Сапожник Андрей Шевелев: «В обуви нужно знать толк!»
— Вы заходите, не стесняйтесь! – приглашает меня в свою святая святых – небольшой киоск «Ремонт обуви», расположенный недалеко от «Рахата», мастер Андрей Шевелев. Когда мне рассказали, что этот человек – дока в ремонте обуви, подумала — мало ли сегодня в Атырау сапожников?! Но, разговорившись с ним, поняла – мало. Андрей Николаевич любит свою работу, и очень переживает, когда атыраучане плохо ухаживают за обувью.
Его жизненная история может послужить примером для молодого поколения и достойна чуть большего, нежели нескольких строчек в газете. И он действительно герой в Атырау. Это не пафос: если у вас отлетит каблук или замок встанет посередине сапог, вы куда побежите (если, конечно, добежите)? Правильно, в «Ремонт обуви». Да, сейчас кто-то прочтет и ухмыльнется – какой же он герой, это его работа? Но Андрей Шевелев не просто прибивает набойки, а творчески подходит к делу.
…После получения паспорта Андрей не знал, куда пойти учиться или работать. Отец посоветовал на завод, слесарить предложил. Парень сходил, немного посмотрел на металл, на сварку и понял – не его это дело.
— Я даже не думал, что стану сапожником! – улыбается Андрей Шевелев. – Искал везде работу и наткнулся на фабрику индподшива и ремонта обуви, что тогда располагалась по ул. Московской (ныне ул. Досмухамедова). Стал учеником обувщика. Нынче, кстати, на мастеров-обувщиков, к сожалению, не учат. Имею в виду так массово. Моим учителем и наставником был Амантай Имангалиев. Я и сейчас порой звоню ему, советуюсь.
Мы сидим у Андрея Николаевича, и я понимаю, что это действительно человек, любящий работу. В его мастерской всё чисто, плакаты висят, так сказать, позитивно-нравоучительные. Например, слова Омара Хайяма «Других не зли, и сам не злись, мы — гости в этом бренном мире, и если что не так — смирись, будь умнее – улыбнись!» висят прямо в центре:
— Ну, это чтоб клиенту не было скучно, — объясняет, замечая мой взгляд Шевелев.
— А что, были клиенты, из-за которых приходилось злиться?
— Скорее, я негодовал, а потом смеялся. Например, бывало, что люди сами ботинки свои дома отремонтировали, а после принесли, да еще и пряча глаза. Но я добрый, я переделывал, без споров.
— Портрет Ленина тоже для мотивации повесили? – замечаю снимок вождя мирового пролетариата.
— А это — моя единственная грамота, — важно заявляет собеседник. — Ею меня отметили, когда еще на фабрике работал. Приятно, вот и храню. Дома долго пылилась, и решил здесь повесить. Зато раритет, — улыбается Шевелев.
— Здрасьте! Можно поменять замок на сапоге? – заглядывает в мастерскую приятная девушка.
Сапожник осматривает обувь и называет примерное время окончания.
— Ну, я тогда пока погуляю, — говорит горожанка.
Самые распространенные заказы атыраучан – набойки, профилактика, обшивка, подклейка, замена молний, бегунков (собачек), подошвы. Случается ушивка сапог по голенищу или расширение голени. Редко, но бывает и замена супинатора.
Андрей Николаевич говорит, что с 16 лет начал учиться обувному делу, а сапожное дело само собой как-то пришло:
— После развала СССР фабрика индпошива распалась. И я остался без работы. В разных местах трудился. А в начале 2000-х вернулся к обуви.
Хорошо пошла работа, обрел постоянных клиентов. Однажды подумал расширяться. Но доллар резко подскочил в цене, и Андрей так и остался в этой мастерской. Говорит, нравится.
— Инструменты и оборудование, которые используются для ремонта обуви, практически не меняются на протяжении десятилетий, — рассказывает Андрей. И сегодня башмачник использует в своей работе все те же молоток, плоскогубцы, кусачки, крючок, нож, ножницы, отвертку, гвозди, обувной клей (показал мне несколько видов!), иголки да нитки.
— Раньше в обуви делали кожаный верх, кожаные подошвы, кожаные стельки, – рассказывает Шевелев. – Сейчас все это обходится очень дорого, потому продукцию удешевляют всеми возможными способами. Хорошая обувь сейчас не может стоить меньше 100 долларов, а такую не каждый позволит себе купить.
УЛЕТЕВШИЕ ПОДОШВЫ: ДОРОГИ НИ ПРИ ЧЕМ
— Вот вы давно работаете в этом деле. Вы можете сравнить — сейчас к вам больше или меньше обращаются? Больше — потому что дороги плохие, асфальта нет или качество обуви плохое?
— И старые клиенты приходят, и новых лиц много. Я не считал. Но дороги тут ни при чем. Просто качество обуви не очень. Бывает, даже из магазина приносят новые, которые с браком. Я, порой, даже когда просто по городу иду, невольно замечаю сточенные каблуки, ботинки, которые просят каши. Так хочется посоветовать — мол, вам надо подбить! – улыбается собеседник.
