Новости

Нарушения в 3,5 млрд тенге выявили в Атырау

В минувшую пятницу, 14 апреля, под председательством его первого руководителя в областной ревизионной комиссии Равиля Тюлебаева состоялось заседание, на котором были заслушаны итоги государственного аудита касаемо эффективности управления в сфере теплоснабжения, целевого использования привлеченных финансовых средств и выполнения инвестиционных программ предприятиями в области производства и передачи тепловой энергии.

 Восстанавливая миллиарды

С докладом перед членами ревизионной комиссии и приглашенными на заседание руководителями областных и городских исполнительных органов, регулирующих сферу ЖКХ, предприятий-услугодателей, выступил член комиссии Аслан Кумаров.

Как он сообщил, госаудитом со стороны облревкома был охвачен ряд вопросов на общую сумму 1 млрд 820,4 млн тенге бюджетных средств, три основных и один дополнительный объект. По итогам аудита отмечено наличие определенных недостатков в организации работ со стороны местных исполнительных органов в сфере теплоснабжения региона и эффективном использовании привлеченных средств. В результате выявлено нарушений на сумму 3 млрд 565 млн тенге, из них финансовые нарушения составили 2 млрд 435 млн тенге, сумма неэффективно планируемых бюджетных средств — более 1 млрд тенге, объем неэффективно использованных средств — 92 млн тенге. Финансовые нарушения, подлежащие возмещению, составили 488,3 тыс. тенге, которые возмещены в бюджет до проведения заседания. Также восстановлено нарушений с учетом выполненных работ на сумму 2,3 млрд тенге. В ходе проведения аудита восстановили 705 млн тенге.

031a1c66 de5d 4cce a261 302b08924747

 Формализм губит дело

Теперь относительно сферы теплоснабжения в регионе.

— Так, в Атырауской области теплом обеспечиваются 2 658 объектов, в том числе 1 798 жилых домов, 414 объектов образования, 147 объектов здравоохранения, 46 спортивных объектов и 253 объекта культуры. А количество объектов, обеспечиваемых автономной системой отопления, составляет 1 350 единиц. А руководители местных исполнительных органов не обеспечили полное представление паспорта готовности, которые получают в соответствии с правилом и требованиями приказа министра энергетики с указанием сроков, несмотря на ряд замечаний. В 2022 году 339 объектов Атырауской области, имеющие автономные отопительные котлы, не представили документы на получение паспорта.

Например: в Атырау — 53 объекта, Курмангазинском районе — 153, Индерском — 38, Исатайском — 27, Кызылкогинском — 48, Макатском — 3, Махамбетском — 17, — проинформировал Кумаров.

С его слов следует, что ежегодно АО «Атырауские тепловые сети» ограничивается лишь предоставлением справки по уровню износа тепловых труб, составленной исходя из методов расчета. Но данное предприятие не предоставляет информацию о привлечении экспертов, определяющих конкретный уровень износа сетей, и какую работу они проводят. Общие подходы и правила не предусматривают представление отчетов об исполнении мероприятий по подготовке к отопительному сезону. Что говорит о формальном отношении к представляемой информации, как со стороны АТС, так и о низком уровне мониторинга и выявлению достоверности информации со стороны управления энергетики.

Кроме того, в целях оценки уровня теплоснабжения среди жителей города Атырау был проведен анонимный опрос. Для пущей убедительности во время заседания ревкома был продемонстрирован видеоролик. Из 924 опрошенных жителей 466 живут в домах, подключенных к системе центрального отопления, а 458 домов — к системе автономного отопления. Уровень удовлетворенности качеством услуг теплоснабжения оказался средним, большая часть населения выразила недовольство, подчеркнув высокие тарифы на тепло. Потребители высказали различные претензий и жалобы в части обеспечения жилья теплом.

