На примере одного объекта мы хотим показать, что бизнес должен нести определенную ответственность. В центре села Курмангазы Курмангазинского района – прямо по соседству с райакиматом, между двумя школами стоит бесхозный аварийный кинотеатр. Когда-то это было очень популярное во всем районе место. Малыши бегали сюда на мультики, вечерами взрослые смотрели кино. Было это в советское время, а в 90-е годы, когда повсеместно шла приватизация, кинотеатр продали, и владелец объекта никак его не использовал. В таком бесхозном состоянии этот объект культуры стоит уже десятки лет. Сельчане рассказывают, что здание построено на месте бывшего кладбища. И этот дом в народе теперь называют Дом монстров. Бесхозный объект сильно портит вид всего райцентра, так как построен на некоей возвышенности, и заброшенное здание видно издалека.
Райакимат как бы ни при чем, владение-то частное. Как сообщил нам аким Курмангазинского района Марат Мурзиев, из года в год владельцу объекта – частному предпринимателю Нурлану Ахметову – акиматом направляется письмо с просьбой принять меры насчет старого кинотеатра – реконструировать, модернизировать или снести в конце концов. Однако, как видим, результатов нет. Индивидуальный предприниматель ссылается на отсутствие денег. При этом вариант возвращения культурного объекта обратно на баланс акимата или хотя бы сноса старого здания он не рассматривает. Так и стоит этот кинотеатр всеми забытый, аварийный, представляющий настоящую угрозу жизни сельчан. Проникнуть туда детям не составляет труда – наспех заколоченные окна и двери быстро ломаются. Время от времени, в зависимости от сезона, на этом объекте обитают маргинальные личности. В общем, здание очень опасно.
Как вы помните, в октябре 2021 года в огне погибли трое детей села Ортакшил Махамбетского района. Малолетние ребята пробрались в стог сена и решили поиграть со спичками. И никто не гарантирует, что курмангазинская малышня, однажды оказавшись в заброшенном кинотеатре, не повторит судьбу несчастных детей.
Найти пути решения этого вопроса оказалось не так-то и просто. Для начала мы решили обратиться в управление по контролю за использованием и охраной земель. Руководитель ведомства Гульзия Курманова пояснила, что их управление в ответе только за земельные участки, а если на нем что-то было построено, значит надо обратиться в государственный архитектурно-строительный контроль. Но ответ руководителя данного управления Ерлана Кабдинова нас не обрадовал – они ведут мониторинг строящихся или модернизирующихся объектов, чтобы они соответствовали нормативам.
– Поскольку объект уже построен когда-то, и владелец получил документ, то вопрос можно адресовать только хозяину, – ответил руководитель ГАСК.
Предприниматель Нурлан Ахметов никаких мер не предпринимает, как это ни звучит парадоксально. Средств у него нет, планы на кинотеатр так и остались планами.
Обращение в Атырауский филиал Национальной палаты предпринимателей «Атамекен» тоже не дало результата. Как прокомментировала пресс-секретарь Палаты Асель Туякбаева, основная их задача – это защита и поддержка бизнеса. Об ответственности предпринимателей тут речь не идет. При этом они могут помочь ИП или ТОО с деньгами, чтобы он смог преодолеть сложности. Но в данном случае по кинотеатру в селе Курмангазы нет никакого решения, поскольку сам Нурлан Ахметов не обращался в Палату.
В поисках ответа – как быть, если десятки лет приватизированное здание стоит бесхозным, опасно для окружающих, предприниматель бездействует, а рычагов давления на него нет – мы обратились в прокуратуру Атырауской области. Оказалось, что данный правоохранительный орган может принять какие-либо меры, если есть угроза необратимых последствий для жизни и здоровья людей, а также безопасности страны.
«Указанная категория обращений рассматривается прокурорами лишь в случаях нарушения законности, наличия конфликта интересов» – написал в ответном письме заместитель прокурора Атырауской области Абзал Гилим, направив наше обращение в управление предпринимательства и индустриально-инновационного развития.
Руководитель данного ведомства Каныш Мамбетов пишет нам в ответ, что если это частные владения, то Конституция защищает права собственности на его имущество.
«Местные исполнительные органы имеют право вносить предложения об улучшении архитектурного облика имущества, которые носят лишь рекомендательный характер».
В общем, все сводится к тому, что у предпринимателей нет никаких обязательств, зато они защищены со всех сторон, имеют льготы, гранты и кредиты, «зеленый коридор», определенную поддержку со стороны государства. Плюс к тому в стране до сих пор действует мораторий на проверку малого и среднего бизнеса. Понимая это, предприниматели нередко просто злоупотребляют таким положением. Просят защитить, порой даже требуют, и все только в один адрес, взаимного отношения у них нет.
Рафхат Бозбалиев буквально несколько дней назад был назначен председателем Союза предпринимателей и работодателей Атырауской области. Конечно же, по роду своей деятельности он поддерживает позицию предпринимателей, но согласен с тем, что должна быть взаимная отдача. Иначе это будет игра в одни ворота, и при таких отношениях мы наломаем дров и зайдем в тупик.
– Согласно Закону РК «О реабилитации и банкротстве» одним из оснований для возбуждения судом производства по делу о банкротстве является заявление должника, – говорит Рафхат Бозбалиев. – В этом случае долги банкрота списывают, и акимат сможет вновь выставить на торги имущество или вернуть в собственность местных исполнительных органов. Однако не каждый индивидуальный предприниматель или юридическое лицо может заявить о своем банкротстве. Поэтому, как вы знаете, сейчас Правительство разрабатывает проект о банкротстве физических лиц. Нам нужен такой же проект о банкротстве юридических лиц. Тогда у акимата появится дополнительный механизм мер, которые можно направить на бездействующих предпринимателей.
– Никто не знает, когда появится такой законопроект, а заброшенный кинотеатр таит в себе опасность. Не сегодня-завтра может случиться беда. Что делать?
– Акимат не должен просто письма писать, лучше пригласить предпринимателя за стол переговоров, предложить свои варианты, пойти на компромисс в конце концов. Например, предложить другой участок в обмен на этот, помочь со сносом, помочь ему продать бездействующий объект. Тем более, если он расположен в самом центре на виду у всех. Переговоры должны быть не для отчета, мол, видите, акимат принимает меры, а именно на результат. Надо прийти к какому-то соглашению, в этом и заключается работа акимата. Хорошие, результативные переговоры – это большой успех в любом деле, а потом речь уже будет идти об исполнении.
P.S. Вниманию акимата г. Атырау! И у нас в городе немало бездействующих объектов, которые не просто портят вид областного центра, а постепенно превращаются в заброшенные здания, которыое со временем, если не принять меры, станут аварийными и опасными.
Одно из них – гостиница «Ақжайық», пустующая после сильного пожара в 2018 году. В данное время объект никем не охраняется, постепенно разрушается после пожара, стекла когда-то фешенебельных ресторанов и элитных бутиков выбиты. Вокруг гостиницы копится мусор. А ведь когда-то это был самый красивый и высотный объект нашего города.
Марина КУАНЫШЕВА,
фото автора