И ЖИЗНЬ, И СЛЕЗЫ, И ЛЮБОВЬ…

И жизнь и слезы и любовь... копия Культура

Все дни гастролей Казахского государственного академического театра драмы имени Мухтара Ауэзова прошли в Атырау с аншлагом. Вопреки расхожему мнению, что понедельник — день тяжелый, мои ноги сами понесли меня в конце рабочего дня к театру. Я даже не знала, какая будет постановка. Но не это было важно, потому что понимала, что любая постановка знаменитого театра станет отрадой для души. К моему удивлению, билетов уже не было. В длинной очереди в кассу приобретались билеты на последующие дни. Постояв немного, направилась к театру «стрелять» билет. Но это дело оказалось непростым, никто не желал расставаться с заветным билетом. Тем не менее, я продолжала стоять, просто любуясь происходящим…
А театр в этот вечер просто ожил. К нему все шли и шли люди, причем разных возрастов: школьники, люди преклонного возраста, а также мои ровесники. Увидев своих знакомых, одновременно воскликнули: «Ну где же культурным людям встречаться, если не в театре?» Они же помогли мне с билетом, и я буквально вбежала в зал, где царило оживление. Удивительно, но я совершенно случайно попала именно на тот спектакль, который перекликается с некоторыми фактами и моей биографии. Это лирическая драма поэта-драматурга Исраила Сапарбая «?ыз м??ы», посвященная декабрьским событиям 1986 года. Многих моих сокурсников, учившихся тогда со мной на факультете журналистики КазГУ, отчислили, немало испытаний выпало на их долю. (Я же тогда ухаживала за только что родившейся дочкой). С тех пор прошло 27 лет.
Зазвучала трагическая музыка, непрерывный лай собак, на сцене появляются хрупкие силуэты девушек, которые при помощи искусно поставленного света кажутся почти воздушными, а за ними полностью обмундированные солдаты. Девушек избивают, волокут их за волосы. Таким образом, режиссеры Есмухан Обаев и Толеубек Аралбай сразу ввели зрителей в атмосферу тех дней. У меня на глазах появились слезы, я словно села в машину времени…
Главный герой Газиз, отсидев длительное время в тюрьме за участие в восстании, выйдя за ее ворота, закурив сигарету, в душевных муках, в своем монологе словно обращается к нам из прошлого со словами: «За что?!.. За что были вычеркнуты из моей жизни эти годы?»…
Ответ на этот вопрос он будет искать и в сегодняшней жизни, с ее сильно изменившимся укладом, человеческими отношениями, ценностями. Подрабатывая в парке художником, встречает девушку Сагыныш, сильно напомнившую его первую любовь — девушку по имени Ляззат, которая пропала бесследно после участия в декабрьских событиях. Теперь-то он с Сагыныш ни за что не расстанется, поэтому, не изменяя себе, как говорят, «не прогибаясь», готов даже драться за любимую девушку с ее богатым ухажером. Сагыныш оценила по достоинству искренность Газиза, его чистое неозлобившееся сердце. В сцене, когда Сагыныш, бросив в лицо незадачливому ухажеру его золотую цепочку, убегает за Газизом, сидевший в заднем ряду мужчина средних лет произнес: «Наконец-то».
Меня поразила необыкновенная тишина в зале: никто не разговаривал по сотовому телефону, не пил напитки, не шуршал оберткой из-под конфет, после десятиминутного антракта все зрители уже сидели на своих местах, словно боясь пропустить что-то очень важное. Недаром говорят, что великое искусство способно на многое — театр дисциплинирует. Благодаря профессиональной игре актеров зрители им сопереживали, кое-кто тихонько вытирал слезы. Скажите, где еще в сегодняшней жизни мы можем показать свои эмоции? Может быть, за это мы и любим театр, за его способность неназойливо «вытряхнуть» зрителя из его обычной суетливой жизни.
Но вернемся к театральной постановке. Понятно, что каждый зритель воспринял спектакль по-своему, в зависимости от своего жизненного опыта. Но то, что актеры смогли «достучаться» до зрителя было понятно от раздававшихся еще долго аплодисментов зрителей, поднявшихся с мест в едином порыве от чувства благодарности за подаренные эмоции…
На город наступили сумерки, зажглись фонари на улицах, нескончаемый поток машин с зажженными фарами перетекал по автотрассам. Я шла по улицам родного города, который мне сегодня напоминает город моей юности, любимый Алматы, который в декабре восемьдесят шестого разделил полную надежд жизнь моих ровесников на две половины…

Гульжан Елешева

Поделиться с друзьями

Администратор сайта

Оцените автора
( Пока оценок нет )
Прикаспийская коммуна