«В нашей квартире плохое отопление, и в целом в нашем доме прохладно. У нас есть маленькие дети. Считаем, что требуется регулировать тепло в зависимости от погоды. А КСК держать этот вопрос на контроле. Теплом толком не обеспечивают. Недавно отключили отопление на ночь, и в квартире стало холодно. Звоним и спрашиваем ПТС, а они говорят, что это подача воды остановилась. Неужели нет резервных источников водоподачи», — посетовали жители мкр. Алмагуль, 23.

На вопросы с подачей тепла в дом в ночное время пожаловались жители дома №47 по ул. Баймуханова, на начисление одинаковой платы за тепло как в двух-, так и в трехкомнатной квартире сообщили жители многоэтажек в мкр. Береке, и то, что необходимо разъяснять, почему в одном месяце выходит одна плата, а в другой месяц – иная. Также жители города Атырау высказались о необходимости снижения платы за услуги теплоснабжения, а также за модернизацию старых теплопроводов, установку приборов учета потребления тепловой энергии в каждой квартире, регулирование тепла, в зависимости от температуры погоды и т.д.

Специалисты облревкома, проанализировав жалобы, поступившие в Telegram-чат акимата области и беседуя с жителями дифференцировали жалобы на обращение в Telegram акимата, отметив, что в некоторых микрорайонах существуют различные вопросы, связанные с отоплением. Чаще всего жалобы на теплоснабжение поступают от жителей многоэтажных домов, расположенных по адресам: улица А. Кунанбаева, дом №1, улица Карымсакова, дом №1а, улица Т. Жумагалиева, дом №14а, улица Кожакаева, дом №29 и дом №23 в мкр. Алмагуль.

 Талгайран ждёт тепло, а бесхозные сети — ремонта

Далее, докладчик отметил, что рядом с пригородным селом Талгайран был построены жилые дома.

— Несмотря на то, что отдел городского строительства не смог должным образом согласовать систему планирования по объекту «Строительство наружных инженерных сетей (наружных тепловых сетей) для жилого комплекса в районе села Талгайран города Атырау» он был введен в эксплуатацию полтора года назад. Для ее реализации тепловая котельная еще не введена в эксплуатацию, что в свою очередь привело к неэффективному планированию бюджетных средств на сумму 705 933,3 тыс. тенге. Экономический эффект в части теплоснабжения новостроек в Талгайране не виден, что негативно сказывается на своевременном обеспечении жильем населения. При планировании данного объекта, в части заполнения информационного листа инвестиционного предложения была указана государственная программа «Нұрлы жер», а вот финансирование проекта осуществлено в рамках «Дорожной карты занятости». Поскольку данный объект пока не работает, хотя считается введенным в эксплуатацию, при отсутствии должного контроля в тепловых камерах имеются факты хищения чугунных люков. Так, в 15 тепловых камерах отсутствуют чугунные люки в количестве 56 штук на сумму 1 076,7 тыс. тенге. Вследствие чего тепловые камеры заполненные снегом и талыми водами могут привести к преждевременной коррозии трубопроводов и износу основных сооружений, — отметил Кумаров.

Затем был поднят вопрос по городским бесхозным сетям. Городской отдел ЖКХ в 2022 году оплатил из бюджета подрядчику работ 92 174,4 тыс. тенге на ремонт бесхозных объектов, не числящихся на его учете. А 332 498,3 тыс. тенге облревкомом признаны как неэффективно использованные бюджетные средства. На сегодняшний день 32,8 км бесхозных систем теплоснабжения и горячей воды так и не были взяты полностью на баланс горЖКХ.

Шесть договоров по государственным закупкам представлены в орган казначейства с задержкой. Но руководство горЖКХ обязалось до конца года полностью исполнить эти мероприятия. Но даже в случае принятия на баланс и ремонта сетей горакиматом актуальным остается вопрос по созданию органов управления кондоминиумом (КСК) в бесхозных домах по содержанию внутридомовых инженерных сетей. Из ситуации пока «выкручиваются» тем, что горакимат вынужден содержать аварийную бригаду и в целом помогать жилым домам содержать и готовить внутридомовые сети к отопительному периоду, в том числе за счет спонсорских средств, хотя по жилищному законодательству это не предусмотрено. Но что делать? Не бросать же людей на произвол судьбы замерзать зимой или сидеть абсолютно без комуслуг.

