Новости

Как догнать море

Государство выделяет миллиарды тенге на дноуглубительные работы, но ситуация с водоемами Прикаспия, которые испаряются буквально на глазах, не меняется. Существующая проблема грозит превратиться в экологическую катастрофу со всеми вытекающими отсюда последствиями.

В Атырауском областном филиале Народной партии Казахстан под председательством Балжан Досмухамбетовой состоялся круглый стол на тему дноуглубительных работ на реках Урал и Кигач. В важном разговоре принимали участие представители различных партий, эксперты экологии, депутаты, члены Регионального общественного совета. Если дноуглубительные работы ведутся, то почему результаты не впечатляют и вызывают вопросы? Имеется ли научное обоснование проекта таких работ? Выяснились неожиданные моменты, на которые отреагировали участники круглого стола.     

Дноуглубительные работы, выполняемые подрядной компанией АО «Павлодарский речной порт», состоят из двух этапов. На первом этапе – 2017-2020 годы на Урале в районе села Еркинкала, а именно на судоходном канале протяженностью 23,5 км проведено дноуглубление, и построен новый канал длиной 17 км. Стоимость данных работ составила 2,1 млрд тенге. Второй этап проекта рассчитан на 2022-2024 годы – дноуглубительные работы на Урале протяженностью 51,5 км по каналам Зарослый, Приморский, третьему и шестому протокам. Цена таких работ – 65 млрд тенге.

Уйти на дно

Руководитель проекта дноуглубительных работ подрядной организации Дидар Алипов рассказал, что по проекту в рамках проводимой работы должны были выйти к Каспийскому морю.

– Сначала наши проекты проходили по реке Урал возле поселка Индер, в дальнейшем все переместилось в устье бассейнов таких рек, как Кигач и Урал. С 2018 по 2021 годы нами был завершен проект по первому этапу дноуглубительных работ. На данном этапе у нас разрабатывается второй проект, и это тоже по реке Кигач, протяженность этих каналов, а всего их девять, 99 километров, они имеют входы с рек Кигач  и Шароновка и опять-таки впадают в Кигач с выходом в море. Там есть населенные пункты Сафоновка, Утеры, Котяевка, и сейчас ведутся дноуглубительные работы вокруг этих поселков.  Цель проекта – повышение водности, вода сохраняется круглый год, а раньше было половодье, то есть вода разливалась и вся спускалась в море, поэтому там все засыхало. Теперь каналы расширили, мы по руслу канала копаем, ширину делаем – 20 и 44 метра, а объемы вывозимого грунта, снимаемого слоя со дна – где-то полтора-два метра, глубина канала получается 2-2,5 метра. Вода в этих водоемах остается, она соединяется с основными реками, протоками. Это способствует мелиорации. Тем самым три условия соблюдаем – у жителей есть доступ к воде, для сельскохозяйственных работ и для пополнения рыбных запасов, – поставил в известность Дидар Алипов.

Время не на руку

Есть второй проект по Уралу. На данный момент общая протяженность выполняемых работ АО «Павлодарский речной порт» составляет 52 км по  четырем каналам – Зарослый (протяженность 26 км), Приморский (19 км), Ерик (3 км 460 м) и еще один канал протяженностью 3 км 500 м.

– Все эти каналы берут свое начала от реки Урал, и по идее они должны впадать в Каспийское море. Однако есть загвоздка. Так как Каспий из года в год отступает, получается, что проект разрабатывается в одно время, когда уровень Каспия на определенном месте, а через несколько лет, когда начинают и заканчивают работать, он отступает дальше.

– Когда проекты у нас разрабатывались, потом проходили государственную экспертизу, после этого разыгрывались тендеры, как вы знаете, все проходит два-три года, иногда и больше, за это время Каспий ушел с той намеченной точки, где должна была заканчиваться работа по дноуглублению каналов, тогда там было море. На данный момент море отступило, и в некоторых местах даже на шесть километров, – обратил внимание руководитель проекта. – В прошлую пятницу (1 декабря – Прим. ред.) приезжал министр водных ресурсов и ирригации Нуржан Нуржигитов, в стране, как известно, создано новое министерство. Он вместе с нами побывал в устье реки Урал, министр увидел всю обстановку. Если сгонные явления происходят, то там остается просто земля. С Урала вода вытекает, малый поток, ширина невелика, глубины там вообще нет, 20-30 сантиметров. Также ездили с ним на проект Кигача, составляющий 99 км, та же ситуация. Показали нашу технику, в основном у нас землесосные снаряды, и экскаваторы работают на объектах. Показали будущие проекты, которые планируется делать по Кигачу. Там Новинский и Жилокосинский каналы. Обмеление – большое бедствие для населения, так как 80 процентов населения Кигача – рыбаки, там много рыбных кооперативов. Соответственно, если мало воды, значит, мало рыбы, люди не могут работать. Они не могут везти улов на лодках, чуть ли не пешком рыбу несут.

