Развей мою печаль, исцели душу!

Пляж в жилгородке 1 Культура

 

Синее небо дарило жизнь, бросая на Землю семена. Оно грело солнцем и освещало ночами Луной и Звездами. Земля, согретая лучами Солнца и напоенная Дождем, давала плоды. А в пространстве между Землей и Небом обитали люди, которым было предназначено принимать эти бесценные дары. Но Жизнь не могла радовать людей только пищей. Загрустили они. И к Небу протягивая руки в молитвах, просили волшебства, что наполнит не чрево их, а души.

Задумалось Небо… Синь его стала тускнеть. И в момент, когда Солнце и Луна с множес­твом своих сыновей-Звезд у самого горизонта бескрайней степи сменяли друг друга, к людям спустилась Мелодия.

 Поначалу люди, занятые своими повседневными делами, не услышали ничего. Только у самых чутких из них вдруг вздрогнули руки. Стали тяжелыми грубые инструменты. Заслышав непривычные, тревожащие душу звуки, на время оставили свои дела. Вырвались из поводьев животные, затихли сварливые собаки, поводя ушами. Мелодия проникала в самые души всего живого. А становясь громче, не пугала и не оглушала, лишь ласкала слух, пробуждая высокие мысли – радостные и грустные.

И тем, чья душа звучала и пела в унисон с небесными звуками, кто первым отозвался на звуки Мелодии, подарило Небо искусство создавать музыкальные инструменты.

Не ищите эту легенду, ее вы не найдете. Она родилась неожиданно, навеянная опять-таки музыкой, которая, кажется, уже живет в дереве и струнах, в плавных линиях домбры. Только неким волшебством можно объяснить, как из неживого создает человек нечто, что потом в умелых, талантливых руках будет рождать волнующие сердце и разум мелодии.

Домбра. Две струны, нехитрый музыкальный инструмент, без которого сейчас трудно представить нашу нацию. Покривим душой, если скажем, что он принадлежит только казахам. Весь древний кочевой люд Великой Степи был очарован домброй. Много легенд, происхождение которых оспаривают ученые мужи, рассказывают о ней.

И радость, и горе изливал кочевник, лишь слегка касаясь кончиками пальцев двух отзывчивых струн. Почему именно две? И почему в звуках, издаваемых ими, всегда таится тихая грусть?

В народе существует легенда о возникновении домбры. В давние времена дочь одного хана полюбила юношу, и вскоре у нее должен был появиться первенец. Через девять месяцев на свет появилась двойня – мальчик и девочка.

Следившая за девушкой ведьма выкрала младенцев и увезла очень далеко, в безлюдную местность, и подвесила детей на зеленую верхушку высокого ветвистого священного дерева – байтерека: мальчика лицом к западу, а девочку лицом к востоку. Младенцы погибли, а гигантское дерево, ставшее для них печальным приютом, засохло от их горьких слез.

Скоро слух о судьбе малышей дошел и до ханской дочери, и она немедля отправилась на поиски своих близнецов. Молодая мать проделала длинный путь, но это оказалось тщетным. Под конец, выбившись из сил, она остановилась, чтобы отдохнуть под высохшим деревом. Вдруг до ее слуха донеслись звуки мелодии. Сердце ханской дочери бешенно забилось – она поняла, что это крик двух невинно загубленных душ. Забыв об усталости, она взобралась на байтерек.

Оказалось, что дерево от низа до самой верхушки голое, а на кроне и на ветвях натянуты останки погибших детей. При малейшем дуновении ветра они начинали колебаться, словно две струны, издавая мелодичные звуки. Мать долго просидела на верхушке байтерека.

Не хотелось уходить: ведь дерево и издаваемые им мелодии словно оживили ее малышей. Женщина сказала себе, что это – все, что осталось от ее младенцев, и сделала из этого дерева музыкальный инструмент. Струна, что направлена на восток, была натянута сильнее, чем та, что направлена на запад.

Несчастная мать решила: «Пусть нижняя струна, что тонко звучит, будет моей дочерью Зарлык (плачущая), а верхняя, слабо натянутая и издающая бархатные звуки, – моим сыном Мунлыком (тоскующим). Она стала играть на домбре, и под ее пальцами родился красивый и печальный кюй.

Байтерек, одиноко возвышающийся в бескрайней степи, издавна считался священным деревом. Уходя корнями глубоко в землю, а кроной – высоко в небо.

Мелодия – символ чистоты, а байтерек – символ единства трех миров: неба, земли и подземелья. И если верить, что первая домбра была рождена из байтерека, то мелодия, возникшая в небе, сначала передалась байтереку, и нежный шелест его листвы был услышан людьми и переложен на музыку.

Неспроста самые древние кюи посвящены природе и природным явлениям. Будто сама Природа говорит струнами домбры, когда звучат «Сары өзен», «Ертіс толқыны», «Боз төбе», «Қызыл қайын», «Мұңлык-Зарлық», «Тәңірі күйі», «Аққу», «Құланның тарпуы», «Ақсақ құлан», «Бозінген», «Шұбар ат», «Тепен көк» и др.

И по сей день каждый, кто хоть раз коснется этих двух струн, навсегда роднится с духами невинных душ, получивших второе рождение в руках безутешной матери.

Марта ОРЫНБАСАРКЫЗЫ

Поделиться с друзьями

Администратор сайта

Оцените автора
( Пока оценок нет )
Прикаспийская коммуна