СНЯТО В КАЗАХСТАНЕ КИНОСЪЕМКИ В НАШЕМ ГОРОДЕ
В канун главного праздника страны – юбилея Независимости Республики Казахстан – в Атырау впервые открылась киностудия «Акжелкен» при одноименном творческом центре. Состоялась презентация первой ее работы — кинофильма «Студенттік кез» («Студенческая пора»).
Сорокаминутный фильм, как следует из названия, о студенческих годах молодых жителей Атырау. Жан, Ержан по прозвищу «Ботаник» и девушка Ару – этакий любовный треугольник. Сюжет фильма об их знакомстве, общении, общей подготовке к лекциям, о дружбе, любви к музыке. Молодые вместе любят «чатиться», присылают друг другу длинные СМСки с грамматическими ошибками, как это нередко бывает в молодежной среде, ходят вместе в кино. В конце фильма титры «Соны жоқ, болады, немесе мүмкін» («Конца нет, будет, возможно…»). То есть создатели фильма предлагают зрителям самим домыслить, придумать свой вариант финала.
Фильм позитивный, в нем много юмора. Съемки и вообще действие происходило в нашем городе, в местах, где мы бывали сотни раз. Это торгово-развлекательный центр «Тамаша», областная библиотека имени Сланова, спорткомплекс «Мунайшы», микрорайон Алмагуль.
Фильм снял 22-летний студент Атырауского инженерно-гуманитарного института Таймас Сапаргали, завоевавший в прошлом году первое место в номинации «Короткометражные фильмы» на республиканской киноолимпиаде в Астане. Таймас был и сценаристом фильма, и главным режиссером, и оператором. Забегая вперед, скажем, что первый фильм киностудии не имел никакого бюджета. Зато был энтузиазм и желание создать что-то свое. И актеры тоже снялись ради интереса и опыта. Главную роль Жана исполнил учащийся Малой академии искусств имени Н.Тлендиева Шыныбек Рахманов. Роль Ботаника досталась учащемуся средней школы с.Еркинкала Шынгысу Сабирову, а роль Ару исполнила студентка Евразийского университета имени Л.Гумилева Назира Смагул, которая на каникулы приехала домой в Атырау. Всего в кастинге участвовало около 80 человек.
Как рассказывает продюсер фильма «Студенттік кез» Болат Кенжесов, киностудия «Акжелкен» — первая в истории нашего города. Когда несколько лет назад член Союза дизайнеров Казахстана Нурберген Даулетов открыл собственный творческий центр «Акжелкен» и рассказал о своих амбициозных планах, в том числе и об открытии киностудии, мало кто верил, что такое возможно. Оказалось, вполне реально.
— Наша область должна расти по всем показателям, в том числе должна развиваться и культурная сфера, — говорит Болат Кенжесов. — Страна, которая мало вкладывает в культуру, будет иметь духовно нищее поколение. И мы решили внести вклад в развитие культуры, кинематографа. Наш фильм, конечно же, не претендует на лавры кинофестивалей, но начало положено. Я думаю, казахстанцы уже устали от голливудских блокбастеров. Они хотят видеть на экранах образы своих соседей, одноклассников, коллег, виды родного города. Мы придерживались именно этой цели. Это не коммерческий проект, который за прокат снимет немалые деньги. И о бюджете говорить не приходится. Мы использовали собственную технику, свой автомобиль, камеры, компьютеры с соответствующей программой. Нам надо развивать киноиндустрию в Атырау. Мы уже получили первые заказы на создание видеороликов, документальных фильмов.
Судя по отзывам первых зрителей, фильм удался. Как отметил в интервью композитор Болат Кохаманов, ему картина очень понравилась:
— Приятно осознавать, что герои фильма живут среди нас, ездят в обычных городских маршрутках. Надо чаще показывать такие фильмы. Надо вытаскивать наших подростков из сети Интернета. Пусть ходят на такие фильмы.
Режиссеру областного драматического театра Сауле Байменовой фильм тоже пришелся по душе. Сценарий хорошо выдержан, все продумано. Говорит, что с удовольствием пойдет и на другие фильмы киностудии «Акжелкен».
Как признается Болат Кенжесов, алматинские режиссеры заинтересовались создателем фильма «Студенттік кез», теперь Таймаса Сапаргали приглашают поработать вместе, реализовать совместные проекты. Нашему отечественному кинематографу, который все еще применяет консервативный подход к работе, нужна новая сила, новые имена, молодые герои. Сам атырауский режиссер до сих пор получает поздравления, хорошие отзывы о фильме.
