В ожидании счастья

В ожидании счастья1 Культура

Ведь что такое, по сути, человеческое счастье? Если упростить до самого малого – это когда твоя радость в гармонии с радостью других. Когда хорошо тебе и мне, и всем. Чтобы достичь этого, необходимо следовать простым истинам, считает аульный дурачок – или чудаковатый мудрец, уж решите сами – Саток. С него и начинается весь сказ о большой любви в маленьком ауле.

В Казахском областном драматическом театре имени Махамбета состоялась премьера спектакля по пьесе Есенжола Домбаева «Келін». После одноименного фильма, а также постановки под названием «Бунт невесток» зритель был готов к любому повороту событий. Однако, к радости всех, кто пришел в этот вечер в театр, увиденное превзошло все ожидания.

«А Алматы больше нашего аула? – спрашивает великовозрастный ребенок Саток (Б. Зинуллин) местного старика и, получив отрицательный ответ, удовлетворенно заключает: «Конечно. Куда уж больше! Наш аул самый большой!» Безгранично любит он свой аул и людей в нем и сильно переживает, когда его жители не понимают простых истин: любишь – женись и будь ребенку отцом, умеешь петь – пой красивые песни и не теряй талант в угоду моде, береги чувства и будь верен. Умом слаб, но сердцем богат и душой чист. Как смешно он блюдет мораль аульчан! Хватая за грудки слабохарактерного, но доброго Акатая  (А. Мухамажитов), он с детской непосредственностью делает внушение. И все понимают – он от своего не отступит, убедит!

Трагическое и смешное переплелось в едином сюжете, где всем правит любовь – чувство искреннее, взывающее к верности и героизму. И каждый из героев, будь то молодые влюбленные Акатай с Алией (Г. Кайырлиева), враждующие мамаши Кайша (М. Шаненова) и Зиба  (А. Мухтарова), молчаливая старушка (Д. Даибаева) и дурачок Саток, привносят свою порцию верности вечным ценностям.

Ах, как хитры эти молодые и задорные, на фоне трагической любви безмолвной Кейуана кажущиеся просто неслыханно беспечными! Ан нет, не подвели, сумели, пусть и довольно дерзко разыграв и проучив обеих мам, спасти себя и свою честь.  А как хороши в своей непримиримости хранящие обиду друг на друга Кайша и Зиба! Но и они сумели забыть все старые распри ради счастья родившегося малыша, ради сохранения семьи, тем более что предмет их раздора давно уже ушел в мир иной.

Верность и смирение, годами не меняющийся образ в старой мужниной военной шинели и сером платке – казалось, все чувства позабыты старушкой. И лишь ежедневно сменяемый букетик полевых цветов, приносимый Сатоком, на мгновение оживляет ее застывший взгляд. Полустертый портрет молодого еще мужа на стене, связка книг да граммофон с пластинкой из далеких лет. «Ах, эти черные глаза!..» Благословив молодых на счастье, навсегда уходит туда, где, наверняка, ждет ее возлюбленный.

Всеразрушающим тайфуном в мирную жизнь аула явилась келин Королина (Н. Аралбай)! Келин ли она? Может ли она зваться так, поправшая вековые традиции дочь высокооплачиваемого генерала из столицы? Достойная жена единственному сыну? Но недолго терпела свекровь капризы столичной штучки и, к радости зрителя, пошла звать ту, которая родила ребеночка от ее ненаглядного сыночка. К тому же Королина оказалась лже-келин, так талантливо сыгравшая злодейку.

Музыка, фоном сопровож-давшая действо, вдруг стала сама править балом. Песни и пляски, пресловутый свадебный «нацби», вокально-инструментальное трио и вдруг оживший белый кролик – все это сбивало с толку зрителя, ни на минуту не давая расслабиться. Такой микс народного и современного, параллели драматургии и замещение жанров стали узнаваемой чертой в творчестве режиссера-постановщика Мухангали Томанова, давшего почти неограниченные возможности для фантазии художника-постановщика Т. Коесова и балетмейстера Гульсины Байкеновой. Молодежь массовки непринужденно играла себя, вовлекая зрителя, делая его участником происходящего на сцене.

Премьера состоялась. Зал, вдруг очнувшись от гипноза, аплодировал стоя, не желая расставаться с полюбившимися героями. «Любите ли вы театр, как люблю его я?..» Такой театр достоин любви зрителя, такие спектакли достойны благодарности зрителя.

Марта Джумагалиева

Поделиться с друзьями

Администратор сайта

Оцените автора
( Пока оценок нет )
Прикаспийская коммуна