— Знаете, раньше обувью часто занимались кавказцы. Но, к сожалению, время идет, многие ушли из жизни. После начали приезжать сапожники из Узбекистана. Так как у них работы нет там, а у нас можно неплохо заработать. Но как говаривал мой мастер: «Хорошее качество — и клиенты будут все твои!» Братья-узбеки ремонтируют обувь дешево, вот к ним и идут, желая сэкономить. Но качества нет, они приехали и уехали, а отвечать будет некому. Лучше все же обращаться к проверенному мастеру.
Пока разговариваем, в мастерскую заглянул наставник Андрея – Амантай Имангалиев. Рассказал с удовольствием о своем ученике.
ПРО ИЗНАНКУ БОТИНОК
— Андрей к нам пришел в 1980-х, после школы. Сначала был нашим учеником, потом шил новую обувь, сидел в цеху. Затем — уже на полной сборке обуви. Когда СССР распался – а вместе с ним и наша фабрика, мы кто куда ушли. Например, у меня свой цех есть, мы шьем обувь на заказ, реставрируем. Андрей сидит в своей мастерской. Он хороший специалист, справедливый парень, добросовестно относится к клиентам, с народом хорошо работает. Да, в последнее время мастера по ремонту обуви бывают приезжие. Некоторые из числа кандасов, бывших оралманов. Но они не совсем специалисты. Мы-то с Андреем имеем опыт, мы сами шили обувь. А если человек шил раньше обувь, он знает всю ее изнанку, все нюансы ее изготовления. И от этого зависит и ремонт сапог, ботинок, специалист уже знает, как ремонтировать внутри, снаружи. А люди, которые сейчас научились по-быстрому тому делу, – лишь в силах подбить, забить. А поставить каблук, подошву поменять, как специалисты, не смогут. Вы только не пишите название нашей профессии «сапожник».
— Почему? – удивляюсь я.
— Лучше напишите «мастер по ремонту обуви». Просто молодежь совсем не идет к нам, нам некого буквально учить. Если только из числа лиц с ограниченными возможностями… Сейчас же хотят быстрых больших денег. А чтобы освоить профессию, это ж надо посидеть, покорпеть. Да, это долгий процесс, но со временем всё придет, — утверждает Амантай ага и прощается с нами.
— А не готово ли? — возвращается та самая девушка. — Ой, как хорошо. Спасибо вам, — радуется починке сапога.
Андрей Николаевич дает ей совет – впредь, если замок станет заедать, смазывать его машинным маслом, а не растительным, как многие женщины поступают. Я беру это на заметку.
— Да, в обуви нужно знать толк, а то немало атыраучан купят красоту, обуются и думают потом, мол, я леди (или босс). А нужно, чтобы обувь сочеталась с одеждой. А сейчас что: шуба, а на ногах кроссовки! Или, к примеру, платье, юбка и… тоже кеды?!
— Мода такая, ничего вы не понимаете, — вступаюсь я и думаю, что можно уже вытащить из шкафа свои кроссовки: на улице теплеет.
— А вы сами-то — сапожник с сапогами? Любите сапоги носить или ботинки?
— Я иногда сам себе шью обувь. Вот на днях любимые сапожки пришлось выкинуть: просто им уже было 13 лет. Мне нравится ходить в ботинках или кроссовках, в туфлях. А в детстве проблем не было, босиком все бегали, — улыбается.
Кстати, о детстве. Если кто спросит, какие у сапожника Андрея Шевелева, так сказать, опознавательные «фишки», то его постоянные клиенты объяснят: плохо слышит. Потому что еще мальчиком он гриппом сильно заболел. Болезнь дала осложнения, ездил лечиться в Алматы, но не смог восстановить полностью слух, поэтому люди, пришедшие починить ботинки, зачастую обувщику пишут, чтобы было понятно, чего именно хотят.
Андрей рассказывает, что работы много у него зимой, весной, осенью. А вот летом совсем мало клиентов. Поэтому наш герой рыбачит в зной. Это его хобби. Пока нет горожан, желающих починить обувь, показывает мне на телефоне фото: вот здесь — того и гляди рыбак, упадет – огро-о-омный сом! А вот мелкотня – на фото красиво развешанный на балконе на проволоке частик.
— И все-таки, как же выбрать качественную обувь? – хочу узнать я, раз пришла к мастеру.
— Если человек — большой начальник, ему не надо заморачиваться, по грязи ходить, а простой народ как ходит? Вот сегодня снег выпал, а завтра — уже жижа, и человек приходит, жалуясь на обувь. Обувь из КПР – кожеподобной резины для нашего региона неприемлема, вода протекает. Желательно приобретать из натуральной кожи ботинки, но это не каждому по карману. А если кожа плохая, то воду будет пропускать. При выборе обуви надо знать, что в Атырау солоноватая почва, и на обуви будет выступать соль. Человек сам не знает, когда покупает, о качестве: на вид вроде качественные сапоги, а проверить-то можно только в лабораторных условиях — на растяжение, на сжатие, на разрыв. Такие проблемы. Летом можно носить из КПР — летом сухо…
— Спасибо за советы от настоящего сапожника!
— Да что вы! Я вообще, думал, поработаю немного обувщиком, а потом в другую сферу перейду. Но так втянулся, что насовсем. Просто люблю свою работу. И не представляю уже себя не сапожником.
Уважаемые читатели! Если у вас есть свой герой с интересной профессией, пожалуйста, напишите на pricom.kz@mail.ru или позвоните на номер 45-85-02.
Надежда ШИЛЬМАН