История одной тамги
Учащаяся городского лицея Кристина Тян призвала молодежь Атырау больше исследовать родной край. Эта одиннадцатиклассница представила на региональном научно-практическом форуме патриотов в областном историко-краеведческом музее свой проект «Родовые знаки тамги на посуде, найденной в Сарайшыке».
Что хранит кувшин?
Школьница смогла заинтересовать сверстников историей нашего уникального региона. Кристина рассказала, что однажды ее привлекла тема тамги – родового фамильного знака. Да так сильно, что ученица решила написать проект.
— Я побывала в краеведческом клубе «Мирас», где заведует наш краевед Вячеслав Афанасьев. Там обнаружила обломки кувшина, на которых заметила некие символы, называющиеся родовыми знаками – тамгами, — начала рассказ Кристина, сопровождая демонстрацией ребятам на форуме настоящих обломков. – Как известно, тамга выполняла большую роль знака в том или ином родовом племени, была в какой-то степени оберегом.
Кристина Тян поведала, что обнаружила в книге русского ученого А. Левшина «Описание киргиз-казачьих, или киргиз-кайсацких орд и степей» специальную таблицу. Сопоставив знаки на кувшине с таблицей, девушке удалось прочесть знаки казахских родов – шеркеш, конырат, бериш, каракесек.
— А еще во время посещения областного краеведческого музея увидела амфору, которая была найдена во время осмотра береговой линии р. Урал. На ней заметила тамгу. В ее верхней части что-то отдаленно напоминало свастику, в нижней части – расширяющееся к основанию триножие. Наверное, эта амфора была предназначена для разливки вина, других напитков какого-либо рода/племени.
Кристина рассказала, что, заинтересовавшись столь сложной по своей структуре тамгой, она хотела понять, к какому роду относилась.
— Тамги, которые я до этого изучала, были обычной формы, эта же представляла сложную структуру. Если смотреть без некоторых линий, которые, возможно являлись штрихами по отношению к главному знаку, то я бы предположила, что это ногайская тамга, и т.к. через Сарайшык проходил Великий Шелковый путь, эту амфору, возможно, привезли из другой страны и эта тамга принадлежит какому-либо мастеру.
Одиннадцатиклассница напомнила на форуме, что каждому роду раньше выдавали по одной тамге, и она предназначалась для скота, являлась знаком качества на предметах оружия, архитектуры, была на могилах.
— Каждая тамга имеет свою историю, которая может больше рассказать, чем родословная. Считаю, нужно исследовать тамги, т.к. это наше прошлое, — заключила Кристина.
В тот день на форуме представили свои проекты и другие юные краеведы. Например, учащаяся областной национальной гимназия для одаренных детей Арайлым Бағытжан рассказала, как создавался областной историко-краеведческий музей; семиклассница городского лицея Альбина Бактыгали заострила внимание на местном туризме, в частности — о красотах Индерского района и целебных свойствах индерской глины и соли. А шестиклассник школы-гимназии имени К. Сатпаева Нурдаулет Барлыбаев привел интересные сведения о дереве пустыни – саксауле.
Всего на форуме, организованном КГП «Методический центр управления образования Атырауской области» совместно с региональным офисом «Рухани жангыру» в рамках программной статьи Н. Назарбаева «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания» приняли участие порядка 10 школьников Атырау. Все они по окончании форума были награждены благодарственными письмами.
Вместе с тем, в рамках форума был разработан проект меморандума о сотрудничестве между методическим центром управления образования Атырауской области и областным историко-краеведческим музеем. Это значит, что теперь, в рамках реализации программы «Туған жер», уроки краеведения будут проходить иногда в музее, чему школьники на форуме были очень рады.
Надежда ШИЛЬМАН
Фото автора