Что с республиканскими трассами не так?

В Атырауской области с рабочим визитом побывал председатель Республиканского совета по противодействию коррупции при партии «AMANAT» Ерлан Саиров и провел выездное заседание совета.
От партии ничего не скроешь
Одним из приоритетных пунктов этого заседания было ознакомление с дорожно-строительными работами, идущими на трассах республиканского значения Атырау — Актау и Атырау — граница РФ. В заседании принял участие довольно широкий круг должностных лиц. Это заместитель председателя АО «НК КазАвтоЖол» Дархан Саканов, секретарь совета и директор департамента партийного контроля центрального аппарата партии «AMANAT» Даурен Бижуманов, заместитель акима области Кайрат Нуртаев, председатель областного филиала партии «AMANAT» Абдулла Идресов, руководитель регионального филиала АО «НК «КазАвтоЖол» Серик Керимкулов, депутат областного маслихата Арман Хайруллин и представители подрядных организаций. Одним из важных и актуальных вопросов в Атырауском регионе в числе других является строительство дорог. Выезд и ознакомление с дорожными проектами состоялись в рамках мониторинга работ, выполняемых АО «НК «Казавтожол» и его подрядными организациями, а также для рассмотрения жалоб жителей области по темпам и качеству выполнения среднего ремонта республиканской автодороги «Доссор – Кульсары – Актау» и ход реконструкции автодороги «Атырау – Астрахань», а также для обсуждения путей ее решения. На сегодня эти два важных для транспортной инфраструктуры региона проекта вызывают среди жителей региона общественный резонанс.
До Кульсары с ветерком, но летом
Ерлана Саирова ознакомили с ходом работ по среднему ремонту, производимому на участках дороги «Доссор – Кульсары». На ней требуется отремонтировать 66 км дорожного покрытия. Тендер на выполнение дорожных работ по этой дороге выиграло ТОО «Бірлік Жол Строй» на срок – май 2024 г. – октябрь 2025 год. На участке 3-36 км этой дороги генподрядная организация — ТОО «Бірлік Жол Строй» — осенью прошлого года из 15 км этой дороги сняло 7-8 км дорожного покрытия для обновления, но из-за погодных условий и некоторых других причин не уложилось в сроки и асфальт не положило, из-за чего образовались допонительно ямы и колдобины. В результате планировавшееся на декабрь ушедшего года завершение среднего ремонта участка было сорвано, конечно же, это вызвало возмущение жителей региона. В социальных сетях до сих пор публикуются видео с поломками машин, люди завалили жалобами акиматы и партию «AMANAT» с требованиями компенсации за полученный ущерб.
Как сказал председатель республиканского антикоррупционного совета при партии «AMANAT» Ерлан Саиров, жалобы жителей области были рассмотрены и госорганам даны поручения.
– Была, в принципе, нормальная дорога, которой пользовались жители. Однако подрядчик, желая освоить бюджетные средства, порушил ее для переделки, но не довел работы до конца. В результате буквально на ровном месте создали людям проблему. Естественно, участились поломки автомашин, вызвав волну негативных эмоций. На наш взгляд, в первую очередь, это вина подрядной компании. Также получили выговоры руководители Министерства транспорта и «КазАвтоЖола». Поэтому мы и прибыли сюда, чтобы на месте ознакомиться с возникшей проблемой, ответить на вопросы, принять меры, чтобы впредь подобное не возникало, – обратился к участникам выездного заседания Е. Саиров.
Оно, кстати, состоялось на 57 километре вышеназванной автотрассы. Как разъяснил директор компании «Бірлік Жол Строй» Канышбек Шакарбаев, работы затянулись из-за задержек поставок инертных материалов из Актюбинской области и нехватки необходимого объема битума в прошлом году. Он признался, что прежняя команда дорожных строителей, поспешившая удалить на довольно протяженном расстоянии прежний асфальт до прибытия новой партии стройматериалов, была уволена с работы. На ее место взяли других более квалифицированных специалистов. Ремонтные работы стартовали в августе-сентябре прошлого года, но зимой были приостановлены из-за погодных условий, а 24 марта 2025 года возобновились. На сегодня заготовлено 10 тысяч тонн инертных материалов, из Костаная привезен и смонтирован новый мобильный асфальтобетонный завод. Как заверил Канышбек Шакарбаев, этот отрезок будет отремонтирован к началу июня текущего года. Теперь не будут снимать верхний слой асфальта на протяженных участках, а будут ограничиваться отрезками, которые можно заасфальтировать в течение двух-трех дней. До августа в планах провести ШПО (шероховато-поверхностную обработку) этой дороги. Это технологический процесс устройства на дорожных покрытиях защитного верхнего слоя от непосредственного воздействия колес транспортных средств и погодно-климатических факторов. И в финальной части — в сентябре — планируется нанести дорожную разметку и сдать данный объект.
Сейчас рабочая сила и техника компании ударными темпами асфальтируют 4,5 км участка дороги из 7-8 км ранее вскрытых для покрытия нового асфальта. Работы намечалось начать в начале марта, но так как земля была еще влажной и до конца невысохшей, пришлось подождать. На данный момент погода и темпы работ вселяют уверенность, что они завершатся в намеченные сроки. Общая стоимость данного контракта — 1,3 млрд тенге.
