Круглый стол у Кота учёного
В народной библиотеке «Былина» состоялся очередной вечер Клуба любителей русской словесности. Много интересных дискуссий, встреч прошло в уютном зале.
Есть уже и постоянные члены, не пропускающие ни одной встречи. Количество их прирастает. И особенно отрадно видеть в зале и юных любителей литературы. Внуки, дети членов клуба, а потом и их друзья спешат на огонек свечи в клубе Кота ученого. Да, в этом клубе царит не просто творческая, но очень искренняя атмосфера. Есть и традиции уже свои. Председателю русского этнокультурного объединения «Былина» Андрею Кораблеву доверено право зажечь свечу. И пока горит свеча, идет разговор, в котором, по общему признанию, открываются души участников и хочется поделиться самым сокровенным. Каждая встреча в клубе не похожа одна на другую, сходство только в том, что каждая остается в памяти, что принесла новые знания и новые ощущения
Вот и сегодня Кот ученый остался доволен предложенной программой. Зоркий его взгляд уловил произведения известного юриста Александра Звягинцева, публициста Захара Прилепина и целый веер книг и снимков Высоцкого и книг о нем – понятно, только на днях отмечался день рождения этого человека, который и творил, и жил на разрыв аорты.
Все, о ком сегодня пойдет разговор — люди интересных биографий и разносторонних направлений деятельности. Литературная карьера Захара Прилепина берет отсчет с начала 2000-х. Его первые произведения были опубликованы в 2003 году в газете «День литературы», а проза печаталась в периодической печати – в газетах и журналах.
Первые произведения Прилепина были опубликованы в 2003 году в газете «День литературы». Позже его произведения печатались в разных газетах, в том числе и в «Литературной газете», а также в журналах «Дружба народов», «Роман-газета», «Новый мир». Его произведения издавались на многих языках. В октябре 2014 года, по данным журнала «Русский репортер», Прилепин вошёл в число «100 выдающихся людей года» в России. В апреле 2015 года его роман «Обитель» (2014) возглавил рейтинг самых продаваемых книг России, а по результатам 2015 года стал самой читаемой книгой в библиотеках Москвы. В 2015 и 2016 годах Прилепин входил в тройку «Писателей года в России». А по итогам 2017 года занял первое место рейтинга, разделив его с Дарьей Донцовой. Также он стал самым упоминаемым в российских СМИ литератором.
Сегодня обсуждалась его книга «Собаки и другие люди». Заинтересовались ею благодаря возросшей популярности в интернете и активной презентации на канале в дзене у автора. Прекрасное оформление, нежные акварельные иллюстрации. Очень объёмный язык повествования. Так, без какого бы то ни было напряжения, видишь прямо перед глазами всё, что описывается ярко, выпукло, в цвете. Будто ты сам переносишься в эти события, места. Очень понравился самый первый рассказ (про сенбернара Шмеля и Новый год) — он самый лучший в этой книге, вселяющий надежду на светлое будущее. Остальные рассказы уже не такие позитивные: у многих животных в книге проблемы со здоровьем. (Тут вина разводчиков, людей без образования, у которых семья Захара взяла их щенками). Возмущение вызывают факты битья собак при дрессировке и кинологии. Отдельное слово нужно сказать о героях — жителях деревни. Много от чего прямо хочется убежать, как браконьер-сосед, который потравил собаку Захара мышьяком, соседи, козу которых задушила собака. Есть какое-то отчаяние от какого-то странного отношения между животными и людьми… и между людьми тоже. Вот же у Шукшина тоже какие-то чудаки. Но с какой любовью они описаны, а тут — очень грустно констатировать такое противостояние. Самый приятный персонаж здесь Лес (именно лес с большой буквы), который является как бы сценой данного произведения. Герои часто гуляют в лесу, наслаждаются его красотой. Но сами не становятся дружнее и добрее. А ведь главная мысль автора и сводится к тому, чтобы мы жили окружении близких, любимых и преданных людей. И в мире с другими представителями этого мира.
Нюрнбергский международный военный трибунал быстро – и не напрасно – окрестили «процессом века». Книга известного юриста и историка А.Г. Звягинцева – самое полное и всестороннее исследование этого процесса. Книга основана на редких архивных документах, малодоступных источниках, новейших исследованиях, а также воспоминаниях современников и непосредственных участников тех событий.
Решения Нюрнбергского трибунала не только подвели черту под преступлениями нацистов в ходе Второй мировой войны и дали оценку нацизму и фашизму как системе. Оценки трибунала самым серьезным образом повлияли на всю систему международного права и послевоенных международных отношений. Сегодня, когда международная агрессия – тягчайшее преступление по определению Нюрнбергского трибунала – становится едва ли не обыденным явлением, работа А.Г. Звягинцева актуальна как никогда. Его труд – это полноценное историческое исследование, тут приведена такая масса документов, подробностей о преступлениях фашистов, что чтение поверхностным и легким никак не назовешь. О необходимости такого процесса заявляли многие страны, представители общественности, и не случайно, что к нему затем присоединились еще 19 государств.
