«Казахский Гумилев» нашей истории
Трилогия «Еділ – Жайық» известного казахского писателя Анеса Сарая (Әнес Сарай) в праздничной обстановке была презентована атыраускому читателю.
Писатель, 80-летие которого было широко отмечено в Казахстане в прошлом году, родился в Астраханской области, но его предки были родом из Забурунья, с берегов Каспия атырауской земли. И, по признанию писателя, его душа, все мысли всегда здесь, в краю пустынь и моря, рядом с рыбаками и нефтяниками.
Праздничную программу открыло театрализованное представление, которое перенесло зрителей в далекие времена дальновидных ханов и благородных батыров. Артисты Академического Казахского драматического театра имени Махамбета сумели создать атмосферу книг виновника торжества. В концертной программе выступили певцы, музыканты и танцевальные коллективы нашей области.
С поздравительной речью выступила заместитель акима области Нурсауле Сайлауова, пожелавшая писателю творческого долголетия, здоровья и вдохновения. Мэтра казахстанской литературы поздравили поэтесса Акуштап Бактыгереева, сенатор Сарсенбай Енсегенов, писатель Мереке Кулкенов и другие.
В частности, М.Кулкенов заметил, что в казахской литературе «нет выше, нет глубже и шире писателя среди современников, чем Анес Сарай».
– Бывают минуты, когда ты разочаровываешься в себе, как в казахе, но читая ваши произведения, душа преисполняется гордости за свой народ. Книги «Ноғай», «Көк түрік» полны огромной любви к своему народу, – признался М. Кулкенов.
Академик Гарифолла Есим, поздравляя писателя, сказал о значимости этого события для читателей.
– Падает тираж книг, все меньше читателей. Для кого мы пишем? Большинство книг оседают в библиотеках, значит необходимо реформировать работу библиотек, книги надо донести до читателя, – отметил ученый.
Разменяв девятый десяток, писатель, исследователь истории Анес Сарай остается человеком, полным жизнелюбия. Близкие говорят о нем, что нет ни дня, чтобы он не занимался писательским трудом. Он является, по признанию современником, самым пишущим литератором современности.
–Эй! Да, мне 80! Мне исполнилось 80! – под бурные аплодисменты Анес Сарай обратился к собравшимся в уютном зале Дворца культуры имени Курмангазы почитателям своего творчества. – Трилогия, представленная сегодня вам, «Едил – Жайық» – произведение об истории этой земли. И 70% в книге – история Атырау, моя история. Вся моя жизнь – это работа, я написал 25 томов книг, из них издано 17. Еще напишем… Я не знаю, сколько мне выделено лет. Но я очень хочу вновь и вновь возвращаться в Атырау. Пять лет учебы в институте. Пять прожитых мной в этом городе лет. Уехал, устроился в столице, но всегда душой я здесь. Я не за морем приехал, я и есть море. Даже находясь далеко, море, его цвет, холод волн его я чувствую телом и душой. Ведь что такое творчество? Это открытие! Оно начинается с маленьких открытий, которые постепенно становятся книгой. В этом жизнь писателя. Я хотел бы, чтобы выступила перед вами моя супруга Алтыншаш. Дорогая, ты всегда умела говорить лучше меня, прошу!
– Для кого, для чего, будто иглой копая колодец в пустыне, ежедневно кропотливо выискивая детали, работает писатель? – с риторического вопроса начала свое обращение Алтыншаш апай. – Не понаслышке знаю я этот тяжелый труд. Анес Сарай – человек, который без отдыха все дни и ночи в работе. Я знаю также о том, как нужны его труды, поскольку в нашей истории еще немало белых пятен, еще не сформирован взгляд на многие вещи, не дали оценку историческим событиям. Нельзя пенять на то, что сейчас мало читают и перестать писать. Все, что мы знаем, мы должны сохранить и передать будущим поколениям, достоверно и точно. Знаю немало писателей, которые в своих произведениях историю представляют в виде гипотез. Но не таков Анес. Каждое событие, описываемое в его книгах, каждый факт уточнен ссылкой, подтверждением. И это очень сложно. Друзья его даже называли казахским Гумилевым. Я, больше очарованная поэзией Анны Ахматовой, не так глубоко знаю научное наследие ее сына Льва Николаевича Гумилева, но понимаю всю значимость его трудов. Не зря его именем назван университет в Астане. Чтобы не стать «полуобразованными дикарями», знающими лишь чтение и письмо, чтобы возродить нашу духовность, мы должны изучать и почитать нашу историю, смотреть глубже, исследовать наше прошлое. Так, как работает Анес Сарай, – резюмировала видный журналист и супруга писателя Алтыншаш Жаганова.
Авторский взгляд
– В трилогии «Еділ – Жайық» я представил жизнь Прикаспия. Здесь освоение эмбинской нефти, наступление 25-й дивизии Чапаева, Четвертый Туркестанский фронт Фрунзе, это противостояние Халела Досмухамедова, национальной партии «Алаш» против Красного движения, а еще жизнь простых людей, рыбаков Прикаспия. Эта трилогия почти документальная, чередующаяся писательским повествованием. Тут и первые декреты Ленина о гурьевской нефти, и Сергей Киров, возглавлявший наступление на Гурьев. Это целое погружение в историю о времени начала освоения нефтяных месторождений края.
– Вы известны как писатель, правдиво передающий моменты истории. Есть ли место лирике в вашем творчестве?
– Два тома моих рассказов о жизни рыбаков, степняков можем назвать произведениями лирическими. Но без точности сюжет не будет правдив.
С книгой в руках…
Амангельды Шамгонов, историк-краевед, профессор АГУ им. Х. Досмухамедова:
– Кто видел книгу, заметит ее прекрасное оформление, красочность. Книга может стать подарочной, но содержание ее еще дороже и краше. В программной статье Главы государства «Рухани жаңғыру» говорится о том, как важно прививать людям любовь к своей Туған жер». Так вот, трилогия Анеса Сарая и есть история Родины. Все в этой книге правда, и при этом художественная передача очень яркая.
Марта ОРЫНБАСАРКЫЗЫ