 КОЖД и «тележка» нарушений

Нелестные отзывы прозвучали и адрес ТОО «КОЖД г.Атырау» при городском отделе ЖКХ. При проведении проверки качества предоставления коммунальных услуг жилым домам в городе, подведомственных данному отделу, выявлен ряд нарушений. Анализ показал, что прочие расходы этого товарищества по сравнению с расходами прошлых лет в 2022 году резко выросли на 17,5%. Если КОЖД в 2021 году закончило с прибылью в 3 256 тыс. тенге, то итоги 2022 года завершились с убытком в 17 958,7 тыс. тенге вследствие увеличения прочих расходов (командировочные расходы, оплата услуг «Казахтелекома», ГСМ, канцелярские принадлежности и др.). Как следует из информации, в планах развития на 2017-2021 гг. и аналогично на 2020-2021 гг. не указаны цели, задачи и ключевые показатели деятельности организации, не включены обоснование и пояснения к каждому приложению, и утверждены без согласования с уполномоченным органом, отчет об исполнении утвержден органом управления с отсрочкой от утвержденного срока. Показатели финансово-хозяйственной деятельности в части денежных средств не заполнены. Объекты, полученные в доверительное управление, в балансовых отчетах товарищества не отражены, соответствующие отчеты не представлены. По сведениям в части основных средств финансовой отчетности, составленной по итогам 2020-2021 годов, не произведены работы по оприходованию и начислению амортизационных отчислений на некоторое имущество, а также искажены сведения в части основных средств и иные нарушения. Не разработаны условия обслуживания 10 теплопунктами по теплоснабжению жилых домов. Жилые дома, подключенные к системе отопления, не предоставлены соответствующими документами для получения паспорта готовности. Энергетическая экспертиза тепловых пунктов экспертными организациями в 2020-2022 годах не проводилась. Имеются и другие весомые финансовые нарушения. Из-за низкой зарплаты в КОЖД имеется большая текучесть кадров. На 2022 г. сумма среднемесячной заработной платы в товариществе составила 78 тыс. тенге, что в 6 раз ниже средней заработной платы по области. Должностные инструкции секретаря-делопроизводителя, мастера, электрика, предусмотренные штатом, не утверждены. В среднем за период, охваченный аудитом, было уволено 59 человек и принято на работу 69 человек.

Что касается сферы госзакупок, то ТОО «КОЖД» с момента открытия не отражало закупки услуг и товаров в вебпортале государственных закупок, напрямую заключая договоры с поставщиками.

 Чтобы износ сократить и дела поправить

После обширного доклада по результатам аудита многих объектов сферы теплоснабжения и ЖКХ состоялся, так сказать, «разбор полетов». Равиль Тюлебаев, как председатель областной ревизионной комиссии, поднимал первых рукводителей и специалистов госорганов и предприятий-услугодателей. И выяснились интересные детали. Так, по результатам госаудита, проведенного областной ревизионной комиссией, износ котлоагрегатов на АО «АТЭЦ» составил 63%, износ паровых турбин равен 48%, по АО «Атырауские тепловые сети» износ составил 68%, местные коммунальные сети изношены на 30%, по КГП «Атырау облысы Су Арнасы» и ТОО, оказывающим аналогичные комуслуги, — 46% и «Жылой Су» — 37%. Как отметил Равиль Тюлебаев, проведение аудита, во-первых, было связано с поручениями вышестоящих инстанций, по следам имевшихся чрезвычайных ситуаций, имевшим место по Казахстану прошедшей зимой в городах Экибастуз, Риддер, Жезказган и т.д., а во-вторых, необходимостью выработки профилактических комплексных мер по предотвращению таких ЧС.

