Какая ж песня без баяна!..

— Настоящая музыка не исчезнет никогда, — убежден известный музыкант, деятель культуры Республики Казахстан, директор Атырауской областной филармонии имени Н.Жанторина Гадил Дюсенгалиев, — она всегда будет востребована, ибо она вечна. И что бы ни говорили скептики и циники, время дешевой низкопробной музыкальной продукции пришло и ушло. А классическая музыка, лирическая песня, душевная мелодия, – как были, так и есть. И будут! Осталось все это потому, что оно настоящее. Потому что это – наши вечные ценности, без которых, как и без искусства вообще, мы обеднеем. Да и как без духовной пищи?

Знаю Гадиля Дюсенгалиева с тех давних милых сердцу детских лет, когда мы вместе с ним ходили в музыкальный кружок при городском Доме пионеров. Это был знаменитый кружок баянистов, которым руководил талантливый баянист-виртуоз Николай Георгиевич Катков, взрастивший не одного настоящего музыканта. Профессиональный музыкант, духовно богатый человек, одаренный, разносторонне развитый, он не только дал нам музыкальное образование, но многому научил, привив любовь к Искусству, Музыке, ко всему, что мы называем Высоким… Гадил пришел чуть раньше, и, когда мы познакомились, он уже был «старожилом» среди начинающих музыкантов. И не только в отношении лет учебы – уже тогда никто не сомневался в его одаренности – налицо был его природный дар.

…Мы приходили сюда после занятий в школе, и часами разучивали по нотам сначала легкие, потом более сложные произведения, только появится новая песня, мы ее напеваем и хотим уже наигрывать на баяне, а наш друг уже играет ее, да так, что хочется петь. Идеальный музыкальный слух дан ему от природы, а трудолюбие привело к рождению талантливого музыканта. Мы занимались музыкой несколько лет. Под руководством нашего учителя и наставника был организован ансамбль и трио баянистов, и мы выступали с концертной программой, выезжая в различные организации и учреждения города. Нас, кружковцев, связывали не только музыка, но и крепкая дружба. И все благодаря нашему необыкновенному, мудрому учителю. Прошли годы. Каждый из нас выбрал себе профессию по душе, я уже тогда параллельно ходила в фотокружок, – влекла газета! — выбор был у каждого из нас. А Гадил Дюсенгалиев выбрал музыку. И остался ей предан навсегда. И сегодня он такой же: верен идеалам юности, предан любимому делу, не изменил самому себе. И потому уважаем в обществе. Его авторитет высок: профессионализм и человечность всегда в цене.

Любовь к ней, Ее Величеству Музыке, началась с малых лет. В семье бабушки, где он воспитывался, впервые, совсем еще ребенком, услышал виртуозную игру на гармошке своего родного дяди Кабдола, и, очарованный, стал жить еще неясной детской мечтой научиться извлекать волшебные звуки. Подрастая, потянулся к трехрядке, да и заиграл вдруг самостоятельно не однажды услышанную полюбившуюся мелодию!

Дядя Кабдол был одаренным человеком, не только музицировал, но увлекался живописью, превосходно рисовал. В доме кроме гармони были мандолина и домбра. Музыка звучала постоянно. А после, когда он пошел в школу, на уроках пения буквально «заболел» музыкой. И сам решил пойти записаться в кружок баянистов в Доме пионеров, который вел его школьный учитель пения Николай Георгиевич Катков. Скажем при этом: вот что значит настоящий педагог, — к нему тянутся дети! Влюбленному в музыку мальчику было тогда десять лет. Но… его не взяли: мал еще, далеко от дома, причин было достаточно, и все они были веские. …Вернулся домой заплаканным, утирая слезы, взял гармошку, сел на старый сундук, и долго играл, забыв обо всем, любимые мелодии. Детские печали быстро улетучиваются. Назавтра снова пошел в Дом пионеров. Робко приоткрыв двери, смотрел зачаровано в светлый зал, где на стульях сидели за пюпитрами школьники с баянами, звучала музыка… Ему казалось, что там, за этими дверями, особый чудесный мир, там только волшебная сказка, где главная героиня — Музыка! Как же попасть туда?! Как научиться играть по-настоящему? Снова и снова он приходит сюда, наблюдает за учениками, слушает мелодии, отрешившись от всего. Конечно, все видел мудрый учитель. И взял-таки увлеченного музыкой мальчика на учебу. Таким было начало.

Гадил Зайденович Дюсенгалиев поступил затем на учебу в музыкальное училище, а по окончании учебы решил продолжить образование в Атырауском государственном университете имени Халела Досмухамедова. Трудовой путь… впрочем, он начался у него еще намного раньше, после 7 класса, когда он в каникулы работал баянистом в пионерском лагере «Пищевик», а по получении диплома стал учителем пения в Балыкшинской школе №23, немало детей научил играть на сырнае, работал затем в детской музыкальной школе, возглавил Балыкшинскую музыкальную школу. Руководил райотделом культуры, его пригласили затем одним из руководителей в областное управление культуры.

И всегда – творил! Творческий человек не может иначе. Известно еще, что способный замечает способного, талантливый талантливого. Еще когда ему было 16 лет, известный в области музыкант Мухиден Габбасов, руководивший в ту пору ВИА «Кызгалдак», пригласил его к себе, оценив его талант, и доверил руководство ансамблем.

Добрым словом вспоминает сегодня музыкант и педагог с опытом и солидным стажем этого даровитого композитора и музыканта, рассказывает о музыканте от Бога Манарбеке Аубекерове, обладавшем своеобразным, неповторимым голосом, — к сожалению, их обоих уже нет среди нас… по-доброму отзывается и о других музыкантах-ветеранах.

