Когда падал белый снег…
Нельзя ли в этой, и без того короткой жизни, не стрелять друг в друга? А в чем сила армии той или иной страны? Такие простые и в то же время трудные вопросы задает один солдат другому, находясь в лесу, рассуждая о жизни. Так начинается спектакль «Ақ қар жауып тұрғанда…» по пьесе российского драматурга Евгения Гришковца. Этой премьерой Академический Казахский драматический театр имени Махамбета закрыл очередной театральный сезон.
Два солдата по долгу службы в жуткий холод оказываются далеко в лесу. У них спецзадание – взорвать вражеский объект. Они сильно мерзнут, и вся их надежда на наступление утра, когда их вызволят из снежного плена. Их беседы прерываются галлюцинациями, в ходе которых к ним часто приходит красивая Снегурочка в разных образах. Весь спектакль солдаты рассуждают о жизни, вспоминают детство, школьные годы.
– Мы – защитники Родины. А что будет, если мы здесь замерзнем, кто будет содержать мою семью? Разве они не моя Родина?
– Ну да, ты прав, конечно, но мы же солдаты. Мы не можем ослушаться, скажут стрелять – будем стрелять, скажут бежать –побежим. Мы как роботы. Воевать не хочется, людей убивать не хочется, стрелять не хочется. Но придется! Эх, и кто это придумал войны?! И где этот завоеватель Наполеон, кровожадный Гитлер или Сталин, отправивший на топку 20 миллионов человек? Все они в сырой земле! Я вот думаю, нельзя ли в этой, без того короткой жизни, не стрелять друг в друга?
– А какая армия, по-твоему, самая сильная, наверное, у которой есть новейшая техника?
– Я думаю, сильна та армия, в которой берегут солдат. Если отправляют на задания, то переживают за тебя, как твои родители. А у нас как? Придешь в армию, а там страх, недоверие, жизнь и смерть рядом. Если мы не нужны Родине, то почему мы должны отдавать жизнь? Приказ! Эх, много чего для нас непонятного.
Замерзшие парни представляют, как хорошо, наверное, здесь оказаться летом, идти в шортах и майке с холодным напитком в руке…
В своих галлюцинациях они оказываются в детстве, где изводили родителей дурацкими просьбами. Или как впервые оказались с любимой девушкой наедине, но не решились обнять… Они так и не пожили на гражданке, ничего не испытали. Им бы жить да жить, рассказать родителям, как они дороги и любимы, заботиться о них. Встретиться с той самой любимой, обнять, поцеловать, сыграть свадьбу, завести детей! Простые человеческие радости. Но идет снег, кругом бело и холодно. Мальчики пытаются согреться, но Снегурочка появляется все чаще. Уже поздно…
…На сцене появляются трое зайцев с автоматами и лопатами в руках, они приступают к работе – закапывают тела 18-летних мальчишек.
По словам режиссера Жаната Тельтаева, пьеса написана известным российским драматургом Евгением Гришковцом давно. В 2011 году она была переведена на казахский язык Артуром Яхуда и поставлена режиссером на сцене театра в Таразе.
– У молодых солдат перед смертью пролетела вся жизнь перед глазами. От холода они сходят с ума, а Снегурочка – образ смерти. Зайцы с автоматами – это наша задумка, возникшая в связи с сегодняшней ситуацией, когда появилась реальная опасность ядерной войны. Мы хотели показать, что уже животный мир против людей. Они говорят: хватит гадить планету! В конце спектакля фантасгармония в виде ядерной зимы после взрыва. Трагедия в том, что воюют военачальники, а гибнут солдаты. Если можно понять гибель солдат на реальной войне в Украине, то как объяснить смерть наших солдат в мирное время? За 10 лет в армии погибло порядка двухсот призывников. С кем воевать, если придет враг? Парадокс в том, что мужчины должны защищать Родину, но кто будет отвечать за смерть молодых солдат, которые так и не успели пожить?
В главных ролях – только выпустившиеся два молодых актера Сагыныш Максотов и Ерасыл Ертелеуов. Это первые их большие роли, они хорошо поработали. Проведена большая работа со сменой образов, и они справились, молодцы,–говорит
Жанат Тельтаев.
Режиссер в пьесе построил диалоги так, что зрители смогли почувствовать максимальную сопричастность к нашим реалиям. Парни говорили на местном сленге «родной, қойшиш», вспоминали о примечательных моментах гражданской жизни в нашем городе и т.д. И в этих комедийных диалогах для меня холодным душем стал момент, когда солдаты стали выяснять, кто старше. Оказалось, один родился зимой, другой – весной 2004 года. Стало реально страшно. Это наши дети.
Алма ТУРГАНОВА