На вопрос, что можно предпринять для улучшения ситуации по теплосетям АТС в г. Атырау, заместитель руководителя областного управления энергетики и ЖКХ Асан Нургалиев сказал, что на некоторых участках срок службы теплосетей составляет свыше 40 лет. И что предприятие-услугодатель в лице АО «АТС» занимается заменой и капитальным ремонтом этих трубопроводов, но этого на сегодня явно недостаточно, как мы поняли с его слов темпы износа сетей, превышают темпы ежегодной замены труб. Ему вторил первый вице-президент Жумабек Есмагамбетов сказавший, что, во-первых не ознакомлен с результатами госаудита, а во-вторых, что на балансе предприятия имеется 486 км теплосетей и 55 теплопунктов. «В прошлом году износ сетей был 72%, а в этом году снизили до 68%. До 2028 года есть планы снизить уровень износа сетей до 58%. Есть сети, которые введены в конце 60-х годов прошлого века, которые поэтапно заменяются на новые. Конечно, надо и дальше снижать процент износа сетей. Но наши финансовые возможности ограничены, хотя мы прилагаем все усилия в соответствии с утвержденной антимонопольным комитетом инвестпрограммой. Наши расчеты у них имеются, они подтвердят. Если государство будет субсидировать ремонт этих сетей, о чем говорится сейчас, то мы возвращаем часть теплосетей государству. И после инвестиционных вложений после ремонта готовы взять эти отремонтированные сети в доверительное управление на обслуживание», — проинформировал Жумабек Есмагамбетов.

Он также рассказал о работах, выполняемых АТС по замене теплосетей в городе, и о том, что на предприятии низкая зарплата в среднем 120 тысяч тенге и наблюдается текучесть квалифицированных кадров. По его словам в последние годы АТС не допускает крупных аварийных прорывов, а то, что происходит с теплосетями в мкр. Балыкши, Береке, Нурсая, Алмагуль, то они были построены на бюджетные средства и находятся на коммунальной собственности. О недостаточном качестве новых вводимых теплосетей в адрес областных и городских властей руководство АО «АТС» отправляет письма целыми мешками, однако они остаются часто без рассмотрения и принятия мер.

По информации руководителя областного департамента Комитета РК по регулированию естественных монополий Натальи Дюсемалиевой, поставлена задача совместно с акиматами и субъектами естественных монополий за 8 лет (до 2031 г.) снизить уровень износа сетей и оборудования на 15%. Когда посчитали, то выяснилось, что в Атырау надо отремонтировать 50 км магистральных и внутриквартальных трубопроводов, и в денежном выражении на это необходимо 30 млрд тенге. То есть, тариф на передачу и распределение теплоэнергии этого явно не осилит.Сумма инвестиционной программы АО «АТС», заложенная в тарифе на обновление действующих активов, равна 600 млн тенге. А вот для того, чтобы ежегодно на 2,8% снижать уровень износа линии теплоснабжения, требуется закладывать порядка 4 млрд тенге. Но этого монополисту не позволяют, потому что резко подскочит тариф. Для кардинального же улучшения ситуации по сетям требуется привлечь дополнительные средства, либо это будут заемные средства, либо государственное субсидирование, либо прямое бюджетное финансирование.

Руководство облревкома предложило депутатскому корпусу и местным исполнительным органам выработать механизм для дополнительного сопровождения и контроля инвестпрограмм, реализуемых предприятиями-монополистами. Так как даже в случае проведения независимого технического аудита, подтверждающего выполнение мероприятий по инвестпрограммам, заказчиком техаудита все равно выступает монополист. И есть риск сговора между ним и компанией-аудитором.

Тимур КАЗИЕВ  

Administrator

Администратор сайта

Статьи по теме

Back to top button