Главное, что все эти созданные и руководимые Гадилем Зайденовичем коллективы вышли на высочайший профессиональный уровень, стали известны далеко за пределами нашей республики, в ближнем и дальнем зарубежье. Ансамбль «Жетыген», как и «Кызгалдак», стал Лауреатом республиканского конкурса, а фольклорно-этнографический ансамбль «Атырау», где он был музыкальным руководителем, стал Лауреатом республиканского, Всесоюзного, международного конкурсов. Даже с женой Айсулу его познакомила Музыка! Его будущая супруга была солисткой ансамбля «Кызгалдак». А сегодня их радуют сын и дочь, четверо внуков.

Мы встретились с известным музыкантом, деятелем культуры Республики Казахстан, директором Атырауской областной филармонии имени Нурмухана Жанторина Гадилем Зайденовичем Дюсенгалиевым, и он говорил о том, что волнует. О Ней. О Музыке.

— Гадил Зайденович, а могло быть иначе: не Музыка, а что-то другое?

— Я даже представить себе не могу свою жизнь без музыки. И себя не могу представить в другой профессии. Уверен, убежден: музыка вечна. Думаю, что человеку трудно без духовной пищи, наверное, даже невозможно.

— Вы одинаково блестяще владеете игрой на разных инструментах, в вашем репертуаре произведения русских, казахских, советских, зарубежных композиторов, классика и народные мелодии, эстрадные песни, — последние, кажется, в большинстве?… Что ближе вам, и какой из музыкальных инструментов дорог?

— Классика более всего радует душу. И очень дорог баян. Фортепиано тоже близко. Но я – баянист. Баян, по моему мнению, способен наиболее богато, колоритно передать человеческие чувства, душевные переживания, потому игра на баяне и трогает душу.

— Сегодня иные прагматики утверждают такую шкалу ценностей, где Прекрасному нет места.

— Можно только пожалеть тех, кто погряз в духовной нищете. Искусство вечно. И Музыка нужна всегда. Сегодня так же, как и во все времена, людям нужна хорошая, настоящая музыка. Даже далекие от искусства люди, услышав исполнение музыкальных сочинений на высоком профессиональном уровне, испытывают эстетическое наслаждение. Музыка способна проникнуть глубоко в душу. При условии, разумеется, что исполнитель профессионал. Халтуру, низкопробную музыку отличит даже тот, кто ничего не понимает в искусстве. Например, в ресторанах, когда играет талантливый музыкант и звучит настоящая музыка, люди перестают есть и пить, слушают, не отрываясь, боясь прервать исполнителя.

— Когда вы играете, человек полностью попадает под вашу власть. Как вам это удается?

— Что я могу ответить? К себе я отношусь очень самокритично. Поэтому и собственные сочинения подвергаю собственному жесткому суду. И пока не демонстрирую их публике. Что же касается игры… Научить играть по нотам можно, если человек будет усерден. Стать же профессионалом дано не каждому. Но то, что дано свыше, не повод для самоуспокоения. Нужно оттачивать свое мастерство, неустанно трудиться.

Язык музыки понятен каждому, невзирая на национальную принадлежность. На языке искусства люди всегда поймут друг друга.

— Казахи испокон веков были музыкальным народом, не расставались с домброй, не зря ее назвали вечной спутницей казаха. В звучании кюя степняки слышат всю многоголосицу родной степи, потому что душой, как бы внутренним зрением, охватывают всю свою родную землю. Но в какое-то время это было забыто. А ведь национальной музыке нужна поддержка, как вы думаете?

— Раньше, если ребята шли с домброй, то испытывали неловкость, дискомфорт, зная, что их могли высмеять. Способность играть на домбре не ценилась, и молодежь даже стеснялась своего дара. Сейчас все наоборот. У нас в городе сейчас есть два оркестра – Академический оркестр казахских народных инструментов имени Дины Нурпеисовой, фольклорный оркестр «Нарын», есть фольклорный ансамбль «Мурагер». Национальная музыка поддерживается, развивается.

— Что волнует вас как музыканта сегодня?

— Отсутствие в городе классической музыки, то есть, у нас нет коллективов, которые исполняли бы классическую музыку. Причина банальна: нет кадров. У нас нет скрипачей, виолончелистов. Хотелось бы больше сделать для наших специалистов, проводить больше творческих вечеров, решить их социальные проблемы. Я понимаю их душу, им много не надо. У нас в отрасли культуры по области, и в городе и в районах никогда не было особой текучести кадров. А если и уходили, даже в рыночное время, то это были единицы. И в нашей филармонии работают профессионалы, ведь мы принимаем на работу специалистов с профессиональным образованием. И коллектив стабильный. Люди годами работают на одном месте. Если человек прикипел душой, он уже не сможет бросить музыку. Собственно, это касается любой профессии. Каждая отрасль держится на таких людях – профессионалах, преданных любимому делу.

— Музыка, будет вечная музыка?

— Да, работа, семья, дети, внуки, — это то, из чего складывается жизнь. И надо всем этим господствует музыка. Мы с песней по жизни идем… Она помогает нам жить, растить детей, приходит на помощь в трудную минуту, вселяет надежду, дарит уверенность в завтрашнем дне. Я счастлив, что на земле есть Музыка.

Интервью взяла Регина ВАЛИШЕВА

Поделиться с друзьями

Администратор сайта

Оцените автора
( Пока оценок нет )
Прикаспийская коммуна