Новости

Мы – за честную торговлю

Чтобы защитить права потребителей, в одном из торговых центров провели мониторинг торговых точек. Рейд проводили согласно закону Республики Казахстан «Об общественном контроле». Как нарушаются права потребителей, как часто это происходит?

1000631115

С ГЛАЗ ДОЛОЙ
Мониторинг организовали в рамках меморандума о сотрудничестве между областным департаментом торговли и защиты прав потребителей Минторговли и интеграции и Атырауским областным филиалом Общенациональной социал-демократической партии. Как пояснила руководитель филиала ОСДП Нурайнаш Камалова, во всех филиалах партии имеются общественные приемные, куда обращаются граждане с жалобой и замечаниями на работу торговых сетей и точек, при получении различных услуг, в том числе и жители нашего региона.
– Люди сталкиваются с различными ситуациями, например, при приобретении товаров, заказе услуг – по изготовлению мебели, пластиковых окон, при оплате учебы в учебных центрах, – сказала Камалова. – Основываясь на статьи Закона «Об общественном контроле» и чтобы разузнать подробнее об этих нарушениях, партийцы и их волонтеры организуют обход и общественный мониторинг торговых точек и сферы услуг.
В первую очередь с нарушениями своих прав потребители сталкиваются при покупке продуктов питания. Это отсутствие ценников на товарах, не пробиваются и не выдаются чеки, не до конца указывается полный перечень услуг и т.д.
– Мы организуем общественный мониторинг, предварительно уведомляя владельцев торговых центров и рынков, услугодателей об этом. И в случае выявления таких нарушений они фиксируются на видео и фото и протоколируются письменно, затем направляются в департамент торговли и защиты прав потребителей, – сообщает Нурайнаш Камалова.
В местный филиал партии поступила жалоба на продавца, который реализует восточные сладости, вернее, на отсутствие ценника на весь ассортимент товаров. На момент нашего визита в плодоовощной сектор ТРЦ «Насиха» продавец куда-то незаметно удалился и не появился до конца проведения обхода торговых мест. Вдруг аналогично ретировались и стали покидать соседние торговые места и другие продавцы. Нурайнаш Камалова высказала предположение что партийцев, специалистов департамента торговли и защиты прав потребителей и представителей СМИ приняли за сотрудников миграционной полиции, одетых в гражданскую одежду, так как часть реализаторов/продавцов, работающих здесь, надо полагать, являются гражданами соседних государств.

ЦЕННИК –
ТОРГОВЛЕ ГОЛОВА
Заместитель областного департамента торговли и защиты прав потребителей Еркебулан Тагашев пояснил что отсутствие ценников на товарах является грубым нарушением ст. 193 Кодекса «Об административных правонарушениях (нарушение законодательства Республики Казахстан о регулировании торговой деятельности)». Так, согласно п. 4 ст. 193 КоАП РК «Реализация на территории Республики Казахстан без указания цены в тенге товара, оформленного ярлыком цен, выставленного во внутренних и (или) внешних витринах торгового объекта, либо реализация на территории Республики Казахстан товара, стоимость которого превышает оформленную ярлыком цену, выставленного во внутренних и (или) внешних витринах торгового объекта, либо указание цены товара не в тенге при его реализации на территории Республики Казахстан на условиях публичного договора
влечет штраф на субъектов малого предпринимательства в размере шести, на субъектов среднего предпринимательства – в размере десяти, на субъектов крупного предпринимательства – в размере 30 месячных расчетных показателей.
Еркебулан Тагашев говорит, что при реализации товара ценник не должен быть размещен или приклеен на самом продукте или рядом, а указан прямо на полке. Допускается наклеивать ценник только на сыпучий товар.
– Когда мы приходим в магазин, между продавцом и покупателем заключается публичное соглашение, то есть как бы автоматически, как только покупатель изъявляет желание купить тот или иной товар, удовлетворяющий его по качеству. А чтобы заключить это соглашение, нужна установленная цена этого товара. Основополагающими здесь является качество и цена продукта, которые соответствуют желаниям покупателя его прибрести. Как только товар выбран, потребитель подходит к кассе или обращается к продавцу, оплачивает, и договор считается заключенным или завершенным. То есть обе стороны реализовали свои законные права – как продавца и покупателя», – разъясняет Е. Тагашев. Таким образом, все продавцы овощей, фруктов и иных товаров в секторе «Насихи» без указания ценников являются нарушителями законодательства. К ним могут быть применены меры административного воздействия.

ТЫ РАССКАЖИ, КУПЕЦ
Кроме того, продавец должен предоставить полную информацию о товаре: качестве, стране происхождения, изготовителе, показать сертификаты соответствия, документы лабораторного анализа, если потребитель потребует этого. Например, при реализации мяса и мясных продуктов на рынке это может быть ветеринарная справка. А вот непредоставление по просьбе покупателя необходимой информации о товаре, его месте происхождения, изготовителях, потребительских свойствах, гарантийных обязательствах влечет, согласно Кодексу «Об административных правонарушениях», предупреждение или штраф: на физических лиц – в размере двух, на субъектов малого предпринимательства – в размере шести, на субъектов среднего предпринимательства – в размере десяти, на субъектов крупного предпринимательства – в размере 30 месячных расчетных показателей.
Потребитель имеет право расплатиться как наличкой, так и безналичным способом. Если покупатель выявил какое-либо нарушение при реализации товара, он имеет право произвести видео-, фотофиксацию факта нарушения прав потребителей с указанием даты съемки, местоположения торговой точки. И продавец должен на камеру ответить, почему у него такое нарушение. Если он уклоняется от ответа, соответственно что-то скрывает. К примеру, нарушение правил хранения товаров, нарушение температурного режима, несоблюдение так называемого правила родства товаров, когда консервированные продукты хранятся вместе с охлажденными или замороженные вместе с копчеными. И обратиться с жалобой в департамент торговли и защиты прав потребителей – этот госорган будет считать основанием для возбуждения административного производства, применения мер реагирования. Если же было просто устное или письменное обращение по факту нарушения, госорган организует проверку торговой точки, уведомив об этом органы прокуратуры. И в случае выявления нарушения применяет меры реагирования.

Тимур КАЗИЕВ

Тимур Казиев

Специальный корреспондент

Статьи по теме

Back to top button