Как объяснил Д. Алипов, на каждом канале предусмотрены дноуглубительные работы длиной 50 км. Министру все это было доложено, и он дал задание представителю акимата срочно разработать проект и выделить финансирование.

Государственные деньги уходят в песок?

Между тем модератор Балжан Досмухамбетова обратила внимание на эффект выделяемых государством миллиардов тенге.

– Вы говорите, что четыре ерика до моря не дойдут, а вы же один тендер выиграли на определенную сумму на определенные виды работ, и у вас была конечная цель. Какой эффект от осваиваемых денег? Мы знаем, что проблема есть, обмеление не только на 6 км, где-то уже море отступило и на 15-20 км, в Исатайском районе такая ситуация, – поинтересовалась Балжан Ибатовна.

Дидар Алипов снова повторил, что сначала делается проект, а когда его делали, море находилось в одной точке, все это пока утвердилось и в прошлом году пошло в реализацию, уже все – на него деньги выделены.

– Мы этот проект должны отработать, являемся всего лишь исполнителями, мы – не проектанты. Но видим, как и главные заказчики из управления строительства, что водность увеличится, и вода в каналах останется, но теперь уже нужно будет догонять море, а для этого следует составлять новый проект, о чем собственно и говорил министр, – ответил Дидар Алипов.

Участники круглого стола – депутат городского маслихата Руслан Кумискалиев, эксперт, ранее заведующая лабораторией в ведомстве экологии Галия Умбеталиева, председатель первичной партийной организации по Истайскому району Сериккали Аубекеров и другие – высказали свои мнения и предложения.

Кандидата технических наук Марата Жолумбаева тоже интересовали результаты проводимых дноуглубительных работ.

– Кто автор проекта дноуглубительных работ и кто проводил его экспертизу? А утвердил? Каспий уходит. Почему? Это – проблема Прикаспийских стран. Нужен анализ, куда уходит вода. Мы же добываем нефть, газ, опустошаем недра, но пустоты должны заполняться, это называется поддержание пластового давления, иначе становится как вакуум, заберет то, что вокруг есть. Вопрос большой. Сначала надо решить проблему, а потом заниматься этими проектами, – считает Марат Жолумбаев. И, обращаясь к Дидару Алипову, сказал, что дноуглубительные работы хотя и являются таковыми, это не самое главное в решении проблемы, существуют многие факторы, влияющие на сложившуюся ситуацию с обмелением водоемов.

В чем причина?

На круглом столе, проходившем интересно и живо, подчас даже эмоционально, приняли рекомендации о необходимости создания Атырауского филиала научно-исследовательского центра, который будет работать в Актау. Эксперты выступили за то, чтобы филиал этого центра был в Атырау, поскольку здесь реки и тоже есть море. Теперь перед тем, как начать дноуглубительные работы, сначала надо проводить исследование, изыскание, почему Каспий и Урал сохнут. Члены общественного совета Атырауской области, принимавшие участие в разговоре, предложили  рассмотреть программу, исследование, ПСД, если это есть, уже на общественном совете. Если представитель Павлодарского речного порта говорит о необходимости финансирования, то сначала нужно убедиться, нужны ли эти деньги, зачем конкретно они нужны, и только после этого принимать решение по выделению бюджетных средств из республиканского и местного бюджетов.

– Лишь по заключениям специалистов должна готовиться проектно-сметная документация, а пока дноуглубительные работы у нас проводятся в темную – государственные деньги уходят в песок, – считают многие участники круглого стола.

Другое предложение – создать машинно-мелиоративную станцию. Раньше в регионе была своя ММС дноуглубительная база.

Кроме того, на межправительственном уровне провести исследование проблемы совместно со всеми Прикаспийскими странами.

По мнению председателя филиала Народной партии Казахстана Балжан Досмухамбетовой, значительным моментом является то, что в стране уже созданы научно-исследовательский центр и Министерство водных ресурсов и ирригации, то есть, наконец, появились компетентные органы. В ближайшее время необходимо вернуться к разговору о судьбе Каспия с экспертами России и Казахстана уже под эгидой министерства.

Протокол о проведении круглого стола с обозначенными рекомендациями будет отправлен в Министерство водных ресурсов и ирригации, руководителю фракции партии, в комитет по экологии Мажилиса Парламента РК.

Светлана НОВАК

Фото автора   

Administrator

Администратор сайта

Статьи по теме

Back to top button