Внутреннее чутьё мастера
Яркие красивые подушки, корпе, кудагай сумки, одеяла, салфетки, выполненные в национальном казахском стиле техникой пэчворк, шьет атырауская мастерица Онайша Карашева.
Впервые изделия местной рукодельницы мы заприметили во время празднования Наурыз мейрамы. Они украшали юрту, которую установили у музыкального колледжа им. Д. Нурпеисовой. Работы мастера лоскутного шитья – старшего преподавателя вышеназванного колледжа Онайши Карашевой – привлекли нас своим необычным орнаментом, удачным сочетанием цветов и национальным колоритом, что говорило о хорошем вкусе швеи.
– Лоскутным шитьем я занимаюсь всего два с половиной года, но шить любила всегда, – рассказывает о себе наша собеседница. – По молодости все наряды я шила себе сама, потом как-то все это забросила. А два года тому назад снова села за швейную машинку.
Вспомнить о забытом хобби ее заставило рождение внучки. У новоиспеченной аже вдруг появилось сильное желание сшить приданое для новорожденной своими руками: она уверена, изделия, сшитые руками любящей бабушки, обладают особой энергетикой.
Недолго думая, Онайша купила швейную машинку, материал и стала шить для девочки корпе, подушку и одеяльце. Но готовым изделиям не хватало украшений – орнамента в национальном стиле, и она пошла на рынок за фурнитурой.
– Честно сказать, я давно не посещала места, где торгуют подобным товаром. Да и раньше как-то особо не увлекалась орнаментами, но когда я увидела богатый выбор лент, пайеток, бусинок и трафаретов различных конфигураций, у меня внутри что-то екнуло, и в душе загорелось желание творить.
Недаром говорят, что для творческого человека очень важно вдохновение. Преподаватель музыки сравнила свое хобби с деятельностью композитора, сочиняющего мелодию, или художника, создающего полотна.
– И в том, и в другом деле нужно не просто уметь работать руками, а думать, создавать, дать смысл мелкой детали. Например, как мелодия или написанный холст, передающие мысли и чувства создателя. В творчестве важен свой почерк, раскрытие темы. Так и здесь. Без желания и вдохновения ничего не получится, – уверена мастерица.
Полмиллиона за урок
Обеспечив приданым внучку, Онайша всерьез заинтересовалась кұрақ көрпе. Сначала шила для дома, полностью обновила корпе и подушки в доме дочери, а позже стала брать уроки у известных мастеров лоскутного шитья и пэчворка.
– Я смотрела в режиме онлайн мастер-классы казахстанских, российских мастеров, даже съездила в Алматы на 10-дневный курс к Гулистан Жандоскызы, где обучилась шитью казахского орнамента. Там же я научилась шить кудагай сумки, – рассказывает мастерица.
Кроме того, она прошла обучение еще у одного популярного мастера –Гульмиры Уалихан, которая совмещает разные направления: пэчворк и лоскутное шитье. Две техники хоть и не похожи друг на друга, но очень красивые (пэчворк – разные лоскуты пришиваются к основе, а лоскутное – сшиваются между собой в определенной последовательности. Прим. авт).
– Я работаю по двум этим направлениям. Сейчас начала шить салфетки под горячее блюдо, – продолжает рассказывать собеседница (кстати, одну из них она подарила нам).
Надо отметить, что все курсы – платные, один обучающий мастер-класс может стоить до 500 тысяч тенге. За два года своего обучения Онайша достигла неплохих результатов: ее изделия – кудагай сумки – пользуются спросом: из семи осталось только две. А одна из них даже уехала в Голландию к нашей соотечественнице.
Кроме того, она выставляла свои работы и на региональной выставке местных производителей. Но гордостью самого мастера является покрывало, которое она шила в течение двух месяцев.
– Это покрывало – моя первая серьезная работа. Я корпела над ним два месяца. Здесь я использовала сложные орнаменты и много цветов. Сшито оно из дорогих тканей и фурнитуры. Размер покрывала – два на два метра, – вводит в курс дела мастер.
Демонстрируя свое изделие, Онайша показывала каждую деталь и подробно рассказывала о ней.
