Какой Наурыз без национального костюма? А какой костюм без пояса, тем более у казаха. Ведь пояс – не просто деталь одежды, это выражение социального происхождения человека, его места рождения и проживания.
Неотъемлемой частью казахского национального костюма, мужского и женского, были пояса из кожи, бархата, шелка, шерсти – белдік. При их изготовлении для парадной одежды заказчики не скупились на дорогие материалы, мастера не жалели времени и вкладывали в работу все свое умение.
Парадные халаты носились с поясом – символом мужской власти и достоинства на Востоке. Как считает модельер-художник, деятель культуры Гульмаржан Махамбет, выполненные из серебра с золочением, искусно инкрустированные бирюзой и декорированные драгоценными камнями пояса можно с полным основанием отнести к лучшим произведениям высокого ювелирного искусства Востока.
Особенно красивы были мужские пояса с подвесками: кошельком, пороховницей, кресалом, трутом, футляром для ножа. Иногда подвески имели только декоративное назначение. И функциональные, и декоративные подвески назывались оқшантай – кожаная сумка для дроби.
Пояса из кожи украшались узорным тиснением, фигурными металлическими накладками со вставками полудрагоценных камней, резными пластинками из кости. Такие наборные пояса – древний элемент одежды. Их казахское название – кисе.
Пояса делали не только из кожи, но из шелка и бархата и носили их взрослые мужчины. У юношей пояса не были наборными, не имели подвесок. Пряжки и накладки на ремень имели сердцевидную форму, делались в виде стилизованных фигур птиц, оленей, волчьей головы, рогов барана и других деталей.
– С ними сходны и женские пояса, правда, они более широкие и нарядные. В основном женские пояса были из шелка. Пояса из шелка с декоративной вязкой называются құр белдік, – рассказывает Гульмаржан Махамбет. –У наших бабушек были пояса, вытканные из верблюжьей шерсти и козьего пуха. Для женских поясов использовался и бархат. Пояса из бархата и шелка, расшитые жемчугом, с пряжками назывались қамар белбеу. Делали также мягкие кушаки – құр.
Как мужские, так и женские пояса украшались металлическими прямоугольниками, треугольниками, сердцевидными и роговидными накладками, накладками в виде балясин со вставками бирюзы, агата, сердолика. Для вставки использовался и нефрит. Казахи считали, что одежда, украшенная нефритом, предохраняет человека от молнии.
Пояса невесты украшались золотом и драгоценными камнями. За один такой пояс отец мог отдать целый табун лошадей. Пояс имел и материальное значение, его можно было отдать под залог, на выкуп.
Каждый кочевник, ставший воином, носил специальный «боевой» пояс. Количество бляшек на поясе зависело от от социального статуса владельца – чем знатнее он был, тем больше имел бляшек на поясе. Особое значение при этом придавалось конечным длинным бляшкам, свисавшим с пояса.
Опоясывание верхней одежды можно назвать визитной карточкой человека. По поясу узнавали, какого он возраста, рода, из какой местности приехал, чем человек занимается.
В областном историко-краеведческом музее есть целая коллекция красивых старинных поясов, как одного из главных атрибутов казахской национальной одежды. Без пояса одежда не имеет ценности и внешней эстетической привлекательности.
Как рассказывает заведующая отделом этнографии музея Светлана Нурпеисова, у наших предков в свое время существовал ритуал опоясывания, например, когда ученик ремесленника или ювелира начинал работать самостоятельно, проводился ритуал опоясывания.
– Опоясывание было одним из символов перехода из одного возрастного класса в другой, – говорит Светлана Нурпеисова. – Пояс повязывался мальчику-подростку в 13-15 лет, причем этот пояс отец дарил на всю жизнь. С этого времени считалось, что он становится джигитом. После этого подросток в большой неразделенной семье был вправе есть вместе с мужчинами и спать со стариками в мужской части дома. Раньше при этом устраивали той, резали барана и приглашали членов общины. Богатое украшение пояса делали мальчикам к празднику обрезания. Поясу отводилось особое место в свадебном и похоронном обрядах. Он для мужчин был оберегом и олицетворением жизненной силы. Существовал казахский обычай – вывешивать на шесте мужской пояс в случае смерти его хозяина. До настоящего времени в быту казахов прослеживается культ вещей умерших близких, особенно дедов. Чаще всего такими вещами были мужской пояс и оружие, которые берегут и верят в их благожелательную и охранную силу.
– Некоторые детали казахской национальной одежды и украшений спустя века вновь стали популярны, – с особой гордостью за свой народ, за свою историю подчеркивает Гульмаржан Махамбет. – Например, одним из украшений вечерних платьев являются красивые, вышитые бирюзой и другими камнями пояса. При этом других украшений к платью не надо, достаточно надеть один такой широкий, большой, красивый пояс, и платье заиграет.
Действительно, каждая деталь казахской национальной одежды имеет свое предназначение и символ. И приятно отметить, что детали эти спустя века вновь вернулись к нам, вновь мы их применяем и используем, бережно храня в своих руках, в своем доме традиции наших предков.
Марина КУАНЫШЕВА