КультураНовостиОбщество

Почему молчат куклы?

Во многих городах Казахстана уже много лет успешно работают профессиональные кукольные театры. Есть они не только в Астане и Алматы. На протяжении 35 лет активно действует кукольный театр в г. Актау. Есть свой театр кукол в г. Актобе, который стал театром XXI века, неоднократно признанным лучшим кукольным театром в республике. Успехом пользуется и театр кукол г. Уральска. Правда, в Западно-Казахстанской области он больше работает как самодеятельный театр для детей. Нет его только у нас, в Атырау. А ведь это хорошая возможность с малых лет прививать детям культуру, пробуждать интерес к искусству.

— Именно театр помогает детям узнать, что значит быть воспитанным человеком, вести себя культурно, вырабатывает такие прекрасные качества, как вежливость, усидчивость, не говоря уже о том, что малыши учатся понимать, что такое добро и зло, — рассуждает режиссер народного театра Дворца культуры имени Курмангазы Павел Скляренко. — Роль и функции любого театра гораздо шире, чем просто пропаганда творчества. Многие ответы на жизненно важные вопросы люди ищут в театре. Взрослые сами охают, мол, детей не оторвать от гаджетов и компьютеров. А что вы им предложите взамен? Поэтому кукольный театр должен быть в каждом городе. Конечно, он нужен и требует постоянных вложений, но разве можно экономить на духовном развитии. Большие деньги мы вкладываем в образование, а культурное развитие страдает.

Павел прав. Придешь, порой, в театр, и сердце болит, когда видишь, что все бегут в зал в верхней одежде. А ведь посещение театра уже само по себе настраивает человека на некую торжественность этого события и соответствующий внешний вид. В театре должно быть все по-другому, совсем не так, как на улице или в супермаркете. И этому людей надо учить с детства. А самый лучший способ прививать навыки поведения — водить детей в кукольный театр. Но его у нас нет.

Уже много лет при Дворце культуры имени Курмангазы действует кукольный кружок. Назвать его театром язык не поворачивается, хотя его бессменный руководитель Инна Мягкова заслуживает особого отношения и огромного уважения.

— Наш, с позволения сказать, кукольный театр существует давно, я сама работаю здесь более двадцати лет. Вот на пенсию собираюсь, а дело передать некому, — сокрушается Инна Викторовна. — Никому не нужен наш театр. Уж сколько бумаг исписано с просьбами приобрести куклы, сценарии, выделить средства на пошив сценических образов и ширмы, но до сих пор кроме зарплаты ничего нет. Народ к нам не ходит, дети сейчас не те, огонька в их глазах нет, все какие-то скованные, заторможенные, безынициативные.

Инну Викторовну перехлестывают эмоции. Ее понять можно. Дело, которому она посвятила, можно сказать, всю свою жизнь, так и останется в небольшой комнатке на третьем этаже ДК. Никто не интересуется кукольным театром. Кружок работает бесплатно, а детей не наберешь. Была возможность посещать со спектаклями детские сады, но и это запретили.

— У нас другой менталитет. Если у жителей нашего города будет выбор куда пойти – на свадьбу или спектакль, они выберут первое, — рассуждает Инна Викторовна. – На посещение театра им жалко и времени, и денег в 500 тенге, зато на свадьбе оставляют, как минимум, десять тысяч тенге.

О том, что в ДК имени Курмангазы есть свой кукольный театр, его директор Аргын Кулманов вспомнил на третьей минуте, долго нахмурив брови и тем самым показав свое отношение к этому виду искусства. И то, что Инна Мягкова собирается в марте на пенсию, а дело передать некому: в театре она — один-единственный работник, он узнал от нас.

— На пенсию собирается? Такая молодая! Ну, по положению мы не имеем права держать людей пенсионного возраста. А вот кому передать ее куклы, еще не решили.

И в воздухе повис вопрос о возможном закрытии театра. Вот так легко и просто можно перевернуть все, что нажито годами – опыт работы, декорации, налаженные связи. Возрождать, развивать, вывести кукольный театр на сцену — дело очень хлопотное.

Но ведь надо с чего-то начинать. И начинать нужно с развития кукольного театра. Возможно ли это, и что для этого нужно?

— Да, возможно, — отвечает на наш вопрос заместитель руководителя областного управления культуры, архивов и документации Азамат Жолаев. – Нужен хороший штат актеров кукольного театра. Их готовят в Алматы, в Академии искусств имени Жургенова. Кроме этого для такого театра нужно типовое здание. Но на первое время подойдет любая хорошая сцена. Сценарий, музыку найти можно. Главное — в финансировании. Наше управление этот вариант не рассматривало.

Зачем такие головные боли управлению культуры, как открытие кукольного театра. Это очень долгий процесс. Начнет один человек, а лавры присвоит другой начальник, потому что это дело не одного года, а в управлении культуры начальники меняются с периодичностью в один год. Лучше провести фестивали, конкурсы или Дни культуры. Эти разовые мероприятия не требуют постоянного финансирования, зато можно сразу и громко показать свою работу. А открывать новое дело — все равно, что в гору камни тащить.

По мнению Павла Скляренко, надо сделать первый шаг, и сначала можно обойтись своими актерами. Энтузиастов в городе много — далеко не все хотят работать в нефтяной компании, кто-то жаждет творческой деятельности. Вот на них и надо делать упор.

А пока ниша свободна, ее заполняют другие люди. Под новый год в Атырау особенно много приезжих артистов. Из Украины, из Грузии, из Узбекистана, не говоря уже о России и юге Казахстана. Атырау по-прежнему привлекателен для желающих быстро обогатиться. В том числе и для артистов кукольного жанра. При частных садах, образовательных и музыкальных центрах, при новых студиях открывается все, что детской душе угодно. Значит, есть спрос. Люди готовы платить деньги за это. Но дело это не одного дня. Где найти человека, который бы взялся за это?

Когда мы готовили материал о кукольном театре, в редакцию пришла новость о том, что наш музыкальный ансамбль «Мұрагер» при областной филармонии поехал в Индию на международный фестиваль. Не все знают историю этого коллектива. «Мұрагер» создал ветеран культуры Мереке Гумаров, когда работал директором драмтеатра. Он мечтал сделать наш театр не просто драматическим, а музыкально-драматическим, чтобы во время спектакля звучала живая музыка, актеры пели, играли на национальных инструментах. Годами ходил Гумаров в управление культуры, все доказывал и доказывал целесообразность такого, на первых порах, ансамбля. А потом взял и сам волевым методом принял в штат театра несколько музыкантов. Несладко ему пришлось, когда со всех сторон стали зажимать и угрожать, мол, на каком основании и кто дал право. Но коллектив выдержал, директор тоже не спасовал. Сшили костюмы, купили инструменты. Потом сменился директор театра, а уже сыгранный коллектив передали в штат областной филармонии имени Жантурина. И вот, пожалуйста, хоть не удалось мечте Гумарова сбыться, зато в нашей области появился прекрасный коллектив, который ежегодно посещает зарубежные страны и достойно представляет казахскую народную культуру. Мереке Гумаров гордится своим детищем, и на его сердце наверняка светло, когда он узнает об очередных гастролях своего коллектива.

Есть ли еще такие смелые люди, готовые взвалить на себя такой груз, как кукольный театр? Денег в бюджете всегда достаточно, главное — суметь убедить нужных людей правильно распределиться средствами.

А спрос есть, тем более в Атырау, где родители смело выкладывают по пятьдесят тысяч за развитие ребенка, в том числе и духовное.

Марина КУАНЫШЕВА

Administrator

Администратор сайта

Статьи по теме

Back to top button