– Это очень трудоемкая работа. Видите, вот это сложный орнамент, он сшит из мелких деталей в 1,5 сантиметра. А вот этот орнамент состоит из девяти блоков, и каждый из них имеет свое название, играет свою определяющую роль, – объясняет рукодельница.
Процесс создания полотна включает в себя несколько этапов – подбор и сортировку материала. Лоскуты сортируют по цвету, виду и фактуре материала. Составляются схемы, эскизы изделия – это очень кропотливая и непростая работа, требующая усидчивости и внимательности.
Кстати, надо отметить, что и цветовая гамма изделия тоже имеет значение. Например, при пошиве покрывала наша героиня использовала много цветов, сочетая желтый фон с коричневыми и зелеными колорами разных оттенков – от темного до светлого. Обратная сторона изготовлена из хлопчатобумажной ткани, а внутри покрывала – тонкий утеплитель из бамбука. Мастер, у которого она училась, даже уговаривала ее отдать покрывало на международную выставку. Но Онайша отказалась. Уж очень оно ей дорого…
Узоры, приносящие радость
Беседуя с нашей героиней, я вспомнила, как моя мама, швея по профессии, тоже шила сидушки для стульев, дорожки из разноцветных кусочков ткани, оставшихся после заказов клиенток. Но о том, что эта техника называется пэчворк, лоскутное шитье или квилтинг, мама даже не догадывалась. Она, живя в селе, свое рукоделие из разноцветных треугольников просто дарила соседям.
Сегодня же, общаясь с мастером, я узнала, что это целая наука, и изделия, выполненные такой техникой, стоят немалых денег.
– Ткани для лоскутного шитья необходимо брать качественные, чтобы при стирке они не теряли вид, – продолжает рассказывать собеседница. – Для пошива корпе в основном выбирают бархат или велюр. Они очень эффектны, прочны, красивы, но с ними тяжело работать: ворс гуляет, и при соединении швов необходима гибкость рук и пальцев.
По словам Онайшы, чтобы швы не расходились, строчку выбирают мелкую, и обязательно выдерживается ширина припусков ткани. Сочетание цветов у каждого мастера тоже свое. Наша собеседница, например, заимствует цвета у природы, времен года.
– Я люблю более спокойные, мягкие тона: оттенки желтого, зеленого, морковного, золотистого. А вот сочетание черного с белым я не люблю.
Вообще, надо сказать, в каждом регионе есть свои цвета-фавориты. У нас, на западе страны, любят яркие расцветки: красный, зеленый, в современной вариации – бирюзовый и малиновый. А любители более спокойных оттенков, как наша героиня, выбирают беж и золото, их, кстати, очень часто используют при выполнении узора «версаче».
Орнаменты тоже имеют свои названия.
– Например, чаще всего используются узоры «бараний рог», «колодец-тырна», «изба бревенчатая», «гусиные лапки», – вводит в курс дела Онайша, демонстрируя орнаменты на изделиях.
И, несмотря на всю кропотливость и трудоемкость, лоскутное шитье сегодня очень популярно. Вещи, выполненные этой техникой, могут служить десятилетиями, и потому стоят такие комплекты недешево: от 20-25 тысяч и выше.
Однако наша героиня шьет в основном для сестер, родных, друзей.
– Вот сейчас готовлю приданое для племянницы: комплект из корпе и подушек с казахским орнаментом. Всегда стараюсь использовать экологически чистые ткани, например, хлопчатобумажные, бамбук.
По словам Онайшы, если будут заказы, то это тоже неплохо, ведь половину зарплаты она тратит на ткани, фурнитуру. Материал закупает не только в нашем городе, но и в Алматы, Шымкенте.
– К тому же, мне хотелось бы шить только эксклюзивные изделия. Ведь я занимаюсь этим не для того, чтобы заработать, а для души.
Сейчас Онайша на пенсии, но продолжает работать в колледже, преподает по классу кобыз, еще присматривает за внучкой. А своим любимым делом она занимается вечерами, после работы – каждый день пропадает в своей мастерской по 6-8 часов. А в выходные может просидеть за машинкой и целый день.
– Да, и глаза устают, и спина, руки, но мне мое дело приносит радость и удовольствие. А когда тебе дело по душе, ты не чувствуешь усталости, – говорит Онайша.
Анжелика КИМ