— Мне приятно осознавать, что в юном возрасте я нашел себя, — говорит Таймас Сапаргали. — Фильм получится более реалистичным, если его будут снимать современники. Например, картины о молодых нужно снимать молодым, так как они лучше знают эту среду, лучше чувствуют своих сверстников. Работать было нелегко, и в то же время это было одно большое удовольствие. Я чувствовал поддержку всей группы, желание актеров сделать что-то полезное. В процессе работы мы не раз меняли сценарий. Но, в конце концов, добились своей цели.
Конечно, говорить о широком прокате фильма не приходится. Чтобы продемонстрировать картину в кинотеатрах, необходимы лицензии, нужно переписать фильм на специальную ленту. Но областное телевидение уже приобрело копию картины. А для Таймаса Сапаргали открыта дорога в Академию искусств имени Жургенова, куда он давно хотел поступить. Там нужны именно такие молодые энергичные, талантливые люди, преданные искусству, желающие развивать отечественную киноиндустрию.
Работники искусства — народ суеверный и о планах делятся с большой неохотой. Но нам все-таки удалось разузнать у продюсера фильма Болата Кенжесова, что к Новому году будет еще один веселый музыкальный фильм со счастливым финалом о жителях нашего города.
Хочется отметить, что молодые жители Атырау тоже снимаются в фильмах при киностудии «Казахфильм». Наша землячка, студентка Алматинского хореографического училища имени Селезнева Зарина Байкенова снимается в одной из главных женских ролей в кинокартине «Запрещенные танцы», которая выйдет в прокат уже нынешней зимой. Зарине пришлось пройти жесткий кастинг. Ей даже пророчили роль главной героини, но подвел средний рост девушки.
ПОДДЕРЖИМ ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ КИНЕМАТОГРАФ
Сегодня можно сказать, что казахстанский кинематограф медленно, но верно развивается. Об этом говорят и участники Международного кинофестиваля «Евразия», который недавно с успехом прошел в Алматы. Мы взяли интервью у арт-директора кинофестиваля «Евразия», известного киноведа Гульнар Абикеевой.
— Кинофестиваль «Евразия» — самое крупное международное культурное мероприятие в Казахстане, ни в какой другой сфере искусства такого рода фестивали с таким размахом не проводятся, — говорит Гульнара Абикеева. — Очень важно, чтобы кинофестиваль «Евразия» продолжал свою работу. Задачи его очень просты — способствовать развитию киноотрасли, продвигать казахстанские фильмы на международный кинорынок, показывать нашему зрителю шедевры современного кино.
— Какие перспективы имеет Международный кинофестиваль?
— Если посмотреть на фестивальную карту мира, то мы увидим, что вокруг проводится довольно много крупных кинофестивалей — в Москве, в Токио, в Пусане, Шанхае, Тегеране. А вот в центре континента Евразия — пустота. Мы — единственная точка в центре континента, где проводятся фестивали такого уровня. Мы позиционируем себя как страна, находящаяся на перекрестке культур Запада и Востока. Поэтому и конкурсная программа строилась на этом принципе, и внеконкурсная. С другой стороны, мы являемся лидерами целого региона, кинематографии Центральной Азии. Именно через наш кинофестиваль многие зарубежные гости узнают о современном состоянии дел в киноотрасли Кыргызстана, Узбекистана и Таджикистана. То есть мы способствуем не только развитию нашей казахстанской киноиндустрии, но и всей Центральной Азии.
— А чем покорили жюри кинопроекты победителей фестиваля?
— Что касается решения жюри, то нас самих немало удивил тот факт, что две казахстанские картины вышли в главные призеры. И это при всем притом, что и конкурсанты были сильными – фильмы из Франции, Исландии, Ирана, Румынии, России, Филиппин, и жюри было очень авторитетным и работало абсолютно независимо. У нас не было пресс-конференции с членами жюри, поэтому сказать, чем понравились им проекты – сложно. Наверное, высоким профессионализмом молодых казахстанских кинематографистов, художественностью и искренностью.
— Как Вы оцениваете развитие современного казахстанского кинематографа?
— У нас динамично развивающееся казахское кино. Поэтому мы так и назвали одну из своих программ. Еще в 2005 году у нас производилось 5 фильмов в год. Сегодня – 25 фильмов в год производится в Казахстане. Ни одна отрасль современного искусства не имеет такой динамики. Понятно, что кино – не только искусство, но и бизнес. Это мы и хотели отразить в программе фестиваля этого года. На церемонии открытия был показан казахстанский фильм «Возвращение в «А» режиссера Егора Кончаловского. В Международном конкурсе приняли участие три казахстанских фильма – «Перед грозой» Ерлана Нурмухамбетова и Сано Синдзю – это японско-казахская картина и получила Гран-при, «Солнечные дни» Наримана Туребаева – приз за лучшую режиссуру, «Риэлтор» Адильхана Ержанова. В качестве «Особого события» были показаны два казахстанских фильма – «Жерұйық» Сламбека Тауекела и «Небо моего детства» Рустема Абдрашова. И еще 13 фильмов было показано в программе «Динамичное казахстанское кино». Вот это и есть ответ на вопрос о том, как сегодня развивается казахстанское кино.
