Вот уже несколько десятилетий понятие «Наурыз» у нас ассоциируется с духовным возрождением народа. А духовное богатство нации складывается не только из традиций и обычаев, культуры и искусства, но из истории тоже. В том числе истории наименований местностей, рек и озер, городов и сел. Посему решили несколько просветить читателей о происхождении наз-вания «Үйшік». Ведь так называлось среди местного казахского населения первое поселение людей на месте нынешнего города Атырау.
Крепость Гурьев была построена позже на несколько веков. В результате для коренного населения он оставался Үйшік, а для новых поселенцев – Гурьевом. Об этом говорит Почетный гражданин Курмангазинского района, академик академии гуманитарных наук, член Союза писателей РК, известный краевед, заслуженный деятель РК Умирзак Кажымгалиев.
– Расскажите, до каких пор было известно название Үйшік?
– О названии Үйшік лично я знал от своего деда. Об этом названии также известно из истории многим, как и о реке Яик (Жайык). То есть Жайык и Үйшік были задолго до Гурьева. Приведу один пример того, что коренное население продолжало называть местность старым названием. Наш односельчанин Кабиболла Шаяхметов был участником Второй мировой войны. Кабиболла в составе Красной армии участвовал в освобождении Венгрии, там он оказался в доме почтенного казаха. Как рассказывал Кабиболла, аксакалу перевалило за седьмой десяток, он был полный, смуглолицый с седой бородой и усами. Он спросил у солдата: «Откуда ты родом, сынок?». Кабиболла вспоминал: «Я стал рассказывать, что наш райцентр Ганюшкино, сам я из аула Жар, Дашино, стал называть все названия близлежащих населенных пунктов, но это ни о чем не говорило моему собеседнику». Расстроенный, что не мог объяснить, Кабиболла вспомнил, как отец как-то ездил в Теке (Орал). Услышав это название, старик вмиг посветлел лицом:
«Шырағым-ау, надо было тебе начинать с этого! Теке, Үйшік – я частенько там бывал, а Ак Жайык – это Ұлы су (Великая река), где мы купались и ловили рыбу!». Кабиболла рассказывал, что в тот вечер аксакал вспоминал свою молодость, рассказывал много интересных историй.
Из истории мы знаем, что город Орал среди казахов звался Теке, а Гурьев – Үйшік. Есть исторический факт, что в 1734 году город казахов Үйшік указом царицы Анны Иоановны был назван Гурьевом. Но для коренного населения он так и остался Үйшік.
– А что означает слово «үйшік», где и когда конкретно находился этот городок?
«В 1734 году городок Үйшік (Нижне-Яицкий городок) официально был назван городом
Гурьевом по имени главы семьи Назарьевых». Источник –
«Летопись города Атырау 1640/2001».
– Что такое үйшік? Это маленькое жилье необычной конструкции. На высоте метровых опор домик с конусообразной крышей из собранных и связанных 6-7-метровых камышей площадью 8-12-крылой юрты. Позже, у кого была возможность, расширяли жилье, перекрывали крышу. Такие дома мы встречали в 40-50-х годах прошлого века по берегам Кигача в ауле сотрудников рыбнадзора Скорма, в дельте того же Кигача, расположенного в маленьких островках аула Булгаши. На краю острова Тулак, что находится на юге села Кызыл Оба, на берегу глубоководного залива стоял дом Биляша-правителя, построенный тем же способом. До шестидесятых годов в летние месяцы он использовался под пионерский лагерь.
На месте впадения Жайыка в море такие домики – үйшік, построенные рыбаками, образовали по тем меркам маленькие городки. Первые постройки городка Үйшік были возведены приблизительно на месте современного поселка Геолог, в районе железнодорожного вокзала. Об этом свидетельствуют находки археологов на раскопках Актобе-Лаэти, который находился в районе телевышки. А море находилось в районе Балыкши-Ракуши. Как известно из истории, столицей Золотой Орды был город Сарай – политический и административный центр государства, а Сарайшык выполнял роль культурно-экономического и торгового центра. Сейчас ученые доказывают, что город Актобе-Лаэти был морским портом Золотой Орды. А Үйшік скорее всего был его городом-спутником. Как известно, на пустом месте города не возводятся. Его образование приходится на 1400 годы, то есть название местности имеет примерно 7-вековой срок.
Когда Михаил Гурьев основал крепость, местные жители, возможно, отошли и укрылись. Крепость была у моря, а жилища местных жителей чуть дальше в степь. Из сказанного следует, что основание города Атырау надо датировать не 1640 годом, а гораздо раньше, с городища Актобе-Лаэти. Так что доказать наше предположение о более глубоких корнях Атырау, его принадлежности к ряду древних городов степи, думается, святая обязанность ученых молодого поколения. Я уверен, что это начинание подхватят Мухтар Абилсеитов, Мухамбеткали Куанышкалиулы и другие ученые-краеведы.
По сведениям специалистов, археологические находки в городе Актобе-Лаэти датируются XII-XIV веками, а первые письменные упоминания и отметка на карте итальянских купцов-путешественников местности датируются XIV веком.
– Безусловно, у нас богатая история, нужно только изучать…
– Как сказал Глава государства Нурсултан Назарбаев: «Времена Казахского ханства – это героическая эпоха Алаша в годы лихолетья». Особые торжества в честь 550-летия Казахского ханства стали важнейшим событием, способствуя дальнейшему изучению истории. И это удел не только ученых, но и каждого из нас. А для атыраусцев это дань памяти предкам.
После приобретения независимости наш город растет и процветает. Заасфальтированные дороги, современные здания не могут не радовать гос-тей и жителей города. Площадь имени Исатая и Махамбета, другие памятники великим сынам нашего народа являются связующим звеном между прошлым и настоящим, исторической памятью. И можно было бы превратить город в центр туризма, куда могли бы приезжать не только казахстанцы. Для этого необходимо возводить сооружения и комплексы, повествующие о славном прошлом народа. Это было бы и практическим ответом на статью нашего Елбасы «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания». Мне видится композиция: комплекс Үйшік қала, земля обетованная Асана ата – Жерұйық, дальше по маршруту Асана Кайғы – Еділ – Жайық – Устюрт – Мугалжарские горы – Ұлытау – Бурабай – Ерейментау – Семей – родной край Абая – дальше Алатау, Каратау – Тараз – Моголис-тан – Туркестан. Если со-здать такую макетную композицию, она могла бы наглядно рассказать о всей истории казахского народа. И такой объект несомненно привлек бы туристов. В этой композиции должны отразиться деяния исторических личнос-тей Казтугана и Доспанбета, вехи истории, полные отчаянной борьбы народа за выживание, за независимость, за будущее страны. Вот если бы у нас проводились такие мероприятия, наша область заняла бы достойное место на исторической карте нашего государства. Неплохо было бы организовать в регионе общественную организацию по примеру республиканских «Қасиетті Қазақстан», «Туған жер», которая бы объединила всех любителей истории края. Вот такие мероприятия способны стать весомым вкладом в дело духовного возрождения страны, казахского народа.
Алма ТУРГАНОВА