлично играл на домбре, исполнял кюи Курмангазы, обладал сильным голосом, пел русские, казахские народные песни. Любимой была песня «Степь да степь кругом». Много знал пословиц, поговорок, крылатых слов, умело рассыпал ими как бисером свою речь. Подтверждающие слова Эриха Фромма, который высказал мысль, что «Всестороннее развитие человека и его ближних есть высшая цель жизни».
В выборе профессии родитель давал свободу, не навязывая, а тактично, мудро направляя нас к достижению благородных целей жизни.
«Семья – один из шедевров природы», так сказал американский философ Джордж Сантаяна,дав весьма поэтическое определение семьи, назвав её выдающимся творением живой природы.
В нашей семье — пятеро детей, еще трое умерли в младенчестве. Мы получили высшее образование – это врач, педагоги, адвокат. Кстати, гены адвоката передались от отца к младшему сыну Бауржану Иргалиевичу Сексенбаеву, который безвременно ушел из жизни в июне 2019 г.
К папе за 12 километров в округе, где мы жили, и в холод, и в дождь народ пешим ходом приходил из аулов, сёл за консультацией, как помочь попавшим в беду, что предпринять, что сказать. Ведь не было тогда адвокатов (у бедного населения), нотариусов, а мой отец обладал острым умом, прозорливостью, высоким уровнем мышления. Это был человек необразованный (2 класса духовного мусульманского семинария – медресе), но был таким знаменитым среди простого народа.
Нам, детям, отец завещал:
«Что завещаю, дети вам:
Неблагодарными не быть
И не терять друг друга,
Вам в будущем надежною рукой –
Родства единства нить».
(АхтамбердыЖырау)
Все мы очень благодарны своим родителям и тем людям, которые помогли им по жизни. Как любил поговаривать родитель: «Какой корень, такие и отростки».
Потомки достойны своих родителей. «Если человек не знает, к какой пристани он держит путь, для него ни один ветер не будет попутным» (Сенека).
Пристань наша – это высшее образование, получив его, мы стали отличными специалистами своего дела. Это подтверждает высокий профессионализм младшего брата Бауржана Иргалиевича Сексенбаева (1955-2019 гг.), в качестве ведущего адвоката по Астраханской области России, выигрывавшего весьма успешно запутанные юридические процессы. Он так же, как и папа, бесплатно консультировал, защищал обращавшихся к нему людей за помощью. Как я уже отмечала выше, это генотип предков, генотип наследственности.
Приведу факт. Бауржан Сексенбаев был председателем политической партии «Партия Возрождения России» Регионального отделения Астраханской области. В феврале 2017 года он организовал митинг в поддержку Хамзы Исмуханова, которого местная власть незаконно вывела из состава районных депутатов. В результате законных действенных мер, предпринятых моим братом, человека восстановили. Сейчас он работает главой того же Володарского района и с глубокой благодарностью чтит память об адвокате Бауржане Иргалиевиче.
В заключение воспоминаний о моем отце, его памяти хочется отметить, что фотографии, документы отца, как одного из первых заслуженных работников в отрасли рыбной промышленности Казахской ССР, помещены в краеведческом музее села Курмангазы Курмангазинского района.
В районной газете «Серпер» 60-х годов есть статья о моем отце «Айдында өскен азамат». Мой отец Ергали Сексенбаев, 15 января 1906 года рождения, проработал в рыбной промышленности до конца своих дней и умер на рабочем посту в июле 1979 года. На похоронах отца было много людей, провожавших его в последний путь, а также родственники, друзья, коллеги, соседи, которые по настоящее время вспоминают его добрым словом как личность, наделенную щедростью, простотой общения.
Вся наша улица Джамбула села Марфино Володарского района Астраханской области по субботам угощалась папиной свежей рыбой. Мы, дети, разносили их по дворам и у всех был праздник. Праздник души папа оставил в памяти окружавших его людей. Народ до сих пор с благодарностью и почтением помнит Ергали Сексенбаева.
31 мая 2021 г. в Казахстане в г. Алматы открыли памятник жертвам Голодомора начала 1930-х годов – в День памяти жертв политических репрессий.
Директор института истории и этнологии Хангельды Абжанов сказал, что в ХХ веке казахский народ пережил три трагедии – голод, политические репрессии и Вторую мировую войну. Далее он отметил: «Будет открыт и памятник жертвам политических репрессий. Самое главное – мы получили независимость, о таком мы не могли мечтать на протяжении 74 лет».
Светлая память им, нашим предкам, людям начала XX века, прошедшим с честью времена становления истории нашей страны.
«Оставишь память ты на свете белом
Лишь добрым словом, да хорошим делом.
Ты сам умрешь и превратишься в прах,
А слово в чьих-то будет жить устах».
(Юсуф Баласагуни. Благодатное знание. М., 1983)
Людмила СЕКСЕНБАЕВА, младшая дочь, доктор философии, ассоц. профессор, г. Алматы, 2021 год