Но у нас мало социального кино – фильмов, в которых отражались бы реалии сегодняшнего дня. А если они и есть — «Вдвоем с отцом» Данияра Саламата, «Тюльпан» Сергея Дворцевого, то их почти не показывают. Еще хочу сказать, что с одной стороны считается, что казахское кино в условиях нашего рынка и аудитории в 16 миллионов человек не может окупиться. С другой стороны есть примеры финансово успешных проектов — «Рэкетир» Акана Сатаева, «Коктейль для звезды» Аскара Узабаева.
— Вы не раз отмечали, что государство дает деньги на производство фильмов, но их не всегда можно увидеть в прокате. На Ваш взгляд, какие меры нужно предпринять для того, чтобы наладить систему кинопроката, маркетинга и организации рекламных кампаний? Необходимы ли изменения на законодательном уровне?
— Да, я считаю, что надо создать такие условия, чтобы не продюсеры бегали за прокатчиками с просьбой «прокатать» казахстанский фильм, а дистрибьюторы бегали за нашим производителем. А то получается, что казахстанский кинопродукт никому не нужен, от него все отпихиваются, потому что прокатная сеть работает по схеме российских прокатчиков, которые, в свою очередь, продвигают американское и российское кино. В 2010 году доля казахского кино в казахстанском прокате была 2,5 процента. Посмотрим, какие будут цифры в этом году.
С мнением известного киноведа согласны и атырауские зрители. Многие считают — чтобы повысить интерес к казахстанскому кино, нужно почаще проводить рекламные кампании.
— В нашей стране много хороших фильмов. Но их мало рекламируют. Посмотрите, как рекламируют российские фильмы. А у нас такой практики нет. Еще хорошо было бы организовать Дни казахстанского кино в каждом регионе страны. К примеру, сняла свой фильм Баян Есентаева, пусть приедет к нам на премьеру, расскажет, покажет. Так мы будем пропагандировать отечественное кино, — считает мама троих детей, 40-летняя Елена. — В кино хожу редко, потому что считаю, что хороших фильмов мало. Мой любимый фильм «Қыз Жібек». Я готова посмотреть его еще много раз. Картина — на все времена, потому что ее снимали соотечественники, которые родились и жили на казахской земле, не понаслышке знают о наших традициях и обычаях. Еще я помню фильм «Кек» — очень понравился, замечательная картина казахстанских творцов.
— Отечественный кинематограф, не спорю, возрождается, но очень медленно, — делится с нами киноман Данияр Сарсенов. — Молодые люди хотят больше музыки, движения, а в казахских фильмах больше философии. Сейчас и в жизни хлопот хватает, следовательно все хотят смотреть легкие фильмы, получить положительные эмоции, зарядиться. Поэтому молодые больше предпочитают голливудские картины. Хотя я не сомневаюсь, что и наши так могут снять. Главное – обучиться и купить хорошую аппаратуру. Помню интервью одного хорошего российского режиссера, который сказал: «Нам помогать не надо. Только не мешайте». Думаю, и нашим молодым кинематографистам не нужно мешать расти, развиваться. В Атырау много талантливой молодежи. Надо дать им шанс, уступить дорогу. И тогда будет толк. Недавно мои друзья сходили на премьеру казахстанского фильма «Возвращение в «А». Сказали, что картина очень хорошо снята, все профессионально, обдуманно. Режиссура отличная. В субботу я собираюсь пойти посмотреть этот фильм. Еще один отечественный фильм, который мне очень понравился — это «Коктейль для звезды». Легкий, запоминающийся, с хорошими песнями.
— Большой популярностью в прокате пользовался фильм «Коктейль для звезды», «Рэкетир», — рассказывает директор кинотеатра «Атырау Киноплекс» Олжас Шарипов. — А вот «Возвращение в «А» несмотря на то, что это был первый отечественный фильм, снятый в формате 3D, не пользуется особым спросом у наших зрителей. Я думаю это потому, что первые два фильма – это фильмы о нашей действительности. А молодые хотят видеть себя на экране, любят комедийные картины, хорошую музыку к фильму. Думаю, наши режиссеры достаточно изучили рынок, и теперь уже пора приступить к большим проектам.
Марина КУАНЫШЕВА