Средний ремонт автомобильной дороги А-33 «Доссор — Кульсары — Бейнеу — Шетпе – Жетыбай» до города Актау будет выполняться и на других участках. На территориии Жылыйского района это около 110 километров. Генеральный подрядчик работ по этим участкам — известная нам по реконструкции астраханской дороги турецкая дорожная компания ТОО «СП «Сине Мидас Строй», общая стоимость работ составляет 5,6 млрд тенге. Срок работ: 1 марта – 31 сентября 2025 года.
В целом осенью 2025 года подрядчики должны отремонтировать и сдать в эксплуатацию дорогу от поселка Доссор до границы с Мангистауской областью.
На очереди уральская дорога
Ерлан Саиров отметил, что подрядные организации не должны осложнять жизнь граждан в виде поломки машин, а, наоборот, создавать условия для нормальной жизни. И попросил руководителей областного филиала партии «AMANAT» и депутатов облмаслихата от партии организовать посты партийного контроля для отслеживания темпов и качества выполнения дорожных работ с привлечением специалистов соответствующих госорганов, таких как, например, Национального центра качества дорожных активов. Он призвал и «КазАвтоЖол», и подрядчиков, и партийцев не доводить ситуации до точки кипения, а своевременно отслеживать и принимать четкие и конкретные решения для разрешения кризисных ситуаций.
В ходе этого заседания были подняты вопросы и по другим дорожным проектам. В частности, о планах и мероприятиях по переводу дороги «Атырау — Доссор» в первую категорию, сделав ее четырехполосной, то есть после реконструкции она станет автобаном. Идет работа по разработке ТЭО этой дороги. Депутат областного маслихата Арман Хайруллин подчеркнул необходимость разработки проекта по реконструкции дороги от Доссора до Кульсары и далее в Мангистаускую область, превратив ее полностью в автобан, отметив, что эта дорога имеет международное значение. В свою очередь, Ерлан Саиров поддержал озвученную идею. Заместитель председателя АО «НК КазАвтоЖол» Дархан Саканов ответил, что пока такие конкретные планы не рассматривались, отметив что на данный момент у «КазАвтоЖола» голова болит по поводу своевременного и качественного среднего ремонта на дорогах республиканского значения в Атырауской области общей протяженнстью 263 км. По информации Дархана Саканова, аналогичный средний ремонт ожидается выполнить и на изношенной республиканской автотрассе Атырау — Уральск длиной в 100 км. Для этого сейчас изыскиваются финансовые средства.
Собравшиеся также ознакомились и с другими дорожными проектами: Мукур – Кульсары (135 км) и Махамбет – Хамит Ергалиев (45 км). В частности, руководитель регионального филиала АО «НК «КазАвтоЖол» Серик Керимкулов рассказал, что ведется средний ремонт бывшей дороги областного значения, теперь называющейся республиканской трассой Р-33 – Мукур – Кульсары. Генподрядчик работ всех трех участков — ТОО «Атырауинжстрой-АИС». Дорожно-ремонтные работы на вышеназванных участках начались в сентябре-ноябре 2024 года. И по планам должны завершиться в декабре 2025 года. Тендер на средний ремонт четвертого 93-километрового участка выиграло ТОО «СП «Сине Мидас Строй», срок — май 2025 г. – декабрь 2027 г. С окончанием этой трассы путь из Мангистау до Актюбе через Жылыойский район, и не будет нужды доезжать до пос. Доссор для выезда на актюбинскую трассу.
Астраханская: финальный «марафет» и сдача
Что же касается республиканской дороги Р-40 «Махамбет – Хамит Ергалиев», связывающей уральскую и астраханскую трассы, то, по словам заместителя председателя АО «НК КазАвтоЖол» Дархана Саканова, два участка, в совокупности более 20 км, фактически прошли средний ремонт, выполненный также СП «Сине Мидас Строй». На этой дороге идет завершающий этап работы.
Касательно астраханской трассы, как сообщил директор областного филиала АО «НК «КазАвтоЖол» Серик Керимкулов, в 2025 году планируется полный ввод трассы в эксплуатацию. Осталось завершить работы по укреплению обочин, съездов с дороги, благоустройству, расширению тормозных полос. Также предстоить доделать мост Байшаха через речку Баксай (Исатайский район). Кроме того, нужно построить объездную дорогу «Аккистау – Тущыкудык», которая нужна для проезда транзитных большегрузных фур, здесь также будет с сооружен путепровод через железную дорогу. Ее будет строить итальянская компания «Тодини Коструциони Дженерали С.п.А». Жители с. Аккистау уже обращались к подрядчику, АО «НК «КазАвтоЖол» и акимату области с требованием ускорить работы по строительству объездной дороги, потому как поток большегрузных фур через центральную дорогу с. Аккистау возрастает, создавая неудобства и дискомфорт для селян. По словам Серика Керимкулова, на этом объекте на 90% завершены земляные работы. Теперь нужно построить путепровод через ж/д пути и два небольших моста. Дорожники говорят, что до конца года управятся с этими работами. По просьбе жителей Аккистау астраханскую двухполосную дорогу, которая проходит внутри районного центра Исатая, переделали на четырехполосную.
Тимур КАЗИЕВ