Невозможно читать многие выдержки. Например: «Среди солдат и офицеров гитлеровской армии процветает мародерство. С наступлением зимних холодов мародерство стало принимать массовый характер, причем гитлеровские разбойники в погоне за теплыми вещами не считаются ни с чем. Они не только сдирают теплую одежду и обувь с убитых советских бойцов, но снимают буквально все теплые вещи – валенки, сапоги, носки, фуфайки, телогрейки, ушанки – с раненых бойцов, раздевая их догола и напяливая на себя все, включая до теплых женских вещей, снятых с раненых и убитых медицинских сестер.
И опровергается мнение, что только над советскими солдатами и военнопленными так издевались. Документы свидетельствуют о страшных зверствах и преступлениях и по отношению к солдатам союзнических стран.… И очень жаль, что они не признают всех этих фактов, стараясь всячески принизить значение Великой Победы советского народа. И не думая, что вдруг снова над ними грянет гром?»
Чтобы не могло такое повториться, нужно внимательно изучать, делать верные выводы. И книга Александра Звягинцева, очень эффективное наглядное пособие.
О Владимире Высоцком, казалось бы, мы знаем уже всё. Но все-таки есть еще и детали, и факты, далеко не всем известные. Не случайно ведущая Наталья Ковалева подобрала такие великолепные книги, которые помогут нам лучше проникнуться отношениями его с коллегами, родными, зрителями и т.п. Какой он был друг — это знают все. Но насколько же лучше это понимаешь, когда вспоминают знавшие его. «Больше такого нет» озаглавила свои воспоминания народная артистка Людмила Гурченко. Не претендуя, как она говорит, на близость и дружбу с Володей, и так вокруг появилось столько «друзей», что удивительно, когда он только мог работать по столько часов в день, она вспоминает о том, как во время немногих встреч с ним поразили его человечность, его скромность. И особенно потряс ее случай, когда он заявился к ней домой, узнав о ее очень серьезной травме. И не напоминая о ее беде, просто пел песни, подыгрывая на гитаре. И было так поздно, они с мужем тревожились, что могут возмутиться соседи. Но оказалось, что все окна были открыты и все с удовольствием слушали этот благотворительный концерт. Режиссер Станислав Говорухин с огромной нежностью рассказывает о нем, о том, каким верным человеком был, как работал, не считаясь с трудностями, и говорит, что гордится тем, что его свела судьба с Володей и на первой картине, и на «Место встречи изменить нельзя», тут, конечно, нужно спасибо сказать великому режиссеру за то, сколько он сделал для Высоцкого. «Вертикаль» – это первый фильм, где звучали Володины песни (до этого его переозвучивали, даже текст, например, в «Стряпухе» читал другой актер). Сколько воевал он за утверждение Володи на главную роль. И сколько благодаря ему мы узнали новых подробностей, о встречах с Булатом Окуджавой, которого Высоцкий боготворил. Об этом Говорухин тоже объяснил по-своему: «Володя бы все равно запел, просто Булат указал ему верный путь». Режиссер Петр Тодоровский поражался чутью, интуиции Володи, который родившийся в 1930 году до самой глубины сердца ощущал фронтовков, их мысли, чувства. Потому и его песни так любили. Петр Ефимович рассказал, как однажды по причине плохой погоды они сидели с Высоцким в палатке, и тот стал петь только что написанную им песню, попросив Тодоровского подыграть, так как у него руки были заняты. Тот хорошо знал его тональность и все аккорды и подыграл. А заглянувшие к ним вечером студийцы записали песню с радостью, так как собирали все песни Высоцкого. А через полтора месяца, находясь в Нижнем Тагиле, он услышал эту песню в кабинете директора кинотеатра.
Еще много искренних, добрых, профессиональных воспоминаний порадовали нас всех искренней любовью к Володе. Этим добрым сюрпризом оказался для нас сборник «Я, конечно, вернусь», изданный в Москве в 1987 году. Тут и многие произведения Высоцкого, и воспоминания о нем оформлены в виде кассеты. Ибо именно кассеты позволили множеству народа приобщиться к этому Таланту.
А вот на один вопрос не многие знали ответ. Оказывается, у Владимира Семеновича есть и прозаическое произведение — это книга «Черная свеча», он писал ее в соавторстве с Леонидом Манчинским, которому и пришлось ее завершить, когда не стало Высоцкого. Ее можно приобрести в книжных магазинах.
Еще интересные факты выявились в ходе викторины, участники которой активно отвечали на вопросы. К примеру, на вопрос о том, когда был поэт в Казахстане, нашлось сразу два ответа. Зинаида Ивановна Акунькина была на концерте Высоцкого в Усть-Каменогорском строительном институте в 1970 году. Мы не уступили первенства, у нас он был в 1963-м.
В завершение вечера самым активным участникам викторины преподнесены интересные литературные новики, а всем по кругу — карандаши, увенчанные Котом — благословение на написание собственных произведений. По традиции прозвучали и стихи наших поэтов – Надежды Эксузьян и Нины Рядинской.
Любовь МОНАСТЫРСКАЯ